План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Воробьёва Юлия Владимировна

 

План - конспект урока для 7 класса

«Передвижники»

Цель урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;

2.Развить интерес к истории  изобразительного искусства России,творческую активность и мышление;

3.Воспитать любовь к России и национальному искусству.

Урок-беседа.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, репродукции картин.

План урока:

1.Организационная часть.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Мультимедийная презентация, беседа о художниках-передвижниках.

4.Физминутка.

5.  Мультимедийная презентация, беседа о художниках-передвижниках (продолжение).

6. Задание на дом.

Ход урока:

-При знакомстве сюжетной картиной бытового жанра, вы узнали, где возник этот жанр, как он развивался.

-Кого мы считаем основоположником этого жанра в России?  

Художники о которых мы с вами говорили творили в первой половине 19 века. Но мы знаем, что в 1862 году царём Александром 2 было отменено крепостное право, вся либерально настроенная интеллигенция включилась в борьбу за освобождение народа.

Итак, 29 ноября 1871 года в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Открылась новая глава в истории в истории русской живописи - глава о художниках-передвижниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredvizhniki.rar2.8 МБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока для 7 класса

«Передвижники»

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;

Развить интерес к истории  изобразительного искусства России,творческую активность и мышление;

Воспитать любовь к России и национальному искусству.

Урок-беседа.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, репродукции картин.

План урока:

1.Организационная часть.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Мультимедийная презентация, беседа о художниках-передвижниках.

4.Физминутка.

5.  Мультимедийная презентация, беседа о художниках-передвижниках (продолжение).

6. Задание на дом.

Ход урока:

-При знакомстве сюжетной картиной бытового жанра, вы узнали, где возник этот жанр, как он развивался.

-Кого мы считаем основоположником этого жанра в России?  

Художники о которых мы с вами говорили творили в первой половине 19 века. Но мы знаем, что в 1862 году царём Александром 2 было отменено крепостное право, вся либерально настроенная интеллигенция включилась в борьбу за освобождение народа.

Итак, 29 ноября 1871 года в залах Петербургской Академии художеств открылась первая передвижная художественная выставка. Открылась новая глава в истории в истории русской живописи - глава о художниках-передвижниках.

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма.

Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

История

   9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати».

 Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок» .

В 70-80-е годы деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ.

 Иван Николаевич Крамской по праву считается идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества.

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Русский живописец, один из создателей Товарищества передвижников. Правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам.
Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в АХ. Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
Еще в
годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Репин Илья Ефимович (Repin Ilya) (1844—1930), великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».

Крамской Иван Николаевич (1837–1887), русский художник жанровой, исторической и портретной живописи. Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье, первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самоучкой, а потом, при помощи советов одного любителя рисования, стал работать акварелью. В шестнадцатилетнем возрасте поступил в ретушеры к одному харьковскому фотографу. Перебравшись в 1856 году в Петербург, Крамской продолжал заниматься тем же у лучших столичных фотографов. На следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре оказал быстрые успехи в рисовании и живописи. Будучи учеником профессора А. Т. Маркова, Крамской получил малую серебряную за картину «Умирающий Ленский» (1860), большую серебряную медаль за этюд с натуры (1861) и малую золотую медаль, написанную по программе картину: «Моисей источает воду из камня».

Перов Василий Григорьевич  (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866). Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту.

Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887). С глубиной и проницательностью истинного историка и духовидца художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, внеземную логику ее движения, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола.

Большую роль в развитии искусства передвижников играл  П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова

Павел Третьяков родился  декабря 1832 года в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле, работая с отцом. Развивая семейное дело, Павел вместе с братом Сергеем построил бумагопрядильные фабрики, на которых было занято несколько тысяч человек. Состояние П.М.Третьякова к моменту его смерти оценивалось в 3.8 млн. руб

 В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году. Уже в 1860 году меценат составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К.Д.Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А.Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы.

Он скончался 4 декабря 1898 года в Москве. Последние слова его родственникам были такими: "Берегите галерею и будте здоровы". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Итог урока: - Сегодня мы с вами познакомились с новой главой в истории русской живописи - главой о художниках-передвижниках.

-Какие картины вам запомнились? (Уч-ся называют картины).

Домашнее задание:

Сообщения о художниках А.А. Пластове, Т. Н. Яблонской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока и презентация «Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Земляника лесная.»

Что может быть слаще лесной земляники? Под зеленью прячет характер свой дикий, И смотрит оттуда глазами ребёнка - Пять чувств белоснежных на радужке солнца. На краешке чащи распаренный полдень Се...

Человек в горниле времени. Раннее романтическое творчество М.Горького. 11 класс. План-конспект урока и презентация.

Предложенные материалы входят в состав проекта "Золотые уроки учителей Петербурга".Ознакомиться с видео-уроком можно в разделе Видео или на сайте школы №27....

"Зимушка-зима". План-конспект урока с презентацией по ИЗО для 4 класса

Пейзаж родной земли.Зимушка-зима. Цель и задачи урока:познакомить детей с красотой зимнего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты родной природы, учить рисовать по памяти и представлению...

План -конспект урока по химии в 9 классе "Ионные уравнения" с презентацией

   Урок разработан с применением групповой исследовательской работы учащихся. Ребята в ходе эксперимента усваивают сущность ионного взаимодействия веществ, получают первоначальные пон...

План-конспект урока и презентация по теме: "Хобби", М.З. Биболетова 5 класс

Подробный план-конспект урока для 5 класса по теме:"Хобби", М.З. Биболетова 5 класс...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

план-конспект урока по лепке (3(7) класса художественного отделения ДШИ ) "Архангельский пряник"с презентацией

План-конспект урока и презентация могут быть использованы как на уроке 3(7) класса художественного отделения ДШИ, так и в общеобразовательной школе.На уроке  учащиеся знакомятся с пряничным искус...