"Терема о трех перпендикулярах" по системно-деятельностному методу
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему

Демина Юлия Алексеевна

Методическая разработка включает в себя технологическую карту урока и конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_o_treh_perpendikulyarah_po_sdm.docx401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: геометрия

Класс: 10

Автор УМК: Геометрия 10-11 кл. Атанасян Л.С. и др.

Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах».

Тип урока: открытие нового знания.

Автор урока: преподаватель математики Демина Юлия Алексеевна ГОА ПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж»

Основные цели:

Метапредметные:

  1. Формировать умение ставить цель, делать выбор, принимать решения и доводить их до исполнения, умение работать по составленному плану; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки; умение анализировать свою деятельность и оценивать ее.
  2. Тренировать коммуникативные умения, умения сотрудничать, работая в группе.

Предметные:

  1. Доказать теорему о трех перпендикулярах.
  2. Сформировать умение использовать теорему о трех перпендикулярах при решении задач.

Задачи:

  • изучить теоретический материал по теме;
  • закрепить  умение его применять;
  • вовлечь учащихся в конструктивную учебную деятельность;
  • развить навыки продуктивного общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Содержание урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Фиксация нового знания.
  6. Первичное закрепление во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД:

Регулятивные - Р;

Познавательные - П;

Коммуникативные - К

УД

Личностные

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса            к уроку; организует внимание - произносит высказывание Крылова А.Н.

Показывает на слайде эталоны: определение перпендилярности прямых, прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости.

Организуют рабочее место.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, объясняют свою точку зрения.

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

– самоопределение;

– смыслообразование.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Учитель предлагает учащимся решить задание со слайда фронтально и в парах.

Задает вопросы, связанные со сложностями при решении заданий.

Учащиеся работают фронтально и в парах, результаты записывают в тетрадях и называют учителю.

Высказывают тезисы о недостатке знаний.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

 – структурирование знаний (П);

 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П);

 – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

- смыслообразование

3

Выявление места и причины затруднения.

Задает вопросы о конкретизации трудностей при решении заданий.

Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.

– подведение под понятие (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- Постановка вопросов (К).

- смыслообразование

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель организует проект выхода из затруднения. Предлагает учащимся озвучить тему и цель урока.

Учащиеся ставят цель проекта;

учащиеся уточняют тему урока;

учащиеся определяют средства;

учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют.

- целеполагание (Р);

- планирование учебной деятельности (Р);

- прогнозирование результата (Р).

– анализ, обобщение,(П);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

 – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

- смыслообразование

5

Фиксация нового знания.

Учитель предлагает обратить внимание на слайд с текстом теоремы и доказательством.

Предлагает устно проговорить решение задачи, которая вызывала затруднение.

Учащиеся записывают формулировку и  доказательство теоремы в рабочих тетрадях.

 Проговаривают решение задачи, которая вызывала затруднение.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);

 – подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

 – структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

- смыслообразование

6

Первичное закрепление во внешней речи.

Организует усвоение детьми нового способа решения задач с помощью теоремы о трех перпендикулярах с проговариванием во внешней речи фронтально.

 Предлагает учащимся выполнить задания устно.

Ребята устно вместе с преподавателем поговаривают решение задачи.

Учащиеся устно формулируют обратную теорему и сравнивают с текстом на слайде.

– анализ, аналогия (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

 – использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно- следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

 – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

– доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

 – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

 – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

 – достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

- смыслообразование

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Предлагает выполнить задание в группах.

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону.

Один из группы озвучивает результаты анализа работ.

–аналогия(П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

 – контроль (Р);

 – коррекция (Р);

– оценка (Р);

–саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К).

смыслообразование;

самоопределение.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Организует  выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

Предлагает выполнить задание в парах и у доски.

Работа организуется в парах и у доски.

–обобщение, аналогия (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– использование знаково- символических средств (П); – установление причинно- следственных связей (П);

– построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К).

– контроль, коррекция, оценка (Р).

- смыслообразование

9

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексивный анализ деятельности (задает вопросы).

Организует оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.

Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Организует обсуждение и запись домашнего задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся поочередно поднимают руки и «ставят» себя на ту или иную ступень на «лестнице знаний», оценивая свою работу на уроке.

Записывают и обсуждают домашнее задание.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

-  использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К).

 

 - смыслообразование

- самооценка на основе критерия успешности ;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа:

1) включить обучающихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока: продолжим работать с перпендикулярными прямыми.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите: согласны ли вы с этим высказыванием?

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\высказывание.gif

- Объясните свою точку зрения.

- Вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? (перпендикулярность прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости, расстояние от точки до плоскости).

  • На слайде эталоны: определение перпендилярности прямых, прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости.

C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\701bd09b795c1b0157de40990155ccf4.jpg

 

- Сегодня на уроке мы с вами определим как могут быть связаны перпендикулярные прямые.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цель этапа: актуализировать знания о перпендикулярности прямых, расстоянии от точки до прямой, зафиксировать затруднение при решении задач о перпендикулярности прямых (по готовым чертежам).

  • Учащиеся работают фронтально, результаты записывают в тетрадях и называют учителю. При необходимости проводится коррекция.

Задание 1

C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\расставь.jpg

Задание 2

C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\найти расст.jpg

- Предлагаю вам сейчас решить  задачу 3.

  • Учащимся предлагается решить задание в парах:

Задание 3

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\зад на пробное.png

Дано: AS ┴ (ABC), < ABC=.

Доказать, что а) AS ┴BC;

                        b) BC ┴(ASB);

                         c) BC ┴BS.

Что вы почувствовали, при решении  задач:

- Я не знаю, как ее решать  задачу без данных.

- Я не уверен, что могу всё решить без дополнительных знаний.        

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: зафиксировать место, где возникло затруднение и причину затруднения, каких конкретных знаний недостает для выполнения задания.

- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты и ответьте на вопросы:

1) какое задание должны были выполнить;

2) чем могли воспользоваться при выполнении задания;

3) в каком месте и почему возникнет затруднение.

  • Одна из групп озвучивает результат обсуждения, остальные при необходимости уточняют, дополняют.

- Я не смог решить  задачу, потому что мне не хватает знаний

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа:

  • организовать построение проекта выхода из затруднения:
  • учащиеся ставят цель проекта;
  • учащиеся уточняют тему урока;
  • учащиеся определяют средства;
  • учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Посовещайтесь в группах в течение 1 минуты:

1. сформулируйте цель дальнейшей деятельности;

2. сформулируйте тему урока.

  • Работа организуется в группах, одна из групп озвучивает результат работы, остальные при необходимости уточняют, дополняют.

Цель: доказать взаимосвязь трех перпендикуляров, научится применять к решению задач.

Тема урока: «Теорема о трех перпендикулярах».

- Для достижения поставленной цели вы должны будете вспомнить задание 1 .

- Что теперь необходимо сделать? (Составить план действий по реализации сформулированной цели.)

        5. Фиксация нового знания.

Цель этапа:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
  • зафиксировать новый способ действия в речи и в рабочей тетради в виде доказательства.
  • . После выступления группы на слайде появляется доказательство теоремы.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\img2.jpg

  • Учащиеся записывают формулировку и  доказательство теоремы в рабочих тетрадях.

- Вы справились с затруднением?

- Что вы теперь можете делать?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа:

  • организовать усвоение детьми нового способа решения задач с помощью теоремы о трех перпендикулярах с проговариванием во внешней речи фронтально.

  • Учащимся предлагается выполнить задание 4:

Задание 4

Доказать, что скрещивающиеся ребра тетраэдра взаимно перпендикулярны:

http://ege-study.ru/materialy-ege/teorema-o-trex-perpendikulyarax/img-3perp/19.jpg

Задание 5

Доказать, что в правильной треугольной призме прямая А1М (где М — середина ВС) перпендикулярна ребру ВС.

http://ege-study.ru/materialy-ege/teorema-o-trex-perpendikulyarax/img-3perp/20.jpg

Задание 6

Доказать, что с  помощью теоремы можно доказать, что диагональ куба АС1 перпендикулярна прямой BD:

http://ege-study.ru/materialy-ege/teorema-o-trex-perpendikulyarax/img-3perp/18.jpg

  • Ребята устно вместе с преподавателем поговаривают решение задачи.

- Сформулируйте, пожалуйста, обратную теорему о трех перпендикулярах.

  • Учащиеся устно формулируют теорему и сравнивают с текстом на слайде:

Обратная теорема. Если прямая a  на плоскости α перпендикулярна наклонной к этой плоскости, то она перпендикулярна и проекции наклонной: a ┴ OB.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;  
  • организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
  • по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

  • Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить задание 7:

Задание 7.

Доказать, что:

C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\доказ.jpg

  • Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проводят самопроверку по эталону.

- Проанализируйте в группах результаты выполнения самостоятельной работы:

в каких местах и почему возникли затруднения.

  • Один из группы озвучивает результаты анализа работ.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:

  • организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия;
  • организовать повторение учебного материала.

Задание 8. На слайде задача по готовому чертежу.

  • Работа организуется у доски.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\зад док.jpg

Дано: МО┴(ОВА), ОВ=ОА, СА=ВС. Докажите, что МС┴ВА.

- Какие знания использовали для решения этого задания?

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа:

  • организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
  • организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;
  • организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке;
  • организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

- Что вы сегодня узнали нового?

- Какова была цель вашей деятельности?

- Почему вы поставили перед собой такую цель?

- Вы достигли поставленной цели?

- Что вы использовали, и что вам помогло в достижении цели?

- Оцените свою работу на уроке с помощью лестницы знаний: как вы считаете на какую ступень вы поднялись сегодня? (учащиеся поочередно поднимают руки)

C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img17.jpg

Домашнее задание: выучить теорему и доказательство теоремы о трех перпендикулярах треугольника (п.20 учебника)

Задача для домашнего задания: 155.

Использованная литература:

Геометрия1011 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.]. — 18-е изд. — М. :Просвещение, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УУД. Системно- деятельностный метод обучения.

Описание системно – деятельностного  метода обучения....

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения  в рамках введения системно- деятельностного подхода  ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Системно – деятельностный подход в формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии, химии через активные формы и методы обучения в свете ФГОС второго поколения.

В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соот...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....