Конспект урока "Касательная к окружности"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Буркеня Наталия Алексеевна

Конспект урока для 8 класса. Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_geometrii_7_klass.docx127.48 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики МБОУ «Школа №17» Буркеня Н.А.

Конспект урока по геометрии 8 класс.

Учебник: Геометрия: Учеб. для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2000

Тема: «Касательная к окружности».

Цели: 1) Образовательные: способствовать усвоению понятия касательной к окружности; закрепить взаимное расположение прямых и окружностей; формировать умение применять изученный материал при решении задач.

2) Воспитательные: способствовать развитию математической речи, способствовать развитию умение анализировать изучаемый материал; способствовать развитию самоконтроля.
3) Развивающие: формировать умения систематизировать, устанавливать связи ранее изученного с новым; формировать гибкость мышления и критичность.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления изученного. 

Оборудование: Циркуль, треугольник, линейка, мультимедийный проектор, слайды.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие. Постановка целей урока: Ребята, этот урок мы посвятим изучению свойства касательной к окружности, научимся строить её.

  1. Актуализация опорных знаний

Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке. (3 человека к доске)

  • Как могут взаимно располагаться прямая и окружность? (начертите)

Работа с классом.

  • Если d>r, , то прямая и окружность _____.
  • Если d
  • Если d=r, , то прямая и окружность _____.
  1. Изучение нового материала

Дадим определение касательной. Прямая, имеющая с окружностью одну общую точку, называется касательной к окружности, а их общая точка называется точкой касания прямой и окружности.

Рассмотрим алгоритм построения касательной к окружности.

Дано: окружность, О - центр, А - лежит на окружности.

Построить касательную к окружности в точке А.

Построение: 

1. ОА – прямая.

2. От точки А отложим О1А=ОА.

3.Из точек О1 и О проведём окружности, радиусом большим ОА.

4.Через точки пересечения окружностей проведём прямую а. 

Прямая а будет касательной по определению.

Теорема 1. (свойство касательной)

Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания.

Дано: а – касательная, О - центр, А – точка касания.

Доказать:  а┴ОА

Доказательство: Пусть а- касательная к окружности, а┴ОА

Предположим, что это не так. Тогда ОА – наклонная к а,так как перпендикуляр, проведенный из т. О к а, меньше наклонной ОА, тогда расстояние от центра окружности до а меньше радиуса. Следовательно, а и окружность имеют 2 общие точки. Но это противоречит условию: прямая а – касательная. Тогда а┴ОА.

Рассмотрим 2 касательные к окружности, которые пересекаются в одной точке. Полученные отрезки обладают следующим свойством:

АВ и АС – отрезки, проведенные из точки А.

Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны и составляют равные углы с прямой, проходящие через эту точку и центр окружности.

  1. Первичное закрепление изученного материала

Вспомним тему, которую мы изучили на прошлом уроке и решим задание.

1. d – расстояние от центра окружности радиуса r до прямой а. Каково взаимное расположение прямой а и  окружности, если:

А) r=16 см, d=12 см

Б) r=5 см, d=4,2 см

В) r=7,2 дм, d=3,7 дм

Г) r=8 см, d=1,2дм

Д) r=5 см, d=50 мм?

2. Через точку А окружности проведены касательная и хорда, равная радиусу окружности. Найти угол между ними.

3. ОВ=3см, ОА=6 см. Найдите АВ, АС, углы 3 и 4.

  1. Подведение итогов

Что вы сегодня узнали на уроке? (что такое касательная, как построить касательную, доказали теорему)

Все ли было понятно или какие-то вопросы вызвали затруднения?

На следующем уроке мы продолжим изучение понятия касательной и докажем теорему, обратную к доказанной сегодня.

  1. Домашнее задание

Запишите домашнее задание. Повторить материал по записям в тетради. В учебнике с 159-160. №633,634.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока "Числовая окружность" А10 класс

План конспкт урока алгебры 10 класс по учебнику Мордковича, по теме "Числовая окружность!...

Конспект урока "Длина окружности"

Урок изучения нового материала. Это первый урок в связке тем геометрического характера «Окружность, круг, шар» в курсе математики 6 класса....

Конспект урока "Длина окружности" 6 класс по учебнику Н.Я. Виленкина

Урок  построен на деятельностной основе с использованием приёмов моделирования решения задач в реальной жизни, носит практический характер, и обеспечивает развитие познавательной деятельности....

Конспект мастер-класса окружного конкурса педагогического мастерства "Вдохновениe 2015" СОЗДАНИЕ БРОШЮРЫ В ТЕКСТОВОМ РЕДАКТОРЕ WORD

Цель - занятия создание брошюры, задача - научиться разбивать текст на страницы и размещать на них информацию, применяя Колонки и Таблицы....

Конспект мастер-класса окружного конкурса педагогического мастерства "Вдохновение 2015" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Краткое знакомство с общей классификацией игр, описание некоторых эмоционально-сенсорных и организационно - деятельностных игр, используемых для активизации межличностного общения в детском коллективе...

Конспект урока "Длина окружности"

Конспект урока "длина окружности"...