Урок-коммуникация как эффективная форма системно-деятельностного подхода
статья по литературе по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Самоанализ урока-коммуникации по новейшей литературе "Герой нашего вресмени. Эволюция... Деградация... Или?  (Гр.Данской. "В гостиничном номере"). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК-КОММУНИКАЦИЯ

КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В настоящее время в теории и практике преподавания русского языка и литературы в школе появляются новые подходы. Один из таких подходов – системно–деятельностный по форме  организации, а по содержанию обучения – культурологический.  

Как указано в Концепции структуры и содержания предметной области «Филология», филологическое образование нацелено на формирование определённых компетенций – языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической, информационной, что и становится  целью урока-коммуникации.

 Системно–деятельностный подход в образовательной области «Филология» реализует интеграцию предметов русского языка и литературы, привлечение сведений из истории, культурологии.

Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

Ключевой  элемент системно-деятельностного подхода – создание проблемной ситуации. Её целью является выход на личный образовательный результат (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Интегрированный урок литературы в 11 классе рекомендуется проводить на завершающем этапе школьного литературного обучения, когда обобщается изученное за все годы, проводится повторение сквозных тем (как то: проблема маленького человека, проблема лишнего человека, проблема Дома и Семьи, родового гнезда, отцов и детей, личность и государство, образ врача) и обзорное изучение произведений новейшей литературы.

Цели предлагаемого урок-коммуникации  соответствуют новым стандартам.

Основная задача урока для учителя - создание условий для проявления  познавательной активности учеников, развития их индивидуальных особенностей,  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в работе с различными информационными источниками.

Урок-коммуникация начинается с проблемной постановки темы и прогнозирования плана урока и использования культурологического материала.

Затем лексическая работа со статьями толкового и философских словарями словарей по семантике слова «герой».  Фронтально   переработка слайдовой информации в схему «Визитная карта героя нашего времени».  Затем  - групповые и парные формы деятельности: аналитический обзор учебника истории и газетных статей,  репродуктивный обзор  литературы советского периода по предложенному списку по выявлению проблемного понятия.  

На последующем этапе урока использован личностно-ориентированный подход. Это прослеживается в заданиях, предложенных учащимся: переработка прозаического текста в музыкально-поэтическую  речь, сопоставление литературоведческого текста с данными соцопроса, актуализация ключевых понятий и определение личностной позиции.  На этапе  рефлексии обучающиеся на основе личностного выбора соотнесли характерные черты образа героя нашего времени с представлением собственного «Я».

Сочетание  таких форм и видов деятельности  можно считать инновационным на уроке литературы.

Содержательный аспект урока.  В содержание урока включен учебный материал, соответствующий требованиям образовательной программы, заявленным целям и ведущим идеям урока: обобщить на основе изученного в предыдущие годы сведения по понятию «герой нашего времени», синтетически соотнести с материалом учебника истории и выявить особенности образа молодого человека современности. Была предложена проблема по развитию образа  «герой нашего времени» на основе трехчастной структуры исследования.  

Новизна. Принцип подхода к термину «герой нашего времени». Учащиеся воспринимают термины как нечто статичное, абстрактное. Урок подводит к выводу, что содержание термина «герой» наполняется содержанием времени, изменчиво, текуче, но подчиняется единым мировым законам.

Целостность мира показана наглядно через целевое наблюдение и проблемное обобщение на материале литературы, истории, СМИ.

Результативность:

В процессе урока были задействованы все виды речевой компетенции: учащиеся слушали монологическую речь учителя и сверстников, говорили, представляя результаты наблюдений и обобщений, читали учебник истории, газетные статьи, печатный материал, писали, заполняя схему.

При организации аналитической работы с информацией формировались умения мыслить:  анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Личностным образовательным результатом урока считаю  заполненные визитки героя нашего времени, но главным результатом – созданные в результате сотрудничества монологические высказывания, музыкальное исполнение текста.

Наукоёмкость урока определяется  литературоведческими понятиями: герой нашего времени, роды литературы, эпический жанр рассказ, стихотворный ритм и рифма. Межпредметная связь прослеживается  с историей и обществознанием, музыкой, биологией.

Урок служит формированию целостной картины мира во взаимосвязи и взаимодействии. Реализовывается системно-деятельностный подход на культурологической основе. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся успешно осуществляется  на уроке-коммуникации проблемно-исследовательским характером организации их деятельности.

Реализовывался системно-деятельностный подход. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся осуществлялось  на уроке проблемно-исследовательским характером организации их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Метод проектов как один из эффективных методов системно- деятельностного подхода.

Данная статья буден полезна всем, кто использует в своей работе современные методы обучения....

Планирование эффективного урока с системно-деятельностным подходом

Системно деятельностный подход -основа стандартов начального общего образования.Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.Так как основной формой организации обучения я...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ

Системно-деятельностный подход обучения на уроках геометрии как эффективная форма подготовки к ЕГЭ...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в хореографии.

Задача педагога заключается в том, чтобы не дать знания обучающемуся, а научить его учиться....