Рабочая программа по геометрии 9 класс УМК Атанасян Л.С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Воронова Татьяна Михайловна

Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина. Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometrija_9_klass.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»  

                                                              п. Айхал, Мирнинского района Республики Саха (Якутия)

        

               

                           Рабочая программа  по геометрии

                                      на 2015 – 16 учебный год

(2 часа в неделю, количество часов: 68 ч.)

Класс: 9

                                                                                             

                                                                                                             Учитель: Воронова Татьяна Михайловна

  п. Айхал,  2015г.

                                                                    Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки геометрии интегрируются с информатикой. Доказательство геометрических фактов ведется в среде математической лаборатории Динамическая геометрия. Некоторые разделы геометрии закрепляются посредством тестов на ПК, которые разработали сами учащиеся. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК Живая математика – это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа Живая Математика помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Современный компьютерный чертеж можно деформировать и видоизменять, а результаты этих изменений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Живая Математика помогает поставить мысленный эксперимент вида "что если?". Важно отметить, что в среде Живая математика учащиеся работают не с одним единственном объектом (например треугольником), а с целым их семейством.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.                                

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД математический диктант.

Т  - тесты  


                                                                Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид кон-троля

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

Вводное повторение

2

3.09-5.09

1

Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).

1

КУ

многоугольник, элементы многоугольника, свойства, площадь многоугольника

-знать свойства основных четырехугольников;

-знать формулы площадей;

-уметь строить многоугольники и по чертежу определять их свойства

ФО [1],

ИРД

формулы, задания в тетради

3.09

2

Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.

1

КУ

окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

-уметь строить вписанные и описанные окружности;

-знать элементы окружности;

-различать центральные и вписанные углы

ФО [1],

ИРД

начертить вписанную и описанную окружность вокруг треугольника

5.09

Векторы

4

10.09-19.09

3

Понятие вектора.

1

КУ УЗИМ

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

ФО [1], стр.213?1-6

ИРД

п.76-78, №742, 743, 746, 749, 751

10.09

4

Сложение и вычитание векторов.

1

КУ УОНМ УПЗУ

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

ФО [1], стр.213?7-13

ИРД

УМК Живая математика

п.79-82, №754, 757, 761, 763, 765

12.09

5

Умножение вектора на число.

1

УОНМ

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число;

-уметь строить среднюю линию трапеции

ФО [1], стр.213?14-20

ИРД

п.83, 85, №777, 780

17.09

6

Решение задач.

1

КУ  УПЗУ

УЗИМ

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении задач

ФО [1],

ИРД

п.84, №781, 783, 785

19.09

II

Метод координат

11

24.09-29.10

7-8

Координаты вектора.

2

КУ

УОНМ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

ФО [1], стр.249 ?1-8

ИРД

СР[2], С-1

УМК Живая математика

п.86,87, №912, 914, 919, 921

24.09;

26.09

9

Решение задач.

1

КУ

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

ФО [1],

ИРД

УМК Живая математика

п.86,87, №923, 925, 926

1.10

10

Контрольная работа №1.

1

-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач на определение координат вектора, на определение вектора суммы, разности, произведения  

[3], КР-1

3.10

11-12

Простейшие задачи в координатах.

2

КУ УПЗУ

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

ФО [1], стр.249 ? 9-13

ИРД

ИРК

СР[2], С-2

п.88,89, №930, 932, 935, 939, 938, 941, 948, 951

8. 10;

10..10

13

Уравнение окружности.

1

 УЗИМ

уравнение окружности

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

ФО [1], стр.249 ? 16,17

ИРД

УМК Живая математика

п.91, №961, 963, 966

15.10

14

Уравнение прямой.

1

УОНМ

уравнение прямой

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы

ФО [1], стр.249 ? 18-21

ИРД

СР[2], С-3

УМК Живая математика

п.92, №973, 975, 976

17.10

15-16

Решение задач.

2

КУ УПЗУ

уравнение окружности и прямой

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

ФО

ИРД

ИРК

№967, 970, 978, 979

22.10;

24.10

17

Контрольная работа №2.

1

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

[3], КР-2

29.10

III

Соотношение между сторонами и углами треугольника

12

31.10- 26.12

18-20

Синус, косинус, тангенс угла.

3

КУ

УОНМ УЗИМ

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

ФО [1], стр.271 ? 1-6

ИРД

СР[2], С-4

п.93-95, №1013, 1015, 1018, 1019

31.10;

12.11;

14.11

21

Площадь треугольника.

1

УОНМ

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 7

ИРД

п.96, №1021, 1024

19.11

22

Теорема синусов.

1

УОСЗ

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

ФО [1], стр.271 ? 8

ИРД

п.97, №1027

21.11

план

факт

23

Теорема косинусов.

1

КУ

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

ФО [1], стр.271 ? 9

ИРД

СР[2], С-5

обобщенная теорема Пифагора

п.98, №1025(а,б)

26.11

24-28

Решение треугольников.

5

КУ УЗИМ

УОНМ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1], стр.217 ? 10

ИРД

ИРК

СР[2], С-6

УМК Живая математика, задачи на решение треугольника

п.99, 100, №1025, 1030, 1028

28.11;

3.12;

5.12;

10.12;

12.12

29

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

УОНМ

Понятие угла между векторами, скалярного произведения векторов и его свойств, скалярный квадрат
вектора

Знать: что такое угол между векторами, опре-
деление скалярного про-
изведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов.

Уметь: изображать угол между векторами,
вычислять скалярное
произведение

ФО

ИРД

ИРК

п. 101, 102

№ 1039 в, 1040 б,

1042 а, в

17.12

30

Скалярное произведение векторов в координатах

1

КУ

Понятие скалярного произведения
векторов в координатах и его свойства

Знать: теорему о ска-лярном произведении двух векторов и ее
следствия.

Уметь: доказывать
теорему, находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в коор-
динатах

СР № 12

ДМ

(15 мин)

УМК Живая математика, задачи на решение треугольника

п. 103, 104

в. 17–20
РТ № 54, 56

19.12

31

Решение
треугольников. Скалярное произ-
ведение
векторов

1

УПЗУ

Задачи на применение теорем синусов
и косинусов
и скалярного произведения векторов

Знать: формулировки
теоремы синусов, теоремы косинусов, теоремы
о нахождении площади треугольника, определение скалярного произ-
ведения и формулу
в координатах.

Уметь: решать про-
стейшие планиметрические задачи

Проверка задач самостоятельного решения

№ 1049, 1050, 1059

24.12

32

Контрольная работа №3.

-уметь применять теорему

 синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач

[3], КР-3

26.12

IV

Длина окружности и площадь круга

10

14.01 – 13.02

33-34

Правильные многоугольники.

2

КУ

УОСЗ

правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность

-уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;

-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

ФО [1], стр.290? 1-4

ИРД

ИРК

п.105-107, №1081, 1084, 1085

14.01;

16.01

35-37

Нахождение сторон правильного многоугольника через радиусы описанной и вписанной окружностей.

3

КУ УПЗУ УОНМ

УЗИМ УПКЗУ

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

ФО [1], стр.290?5-7

ИРД

СР[2], С-7

УМК Живая математика, задачи на построение

п.108, 109, №1087, 1088, 1091, 1094, 1096

21.01;

23.01;

28.01;

30.01

38-40

Длина окружности и площадь круга.

3

КУ УПЗУ УОСЗ

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

ФО [1], стр.290? 8-12

ИРД

СР[2], С-8

УМК Живая математика

п.110-112, №1102, 1105, 1110, 1114, 1120

4.02;

6.02;

11.02

41

Контрольная работа №4.

1

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

[3], КР-4

13.02

V

Движения

12

18.02 – 20.03

42

Понятие движения.

1

УОНМ

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости

ФО [1],

стр.303?1

ИРД

УМК Живая математика

п.113, 114,

18.02

43-44

Симметрия.

2

КУ УПЗУ

осевая и центральная симметрия

-знать какое отображение на плоскости является осевой симметрией, а какое центральной

ФО [1], стр.303 ?2-13

СР[2], С-9

УМК Живая математика

п.114,115, №1149, 1151, 1153

20.02;

25..02

45-48

Параллельный перенос.

4

КУ УПЗУ УОНМ

УОСЗ

параллельный перенос

-знать свойства параллельного переноса;

-уметь строить фигуры при  параллельном переносе на вектор .

ФО [1], стр.303 ?14,15

ИРД

УМК Живая математика

п.116, №1163, 1165

27.02;

28.02;

4.03;

6.03

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид кон-троля

Элементы доп-ного содержания

Дом.за-дание

Дата проведения урока

план

факт

49-52

Поворот.

4

КУ УОСЗ

УПКЗУ

УЗИМ

поворот

-уметь строить фигуры при повороте на угол

ФО [1], стр.303?16,17

ИРД

СР[2], С-10

УМК Живая математика

п.117, №1167, 1169, 1170

11.03;

13.03;

18.03;

20.03

53

Контрольная работа №5.

1

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

[3], КР-5

УМК Живая математика

20.03

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

14

 1.04 – 22.05

54-55

Об аксиомах планиметрии.

2

КУ

УПКЗУ

аксиомы планиметрии

-знать все об аксиомах планиметрии

ФО [1],

ИРД

конспект

1.04;

3.04

56-57

Решение задач в координатах.

2

КУ УОСЗ

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

ФО [1],

ИРД

ИРК

УМК Живая математика

п.88,89

8.04;

10.04

58-59

Теоремы синусов и косинусов.

2

КУ УПЗУ

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

ФО [1],

ИРД

п.99,100

15.04;

17.04

60-63

Длина окружности и площадь круга

3

Формулы длины окружности ,  площади круга и кругового сектора

Знать формулы и уметь применять их при нахождении площади круга, длины окружности и кругового сектора

тест

п. 110- 112

22.04;

24.04;

29.04;

6.05

64- 65

Правильные многоугольники

2

Правильные многоугольники, окружность, описанная около правильного многоугольника и окружность, вписанная в правильный многоугольник

Знать определение правильного многоугольника,

уметь вычислять угол правильного многоугольника по формуле;-уметь вписывать окружность в правильный многоугольник и описывать

ФО [1],

ИРД

п. 105- 109.

8.05

66-67

Скалярное произведение векторов

2

Скалярное произведение векторов, скалярное произведение в координатах и свойство скалярного произведения векторов

Знать определение скалярного произведения векторов и их свойства и уметь применять формулу скалярного  произведения при решении задач

13.05;

15.05

68

Итоговая контрольная работа

1

уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса

20.05; 22.05

Уроки №69, 70 резервные

Литература:

  1. Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.

Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.

  1. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии -9 УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 9   класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной ...

Рабочая программа по геометрии 7-9 Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии  для  7 - 9  классов образовательной школы создана на основе нормативных документов:·        Стандарт среднего ...

Рабочая программа по геометрии, 7 кл, Атанасян

Рабочая программа по геометрии, 7 класс, учебник - Атанасян Л.С....

Рабочая программа по геометрии, 7 кл, Атанасян

     Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт расп...

Рабочая программа по геометрии, 8 кл, Атанасян

Рабочая программа по геометрии 8 класс  составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ  Л.С.АТАНАСЯН  2 часа в неделю  7 класс...