Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.
статья по английскому языку на тему

Кочева Оксана Николаевна

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kocheva_o_n_statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кочева Оксана Николаевна

учитель английского языка

МБОУ Подойницынская СОШ

 Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их.

Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

В связи с  введением ФГОС  нового поколения системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей .

Системно-деятельностный  подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления, умения перестраиваться в  современном обществе. Делается акцент на групповые и парные работы, которые «вытесняют» фронтальные формы работы.

Одним из  эффективных методов деятельностного подхода, является метод проектов, который позволяет реализовать наиболее сложную и существенную для методики задачу – создание языковой среды, а на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.

В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме ввиду того, что отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся («Человек и его окружение»). Главное – это сформировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы.

Метод проектов хорош тем, что он предполагает совместное целеполагание учеников и педагога, предоставляет ребятам право выбора, развивает мышление. Учащиеся  становятся активными участниками, а педагог направляет их деятельность и помогает им. Проектная деятельность предполагает рефлексивную деятельность, так как  данный вид деятельности нацелен также и на самостоятельный поиск новых решений и отбор необходимой информации.

В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, у учащихся становится возможным участие в диалоге культур. Ученик учится выбирать те проблемы, которые связаны с темой проекта, те которые значительны по своей важности, интересны и актуальны для окружающих. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся  сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности как взаимопомощь,  желание и умение сопереживать, развитие творческих способностей. 

           Основные требования к проекту.

   1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах;).

   2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, планировка и обустройство квартиры .)

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

  4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

    Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)Защита проектов (гипотез решения проблемы);

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I. Подготовительный,  который включает в себя следующие шаги:

(планирование учителем проекта в рамках тем программ; выдвижение идеи учителем на уроке; обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей)

II. Организация работы: (формирование микрогрупп; распределение заданий в микрогруппах; практическая деятельность учащихся в рамках проекта).

III. Завершающий этап (промежуточный контроль (при длительном проекте); обсуждение способа оформления проекта; документирование проекта; презентация результатов проекта ; подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.)

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)

Учебный проект: Праздники в Британии

Проект представляет собой обзор праздников Британии (Новый год, Пасха, День Матери, Хэллоуин, Рождество)

Иностранный язык (английский), 6 класс

Краткая аннотация проекта:

Тема проекта - "Праздники в Британии". Проект предполагает творческое освоение учениками ряда тем, изучающихся в  школе. Качественные проблемные вопросы развивают у детей интерес к предмету. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить основные понятия:     “Mother's  Day”,    “  Christmas “,  “Easter”,  “New Year”, “Halloween”

Вопросы, направляющие проект .Основополагающий вопрос:

-Нужны ли праздники современному обществу?

Проблемные вопросы:

1. Каково влияние изучения  британских  праздников на культуру и словарный запас школьника?

2. Как можно, знакомясь с традициями и праздниками страны изучаемого языка, изучить характер британцев?

Таким образом, применение проектных методик  на основе реализации принципов системно – деятельностного  подхода  обеспечивает оптимальные условия развития  познавательной активности учащихся через больший акцент на самостоятельную работу школьников.  Проектные методики  дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность.

Именно данный подход показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее

                                        Список литературы:

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2003, № 5
  2. Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2000,№2,3
  3. Полат Е.С.Обучение в сотрудничестве на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2000,№1
  4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся// Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.