конспект и презентация к уроку «Геометрические фигуры», 5 класс
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Обобщающий урок по теме «Геометрические фигуры»  предназначен  для учащихся 5 класса, занимающихся по учебнику И. И. Зубарева, А. Г. Мордковича.  Цель урока: систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме. Рекомендуется для учителей, работающий в системе СДО. Каждый этап урока сопровождается описанием формируемых на данном этапе УУД.  К конспекту урока приложен раздаточный материал и презентация.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока46.25 КБ
Файл презентация к уроку1.33 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по математике.

Тема урока: «Геометрические фигуры».

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:  

I.Образовательно–развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Геометрические фигуры»;

1.2.Применение опорных понятий: фигура, угол, треугольник, биссектриса, перпендикуляр;

1.3.Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.

1.4. Развитие специальных умений: строить и измерять углы, определять вид угла, строить биссектрису угла, определять вид треугольника, находить периметр и площадь треугольника, проводить  перпендикуляры к прямой и серединные перпендикуляры к отрезку.

II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.

Материально-техническое
и дидактическое обеспечение урока:

карточки с тестовыми заданиями (приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (приложение №4), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность учащихся

1.

Организационная часть урока

Приветствие.

Выдает учащимся раздаточный материал, включающий:  карточки с тестовыми заданиями (приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (приложение №4), индивидуальные доски для рисования;

1 мин

заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов.

2.

Актуализация знаний

1) Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”.

И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

2) сегодня итоговый урок по теме «Геометрические фигуры».

Сформулируйте свои цели  на сегодняшний урок.

Заявка на оценку (на доске): 

«5» - 31 балл и более

«4» -  22-29 баллов

«3» -   15-21 баллов

2 мин

2)формулируют цели урока: повторить и закрепить знания и умения по теме.

3.

Устный счет.

Демонстрирует слайд №2 с примерами устного счета, проверяет ответы

1.  4 ⋅ 13              2.                          3.3.
      + 23
        : 15
           

4.

4 мин

(4 б.)

Выполняют  устные вычисления, результат записываю в бланк ответов и на доске для рисования, показывают учителю

5, 60, 390, 650

4.

Выполнение тестовых заданий.

Проводит инструктаж по выполнению теста

6 мин

Работают с тестовыми заданиями (приложение №1.), ответы записывают в бланк ответов.

5.

Обсуждение решения в группах  

Разбивает учащихся на 6 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

1 группа –субтест №1,

2 группа – субтест №2 (1,2 задание),

3 группа - субтест №2 (3,4 задание),

4 группа – субтест №3 (1 задание),

5 группа – субтест №3 (2 задание),

6 группа – субтест №3 (3 задание).  

Контролирует ход и время обсуждения

2 мин

Обсуждают ответы на тестовые задания

6.

Защита ответов  

Заслушивает ответы каждой группы, называет правильные ответы.

Правильные ответы:

субтест №1: 1) Угол 950- тупой угол;

2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой.

3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром.

субтест №2:

  1. Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий ()
  2. Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол (-)
  3. Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются (-)
  4. Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало ()

субтест №3:

  1. Остроугольные треугольники
  2. Тупые углы
  3. Перпендикулярные прямые

3 мин

(10-13 б.)

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов.

7.

Вопросы-понятия, вопросы-суждения  к тесту

Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов. Ведет учет активности по рядам.

3 мин

( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение)

Задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:

  1. Как доказать, что угол 950- тупой угол?
  2. Что называется высотой треугольника?
  3. Что понимается под перпендикуляром к прямой?
  4. Что такое геометрическая фигура (угол)?
  5. Как доказать, что треугольник является остроугольным (тупоугольным)?
  6. В каком случае пересекающиеся прямые являются перпендикулярными прямыми?

8.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку:

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

1 мин

Выполняют задания.

9.

Решение практических упражнений

Проводит инструктаж по выполнению практических упражнений

10

мин

Выполняют практическое  задание (приложение №2.), ответы записывают в бланк ответов.

10.

Обсуждение решения в группах  

Разбивает учащихся на 6 групп, распределяет по группам номера заданий для сверки ответов:

1 группа –задание №1,

2 группа – задание №2,

3 группа - задание №3,

4 группа – задание №4,

5 группа – задание №5,

6 группа –  задание №6

Контролирует ход и время обсуждения

2 мин

Обсуждают ответы на задания

11.

Защита работ  

Заслушивает ответы каждой группы, демонстрирует на интерактивной доске анимационный слайд №3 с решением задачи. Правильные ответы:

1 группа: 350

2 группа: 550

3 группа: 2 см

4 группа: 3 см

5 группа: 8,5 см

6 группа: 3 см2

6 мин

6 б.

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов.

13.

Вопросы-понятия, вопросы-суждения  по заданию

Контролирует четкость и грамотность формулируемых вопросов. Ведет учет активности по рядам.

3 мин

( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение)

Задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:

  1. Что называется биссектрисой треугольника (перпендикуляром, периметром треугольника)?
  2. Что понимается под перпендикуляром к прямой?
  3. Как доказать, что BDM=55 0?
  4. Каковы свойства и виды треугольников?
  5. Что понимается под площадью треугольника?

14.

Итоги, выставление оценок, домашнее задание

  1. Подводит итоги урока:

Закончить урок мне хочется словами известного российского математика А.И. Мордковича, автора учебника математики, по которому вы занимаетесь: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Давайте посмотрим, насколько вы сегодня достигли своей цели. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3».

  1. Демонстрирует на интерактивной доске слайд №4 с домашним заданием:

Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А – Геометрические фигуры

В- Угол

С– Прямоугольный треугольник

Д – Острый угол

Е -  ABC=700 

  1.  раздает карточки с домашним заданием учащимся.
  2. Демонстрирует слайд №6: Спасибо за урок!

2 мин

Подсчитывают баллы, выставляют оценку в бланк ответов согласно заявке на урок.


  1. ТЕСТ                                              

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

1.

Угол 950

A — острый угол; B — тупой угол; C — прямой угол.

1 б.

2.

Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является…

— высотой;

B — биссектрисой;

C — основанием .

1 б.

3.

Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется…

A —перпендикуляром;        B -высотой;        C –серединным перпендикуляром.

1 б.

Итого: 3 балла

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Отметьте знаком «» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное.

1.

Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий

1 б.

2.

Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол

1 б.

-

3.

Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются

1 б.

-

4.

Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало

1 б.

Итого: 4 балла.

Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие

1.

                           

1–2 б.

Остроугольные треугольники

2.

1–2 б.

Тупые углы

3.

1–2 б.

Перпендикулярные прямые

Всего: 10-13 баллов.

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

  1. Как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? (Фалес)

Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания, в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово:

Постройте  ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5 см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.

Найдите:

  1. Величину углов, на которые биссектриса  делит угол ABC;      (1 б.) (350)
  2. BDM;      (1 б.) (550)
  3. Длину стороны DM;       (1 б.) (2см)
  4. Длину стороны ВМ;       (1 б.) (3,5 см)
  5. Периметр треугольника BDM;     (1 б.) (8,5 см)
  6. Площадь треугольника BDM;      (1 б.) (3 см2)

Всего: 6 баллов.

Бланк ответов

Ф. И. ученика_______________________________________________Класс______________________

  1. Устный счет (по 1 б.)
  1.               2)            3)            4)              

 Итого баллов:

  1. Тест

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

1

2

3

Итого баллов:      

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1

2

3

4

ИИтого баллов:

Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ

1

2

3

Итого баллов:

II.Практические задания

Решение:

Как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль?

Ответ:

1

2

3

4

5

Всего баллов за урок:                         Оценка:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме: «геометрические фигуры»

Слайд 2

Устный счет 4  13 + 23 : 15 ? 37 + 43 : 16  14 ? 660 : 2 – 60 + 40  3 730 – 180 + 20  5 1. 2. 3. 4.

Слайд 3

А В С D 3,5 см 70 0 35 0 35 0 М 55 0 180 0 – (35 0 +90 0 )=55 0 2 см 3 см P Δ BDM = 3 ,5см+2см+3см=8,5см S Δ BDM =(2см • 3см):2=3см 2 Решение практического задания:

Слайд 4

Домашнее задание Отразите отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера: А – Геометрические фигуры В- Угол С– Прямоугольный треугольник Д – Острый угол Е - ∠ ABC =70 0

Слайд 5

Молодцы! Всем спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс

План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...

Конспект и презентация к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные"

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку математики 6 класс "Преобразование обыкновенных дробей в десятичные" по учебнику С.А. Козловой...

Конспект и презентация обобщающего урока "Гидросфера" 6 класс

Обобщающий урок по теме "Гидросфера" позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме, повысить мотивацию учащихся к предмету....

Великое переселение народов, конспект и презентация к уроку в 6 классе

Данная работа позволяет провести интересный и содержательный урок, сочетая традиционные и нетрадиционнные способы изучения материла....

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации»

Урок по информатики в 8 классеТема урока: «Технические средства мультимедиа.  Компьютерные презентации»Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели урока:Образовательная:·...

Конспект и презентация к уроку в 8 классе по теме: «Компьютерные презентации, их назначение и классификация»

Урок №1Тема: Компьютерные презентации, их назначение и классификация.Цели урока:·         помочь учащимся получить представление о мультимедиа, познакомить...