технологическая карта
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Хачикян Анаида Рудольфовна

Объемы .Объем прямоугольного параллелепипеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 75_urok_5_klass_fgos.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 5 классе.

Учитель:Хачикян Анаида Рудольфовна 

Технологическая карта урока.

   Данные об учителе: Хачикян Анаида Рудольфовна, ГБОУ №59 Гор. Санкт-Петербург.

Предмет: математика. Класс: 5. Учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2011.

   Тема урока: Объемы .Объем прямоугольного параллелепипеда

   Тип урока: урок открытия новых  знаний и умений.

Оборудование: доска, модели параллелепипеда и куба, спичечный коробок, сосуды различной формы, вода, песок, формочка, карточки, задания для выполнения на уроке,  карточки самооценивания .

Обучающие: совершенствование навыка

  • Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, развивать устную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать ответы других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.;

   Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; интерактивный метод.

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: активный метод, репродуктивный, частично- поисковый.

   Планируемый результат.

УУД.

   Личностные: применяют рациональные приёмы для вычислений, используют формулы для вычисления и формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к заданию.

Тема

Объемы .Объем прямоугольного параллелепипеда.

Цель

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

Содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;

Способствовать развитию познавательного интереса;

Создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;

Расширить математический кругозор.

  • Определение параллелепипеда
  • Уметь находить  объем прямоугольного параллелепипеда
  • Выражать одни единицы измерения объема через другие.
  • Владеть навыками работы с геометрическими фигурами (параллелепипед)

Получили знания о прямоугольном параллелепипеде, кубе, усвоили понятия грань, вершины, ребра, выделили свойства противолежащих граней параллелепипеда, граней куба. Получили представление о пространственной фигуре, о трех измерениях фигуры. Закрепили знания с помощью учебника, с помощью выполнения устных упражнений. На  карточках отмечают длину, ширину, высоту параллелепипеда

В тетрадях отмечают длину, ширину, высоту параллелепипеда

Тип урока

Открытие новых знаний.

Основные понятия

Кубические миллиметры, кубические сантиметры , кубические дециметры ,кубические метры ,

 кубические  километры  литры .

Межпредметные связи

Регулятивные- уметь высказывать предположение, вносить необходимык коррективы в действие после его завершения

Коммуникативные-совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать этим правилам

Познавательные-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Ресурсы:

  • Учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Мнемозина, 2011.
  • Доска

Домашнее задание:

П.20 с.120-121 №817,820(а,в,д)

       Этап

урока.

Задачи этапа.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

Время.

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать      

Благоприятный  психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

Включаются в деловой ритм урока.

12

121

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. 

           

           Задание

 Вычислите и расположите трёхзначные ответы в порядке возрастания. Прочитайте, что мы будем учиться вычислять сегодня.

17 × 10 ъ

16 × 4 у

936 : 3 ё

171 : 9 ж

10² о

218 × 2 м

555 : 5 б

Важным свойством тела является его вместимость.

Вместимость фигуры характеризуют объемом.

(На столе стоят разные сосуды и вода.)

Чтобы понять, какой из сосудов имеет больший или меньший объём, проведём эксперимент с переливанием воды.

В ходе эксперимента выясняется, какой сосуд имеет больший объём, делается вывод.

Проведём ещё эксперимент (формочка наполняется влажным песком и переворачивается). Какой вывод можно сделать? (песок имеет такой же объём, что и формочка).

Всегда ли удобно выполнять такие сравнения? (нет)

Учитель: не каждый сосуд можно наполнить водой или песком, существуют геометрические фигуры, объёмы которых можно вычислить с помощью математических формул. Сегодня мы познакомимся с формулами для вычисления объёмов параллелепипеда и куба.

Для начала познакомимся с единицами измерения объёма:

1 мм³, 1см³; 1дм³, 1м³, 1км³ (записать в тетради)

Представьте себе кубик с ребром в 1 см (демонстрируется кубик). Если составить фигуру из 4 таких кубиков, то чему будет равен объём?

Далее демонстрируется кубик с ребром в 1 дм.

Учитель: ребята, предложите способ определения объёма параллелепипеда (разбить на кубики).

ЗАДАЧА: Пусть, а=4 см, в=3 см, с=2 см. Разобьём его на два слоя толщиной 1 см. Каждый слой имеет длину 4 см и состоит из четырёх кубиков, значит объём слоя равен 4×3=12 см³, а всего параллелепипеда будет (4×3)×2=24 см³. Сформулируйте правило для вычисления объёма параллелепипеда.

На доске и в тетрадях: V= аbc

Кто может записать и объяснить формулу для определения объёма куба?

На доске и в тетрадях: V= а³.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают рациональные способы вычислений, и записывают в тетрадь основные примеры.

                                             

Отвечают на вопросы учителя.              

Записывают в тетрадь

В тетрадях запись: 1дм³ = 1л

V= а³.

12

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеустремленность.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3.Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

 

          Давайте немного отдохнём.

  1. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
  1. Исходное положение – сидя на стуле. Отвести голову назад и плавно наклонить назад, на счет 1-2, 3-4 – голову наклонить вперед. Повторить 3 раза.
  2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы налево, 2 – И.п., 3 поворот головы направо, 4 – И.п. Повторить 3 раза.
  3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2- И.п., 3 – то же правой рукой, 4 – И.п. Повторить 3 раза.

        Физминутка для снятия напряжения с глаз.

1) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2) Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)).

3) Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

4) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.

Учащиеся поднимаются с мест и повторяют действия за учителем

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу

2

4.Применение знаний и умений для   нахождения объема параллелограмма (куба)

Показать разнообразие задач на применение рациональных способов вычислений в реальной ситуации.

Организация и контроль за процессом решения текстовой задачи.

Стр127, №820(б,г). 

  • Прочитайте задачу.
  • О чем говорится в задаче?
  • Что требуется узнать в задаче?

В зависимости от предложенных вариантов строится дальнейший разбор и решение задачи.

Решение:

№ 825

         

а)5дм3635см3=5000см3+635см3=5635 см3

   2дм80см3=2000 см3+80 см3

Организация и контроль за процессом решения примеров.

 Контролирует выполнение работы

                            и

Предлагает индивидуальные задания

1) работа по учебнику:

а) стр.127, № 819 устно;

б) № 820 (а - в), выполняется самостоятельно, учитель следит за выполнением, оказывает помощь слабым учащимся;

б) № 821 выполняется на доске и в тетрадях;

в) №823 выполняется самостоятельно, с последующей проверкой.

2) Практическая работа: раздаются фигуры параллелепипеда, и предлагается выполнить необходимые измерения и вычислить объём параллелепипеда. Вычисления записать в тетради.

3) Занимательные задачи:

а) В противоположных вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук сможет доползти до мухи? Сколько таких путей? (6)

б) сколько кубиков вы видите на рисунке? (с одной стороны - 6, а с другой-7)

  1. Фронтальный опрос:

А) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?

Б) В каких единицах измеряется объём?

В) Сколько дм³ в 1 л?

Г) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?

 

Решают задачи,  работают в парах над текстовой задачей.

  Обсуждают подходы для решения задачи. Выполняют краткую запись по условию задачи , отвечают на поставленные вопросы.

Комментируют действия для решения задачи.

.

Учащиеся предлагают несколько вариантов первого действия к задаче.

18

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и                

обсуждают правильность решения примеров и задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

6.Рефлексия.

Дать количественную оценку работы учащихся.

Подведение итогов урока:

  1. Фронтальный опрос:

А) Фигура состоит из 19 кубиков со стороной 1 см каждый. Чему равен объём фигуры?

Б) В каких единицах измеряется объём?

В) Сколько дм³ в 1 л?

Г) Как вычислить объём параллелепипеда, куба?

Учащиеся подводят итоги своей работы:

  • Я сегодня понял…
  • Я сегодня научился…

  • Я не понял…

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне понравилось…
  • Я затруднялся…

  • Моё настроение…

2

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Домашнее задание: стр. п.21 (формулы), стр.129, № 840, 841, 842.

Учащиеся

записывают в дневники задание

3


Карточка самооценивания.

Ф.И._______________________________________________

 Оценивание по 10 балльной системе.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счёт

2

№820(а,в)

3

№823

4

Задание 1

5

Занимательная задача

(по вариантам)

а)   1 вариант    б )2 вариант

5

Итог (ваша оценка за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...