методическая разработка внеклассного мероприятия в 8 классе по теме " Равновеликие многоугольники"
план-конспект занятия по геометрии (8 класс) на тему

Беляева Светлана Владимировна
Данная работа предназначена для более развёрнутого изучения темы 8 класса: « Площади многоугольников» . Уделяется большое внимание центру тяжести треугольника, соотношению площадей треугольников с одинаковым основанием, рассматриваются задачи на перекраивание фигур в равные по площади, тем самым отрабатываются свойства площадей, применяемые в задачах ОГЭ И ЕГЭ, а также при решении олимпиадных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №21 имени И.С.Давыдова с.Обильного»

Методическая разработка внеурочного занятия

по математике в 8 классе

по теме:

«Равновеликие многоугольники»

Выполнила:

 учитель математики

МКОУ СОШ №21

им.И.С.Давыдова

с.Обильного

Беляева Светлана Владимировна

Стаж-22 года

                                                Аннотация

         Данная работа предназначена для более развёрнутого изучения темы 8 класса: « Площади многоугольников» . Уделяется большое внимание центру тяжести треугольника, соотношению площадей треугольников с одинаковым основанием, рассматриваются задачи на перекраивание фигур в равные по площади, тем самым отрабатываются свойства площадей, применяемые в задачах ОГЭ И ЕГЭ, а также при решении олимпиадных задач.

Цели:

Образовательные:

  1. продолжить формирование умений и навыков решения задач на нахождение площадей многоугольников;
  2. познакомиться с равновеликими фигурами

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления, способностей к анализу, обобщению;
  2. Развитие грамотной математической речи. 

Воспитательные:

  1. воспитывать аккуратность при выполнении чертежей и оформлении решения задач;
  2. воспитывать самостоятельность и самоконтроль
  3. воспитание активности, наблюдательности, культуры умственного труда

Системообразующие цели:

Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель -  расширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов

Оборудование:

      1)мультимедийный проектор;

 2)компьютер.

СТРУКТУРА :

  1. Организационный момент .

Сообщение темы, целей и задач

  1. Актуализация знаний и умений
  2. Систематизация знаний - решение задач по готовым чертежам
  3. Применение учащимися знаний в стандартных и нестандартных условиях
  4. Итоги занятия.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (1. этап мотивации, самоопределения к учебной деятельности);

Здравствуйте! Рада вас вновь видеть на нашем занятии. «Хозяйкой» на сегодняшнем занятии будет одна из важнейших и уже рассмотренных нами теорем о площади. Эта теорема используется для определения площадей многих других фигур, а следствия из нее позволяют получить ряд соотношений между площадями. А также мы узнаем какие фигуры называют равновеликими и научимся решать задачи на перекраивание. (слайд1)

2. Актуализация знаний учащихся. (2. этап актуализации и пробного учебного действия);

Какие фигуры называют равновеликими?(слайд 2)

Привести примеры.(слайд 3)

3.Систематизация знаний

Решение задачи на исследование (слайд 4-5)

Вершина С треугольника АВС с основанием АВ передвигается по прямой, параллельной стороне АВ. При этом получаются различные треугольники. Некоторые из них показаны на рисунке. Какой из образовавшихся треугольников имеет наибольшую площадь?

   Наименьшую площадь?

Безымянный

Вывод : Т.к. основания и высоты у треугольников одинаковые, то и площади их будут равны. (слайд 6)

Вы догадались, какая формула будет лидировать сегодня на нашем занятии? - формула площади треугольника(слайд7)

Рассмотреть свойство медиан треугольника (слайд 8-9)

image166

Медианы треугольника делят его на 6 равновеликих частей.

Решение задач по готовым чертежам (слйды 10-13)

                                                   

Задача 1

Задача 2

Площади треугольников, имеющих равные основания, относятся как их высоты.

Верно ли обратное? Да!(слайд14)

Решение задач по готовым чертежам (слайды 15-17)

SABE = 28
AB = 7
CD = 12      S
ECD- ?

4.Применение учащимися знаний в стандартных и нестандартных условиях.

Равносоставленные фигуры-фигуры, которые можно разрезать на одинаковое число соответственно конгруэнтных (равных) частей.. Равносоставленные фигуры являются равновеликими. Венгерский математик Я. Больяй (1832) и немецкий математик П. Гервин (1833) доказали, что равновеликие многоугольники являются равносоставленными (теорема Больяй - Гервина). Поэтому разрезанием на части и перекладыванием их можно любой многоугольник превратить в равновеликий ему квадрат.

ЛЮБУЮ ФИГУРУ МОЖНО ПУТЁМ РАЗРЕЗАНИЯ ПЕРЕКРОИТЬ В РАВНОВЕЛИКУЮ ЕЙ ФИГУРУ, НАПРИМЕР В КВАДРАТ.

(слайды 18-21)

Решение задач на перекраивание фигур. (слайды 22-26)

5. Итоги.

Что же мы узнали сегодня на занятии? (проводится рефлексия - выполнены ли поставленные задачи, актуальность полученных знаний )

Поблагодарить за активность.

Литература:

1. «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян

2. «Равновеликие и равносоставленные фигуры» В.Г. Болтянский

3. «Удивительный квадрат» Б.А. Кордемский

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель математики МКОУ СОШ №21 им. И.С.Давыдова с.Обильного Беляева С.В. Равновеликие многоугольники

Слайд 2

Основополагающий вопрос: Какие фигуры называют равновеликими?

Слайд 3

Равновеликие фигуры - плоские фигуры одной площади, или геометрические тела с одинаковыми объемами. Примеры: а=8 в=2 S =16 а=4 S =16

Слайд 4

Вершина С треугольника АВС с основанием АВ передвигается по прямой, параллельной стороне АВ. При этом получаются различные треугольники. Некоторые из них показаны на рисунке. Какой из образовавшихся треугольников имеет наибольшую площадь? Наименьшую площадь? задача для исследования

Слайд 5

Запишите формулы для вычисления треугольника. Выберите удобную формулу для применения в этой задаче. Выясните, от чего зависит площадь треугольника? Проверьте в каждом треугольнике высоту. Сравните высоту и основание в каждом треугольнике. Сделайте вывод о площади треугольников. алгоритм решения задачи

Слайд 6

Переменная S принимает одни и те же значения, т.к. все треугольники с общим основанием и равными высотами. Фигуры, имеющие равную площадь называются равновеликими . вывод

Слайд 7

Вы догадались, какая формула будет лидировать сегодня на нашем занятии? Формула площади треугольника:

Слайд 8

Медиана разбивает треугольник на два треугольника одинаковой площади. Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины. Эта точка называется центром тяжести треугольника. Весь треугольник разделяется своими медианами на шесть равновеликих треугольников. Свойства медиан треугольника

Слайд 9

Точку пересечения медиан треугольника называют центром тяжести или центром масс . Оказывается, если поместить в вершины треугольника равные массы, то их центр попадет в эту точку. Центр равных масс иногда называют центроидом . В этой же точке располагается и центр масс однородной треугольной пластинки. Если подобную пластинку поместить на булавку так, чтобы острие последней попало точно в центроид, то пластинка будет находиться в равновесии. Проделай этот опыт и убедись в справедливости данного утверждения. Центр тяжести треугольника

Слайд 10

S BOC = 18 S ABC - ? S BKC - ?

Слайд 11

S BON = 23 S ABC - ? S BAM - ?

Слайд 12

S ABK = 26 S BKC - ? S ABC - ?

Слайд 13

S ABC = 38 S ABK - ? S BKC - ?

Слайд 14

Запомни: Площади треугольников, имеющих равные основания, относятся как их высоты .

Слайд 15

Решить задачу:

Слайд 16

Решить задачу:

Слайд 17

S ABE = 28 AB = 7 CD = 12 S ECD - ?

Слайд 18

ПОЧЕМУ РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ РАВНОСОСТАВЛЕННЫМИ?

Слайд 19

Примеры равносоставленных фигур

Слайд 20

1 СУЩЕСТВУЮТ РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ; 2 РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ РАВНОСОСТАВЛЕННЫМИ; 3 ЛЮБУЮ ФИГУРУ МОЖНО ПУТЁМ РАЗРЕЗАНИЯ ПЕРЕКРОИТЬ В РАВНОВЕЛИКУЮ ЕЙ ФИГУРУ,НАПРИМЕР В КВАДРАТ. ГИПОТЕЗЫ

Слайд 21

фигуры, которые можно разрезать на одинаковое число соответственно конгруэнтных (равных) частей.. Равносоставленные фигуры являются равновеликими. Венгерский математик Я. Больяй (1832) и немецкий математик П. Гервин (1833) доказали, что равновеликие многоугольники являются равносоставленными (теорема Больяй - Гервина). Поэтому разрезанием на части и перекладыванием их можно любой многоугольник превратить в равновеликий ему квадрат. Равносоставленные фигуры -

Слайд 22

Всякий многоугольник можно рассечь на некоторое определенное число треугольников.

Слайд 23

Можно ли перекроить квадрат в любой желаемый многоугольник той же площади или, что то же самое, - любой многоугольник перекроить в равновеликий ему квадрат? Ответ: Да! Очень важное утверждение. Всякий многоугольник можно превратить в равновеликий ему квадрат. Доказательством может служить какая-нибудь возможная последовательность превращений многоугольника в квадрат. Исследовательская задача. Перекраивание

Слайд 24

Всякий треугольник равносоставлен с некоторым параллелограммом

Слайд 25

Всякий параллелограмм можно превратить в квадрат.

Слайд 26

Всякий треугольник можно превратить в равновеликий ему квадрат.

Слайд 27

1.«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян 2.«Равновеликие и равносоставленные фигуры» В.Г. Болтянский 3.«Удивительный квадрат» Б.А. Кордемский Литература

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.

Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».

Данный литературный вечер проводится в рамках методической работы ЦМК общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является открытым мероприятием цикловой комиссии.Основные цели данного ве...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".

Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализир...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для старшеклассников по теме: «День Победы» (9-11 классы)

Сценарий ко Дню Победы Сценарий мероприятия к 9 мая: «Страницы великой эпопеи. Памяти павших»Цель: воспитывать патриотические чувства.Ход мероприятияI. Вступительная частьВедущий...