Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Музы в солдатских шинелях»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Мостовских Александра Сергеевна

 

данная методическая разработка представляет собой авторское обобщение материала о вкладе поэтов-фронтовиков не только в победу над фашистскими захватчиками, но и о  вкладе в развитие литературы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе на тему: «Музы в солдатских шинелях»

Автор: Мостовских Александра Сергеевна

Пояснительная записка

“…литература в дни войны становится

истинно народным голосом

героической души народа”.

Алексей Толстой

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе и истории на современном этапе. Особенна актуальна она в нынешнем году, т.к. 2020 год объявлен в России Годом памяти и славы и посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне Мы возвращаемся к событиям войны, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа. Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, потом - под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке советской земли.

Теоретическая и практическая новизна: данная методическая разработка представляет собой авторское обобщение материала о вкладе поэтов-фронтовиков не только в победу над фашистскими захватчиками, но и о вкладе в развитие литературы.

Вид внеклассного мероприятия: литературная гостиная

Продолжительность: 45 минут

Цель мероприятия: Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; пробудить у обучающихся интерес к данному историческому периоду страны.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные:

  1. показать роль поэзии во время Великой Отечественной войны;
  2. рассказать о вкладе поэтов-фронтовиков в победу над Германией;
  3. познакомить обучающихся с поэтами -фронтовиками Зауралья

Развивающие:

  1. расширение кругозора учащихся, развитие навыков работы с дополнительной литературой;
  2. формирование у обучающихся нравственных ценностей: чувства патриотизма и гордости за свой народ; уважения и трепетного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Воспитательные:

  1. формирование патриотизма, уважительного отношения к ветеранам ВОВ;
  2. воспитание любви к Родине, к отечественной истории и литературе через обзор поэзии Великой Отечественной войны;
  3. воспитание бережного и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, памятникам войны

Материально – техническое обеспечение: проектор, компьютер, презентация, выставка книг о Великой Отечественной войне, поэтические сборники, у участников на столах свечи, бумажные сердечки

Ход мероприятия:

  1. Вступление

Вступительное слово преподавателя:

Я только раз видала рукопашный!

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина

Литература периода Великой Отечественной войны отличается удивительной целенаправленностью. Эта литература, где главная тема – тема Родины, героического подвига, воинского долга и дружбы. Особое звучание патриотическая тема заняла в поэзии. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Остро чувствовали эту ответственность писатели и поэты. Молодые поэты уходили на войну, многие из них не вернулись, но остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Эти стихи были очень необходимы людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

2. Основная часть

Ведущий 1. Первая командировка Константина Симонова в качестве корреспондента фронтовой газеты «Боевое знамя» в июле 1941 года была в стрелковый полк, расположенный неподалёку от Могилёва. Подразделение должно было оборонять этот город, и задача стояла жёстко: не пропустить противника. Немецкая армия нанесла главный удар, пустив в ход мощнейшие танковые части. Бой на Буйничском поле продолжался около 14 часов, немцы понесли сильные потери, у них сгорело 39 танков. До конца жизни в памяти Симонова остались мужественные и героические ребята, его однополчане, которые погибли в этом бою. Вернувшись в Москву, он сразу же написал об этом бое репортаж. В июле 1941 года газета «Известия» напечатала очерк «Горячий день» и фото сгоревших вражеских танков. Когда закончилась война, Константин очень долго искал хотя бы кого-то из этого стрелкового полка, но все, кто принял тогда, горячим июльским днём, на себя удар немцев, до победы не дожили Военным корреспондентом Константин был на всех фронтах, а также в Польше и Югославии, Румынии и Болгарии, делал репортажи о последних победных боях за Берлин. Государство заслуженно наградило Константина Михайловича: Орденом Красного Знамени, Медалью «За оборону Кавказа», Орденом Отечественной войны 1-ой степени, Медалью «За оборону Москвы».

Ведущий 2.

Произведение Симонова " Жди меня" заслуживает отдельного разговора. Написал он его в 1941 году, полностью посвятив любимому человеку – Валентине Серовой. После того, как поэт чуть не погиб в сражении под Могилёвым, он вернулся в Москву и, заночевав на даче у своего товарища, в течение одной ночи сочинил «Жди меня». Печатать стих он не хотел, зачитывал его только самым близким людям, так как считал, что это слишком личное произведение.

Тем не менее стихотворение переписывали от руки и передавали друг другу. Однажды товарищ Симонова сказал, что от глубокой тоски по любимой жене его спасает лишь этот стих. И тогда Константин согласился его напечатать.

В конце 1941 года стихотворение опубликовали в газете «Правда», а в 1943 году сняли фильм с таким же названием, где в главной роли снялась Валентина Серова.

В 1942 году сборник стихотворений Симонова «С тобой и без тебя» имел оглушительный успех, все стихи также посвящались Валентине. Актриса стала для миллионов советских людей символом верности, а произведения Симонова помогали ждать, любить и верить, и дожидаться своих родных, близких и любимых людей с этой страшной войны.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение " Жди меня"

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий 1.

Известный советский поэт-фронтовик Сергей Сергеевич Орлов родился 22 августа 1921 года в селе Мегра Вологодской области. Сергей Орлов постоянно печатался в районной газете. В 1940-ом году поступил на исторический факультет Петрозаводского университета.
В начале Великой Отечественной войны вступил в истребительный батальон народного ополчения Белозерска, составленного из студентов-добровольцев.
Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище.
Молоденький ополченец 1941 года, лейтенант в неполных 20-ть лет Сергей Орлов, 17 февраля 1944 года, будучи командиром взвода тяжёлых танков «КВ» 33-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва, едва не сгорел заживо в танке.
Гвардии старший лейтенант Сергей Орлов воевал на переднем крае. Его танковый взвод в феврале 1944-го года освобождал с боями Великий Новгород (тогда он не имел приставки Великий).
Здесь он снова горел в танке. Второй раз за время боёв. Но теперь дела обстояли куда хуже, 17 февраля танк подбили, он загорелся. Танкистам каким-то чудом удалось вытащить своего командира из объятого пламенем танка.
Возможно, Сергей Орлов этот зимний день февраля и отмечал в последствие, как второй день рождения. Ещё бы! Мало того, что огонь безжалостный изуродовал прекрасное лицо молодого офицера-танкиста, то ещё и осколок от фашистского снаряда пытался достать его сердце.
Но на пути «встала» медаль «За оборону Ленинграда».
Следы от ожогов остались на его лице, на всю жизнь. Впоследствии он маскировал их, отпуская бороду.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение "Его зарыли в шар земной"

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля

- На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Ведущий 2. Одна из самых известных поэтесс - фронтовиков Юлия Друнина. Едва окончив школу, девушка записалась добровольцем в санитарную дружину. Юлии пришлось скрыть информацию о возрасте, соврав, что уже достигла совершеннолетия. Девушку отправили работать санитаркой в глазной госпиталь. Суровое время диктовало собственные правила: кроме прямых обязанностей, врачи и санитары помогали добровольным отрядам строить оборонительные сооружения. Спустя некоторое время Юлия Друнина была ранена на фронте.

Оправившись, девушка поступила в Школу младших авиаспециалистов. По окончании отправилась на Дальний Восток в штурмовую роту. Там Юлию настигло известие о смерти отца. Друнина отправилась в столицу на похороны. На Дальний Восток девушка не вернулась, добившись перевода на западный фронт.

Так Юлия Друнина оказалась в белорусском Гомеле, присоединившись к стрелковой дивизии. Спустя некоторое время девушка вновь получила ранение. Поправившись, девушка вернулась на фронт, воевала сначала в Белоруссии, а затем в Прибалтике. В 1944 году из-за сильной контузии Юлию Друнину признали негодной к военной службе.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение " Я родом не из детства — из войны."

Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства — из войны.
И, может, потому незащищённей:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя — шершавые ладони.

Я родом не из детства — из войны.
Прости меня — в том нет моей вины…

Ведущий 1. Многим стихам о Великой Отечественной войне присуща особая горечь и боль, потому что они о женщинах войны, о солдатских матерях

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение "Зинка"

1. Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

2 .С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

3. — Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!

Ведущий 1.

14 июня 1941 года в московской школе, где учился Эдуард, отгремел выпускной вечер. А спустя неделю началась война. Он не мог не услышать призыв: «Комсомольцы на фронт!» И вместо заявления на поступление в институт, юноша пришёл в райком комсомола с другой бумажкой, где изложил свою просьбу взять его на фронт добровольцем. Вечером он был в райкоме, а следующим утром уже ехал в воинском эшелоне.

Сначала его направили под Москву, где шло формирование первых подразделений знаменитых гвардейских миномётов. Потом он попал под Ленинград, где служил наводчиком замечательного и грозного оружия миномёта «Катюши». Потом в звании офицера командовал батареей 4-ого Украинского и Северокавказского фронтов. Воевал хорошо, каждую минуту грезил победой, а в редких промежутках между военными действиями писал стихи.

В конце весны 1944 года Эдуард был тяжело ранен в бою под Севастополем. Он вёл грузовик с боеприпасами, рядом разорвался снаряд, осколок попал ему в лицо, почти половина черепа была раздроблена. Одному Богу известно, как с таким ранением молодой юноша сумел довезти машину до места назначения.

Потом последовала череда госпиталей и операций. Двадцать шесть суток врачи вели борьбу за молодую жизнь. Когда на мгновения к нему возвращалось сознание, он диктовал пару-тройку слов, чтобы написали маме. Потом снова проваливался в бессознательное состояние. Ему спасли жизнь, но не смогли уберечь глаза. Асадов остался слеп и до конца жизни носил на лице чёрную полумаску. За этот подвиг поэт был награждён Орденом Красной Звезды.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение "То ли с укором, то ли с сожаленьем"

То ли с укором, то ли с сожаленьем

То ли с укором, то ли с сожаленьем

Звучит твоя задумчивая речь,

Неужто впрямь не смог я уберечь

Себя когда-то в боевых сраженьях?

Мог или нет — да разве в этом дело?!

Ведь в час, когда я подымался в бой,

Я чувствовал все время за спиной

Мою страну, что на меня глядела.

И где бы мне беда ни угрожала —

Не уступал ни смерти, ни огню.

Ведь Родина мне верила и знала,

Что я ее собою заслоню.

И если сердце честное дано,

Ну как, скажи, иначе поступить:

Себя упрятать — Родину открыть!

Вот то-то, дорогая, и оно…

Слово преподавателя.

Наша земля курганская тоже богата поэтами-фронтовиками. Поэты-воины прошли через огонь Великой Отечественной, с честью перенесли жестокие испытания военной поры, с оружием в руках сражались за счастье родной земли.

Ведущий 3.

Лавринов Николай Георгиевич родился 1916 году в крестьянской семье в Казахстане. Окончил Омский педагогический рабфак. В1938 году был призван в РККА. Службу проходил в городе Борисполе. Началась война. Обслуживал аэродромы на правом и левом берегу Днепра. Участвовал в обороне Киева. Тяжелоконтуженный был подобран немцами и брошен в концлагерь. Побег и снова плен, лагерь. Был репатриирован в 1945 году, а в 1946 – освобождѐн и

направлен по месту жительства. Закончил Петропавловский педагогический институт С 1958 года работал учителем, директором школы, заведующим РОНО. С 1967 года жил в городе Курган, работал начальником инспекции Госстраха по Октябрьскому району, инженером по технике безопасности в

РСУ-2. Член Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищѐва. Умер в 2008 году.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение «Это не забыть»

Это не забыть

Я помню всѐ, уж вы поверьте.

Такое позабыть нельзя.

Разгром и плен, дороги смерти,

Конвой, собак и лагеря.

Любой советский заключѐнный

Любых фашистских лагерей

Являлся также обречѐнным

На гибель раньше иль поздней.

И каждый знал, не обольщался,

Надежд на милость не питал.

Единственно, чего он дожидался,

О чем он день и ночь мечтал.

Свобода и победа снились,

Чтоб Серп и Молот победил,

Чтоб немцев в пух и прах разбили,

Чтоб день расплаты наступил.

Ведущий 4. Малков Вадим Евгеньевич родился в 1912 году в селе Каминском Притобольного района Курганской области. Окончил Московский институт физической культуры, работал преподавателем и тренером. Великую Отечественную войну встретил на границе и прошѐл по военным дорогам до

победного конца. В 1942 году в «Комсомольской правде» было напечатано его первое стихотворение «Пограничник». Вадим Евгеньевич жил в Москве, но связей с родным краем не терял. Умер в 1999 году.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение «Простое имя – доброта»

Простое имя – доброта

Он ранен был на поле боя.

Вперѐд товарищи ушли.

А он лежал, прикрыв собою

Пядь окровавленной земли.

К нему тяжѐлыми кругами

Уже спускалась смерть сама.

Он пересохшими губами

Шептал невнятные слова.

Вдруг медсестра над ним склонилась,

У чѐрной смерти отняла.

На плечи девичьи взвалила,

До медсанбата донесла.

Остался жив. И до победы

Дошѐл дорогой фронтовой.

Она в боях шагала следом

Солдатом жизни – медсестрой,

Еѐ он имени не знает,

Не знает, где она живѐт.

Но никогда не забывает –

Судьбой счастливою зовѐт…

Встречаясь с сѐстрами седыми,

Не знает – эта или та.

А у неѐ простое имя:

Простое имя – Доброта.

Ведущий 3. Беляев Иван Андреевич родился в 1925 году в селе Крестовка Далматовского района Курганской области. Добровольцем ушел в армию. Учился в Челябинской военной авиационной школе механиков. Воевал на Ленинградском фронте, был тяжело ранен. Стихи его публиковались в журналах «Урал», «Уральский следопыт».

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение «Возвращение»

Возвращение

– Мама, глянь-ка: братишка! Живой! –

Закричала с испугом сестрѐнка.

Под стеклом над еѐ головой

В тѐмной рамке моя «похоронка».

Весь изранен пришѐл – без руки –

В отчий дом после трудной дороги…

Мать снимает с меня сапоги,

Воду плещет сестрѐнка на ноги.

«Похоронка» моя… Ну и пусть!

Жизнь – такая хорошая штука:

Сорок лет вот живу и тружусь,

Дедом стал, нянчу третьего внука.

Как мне жизнь всей душой не любить:

Каждый день для меня – день рожденья!

Одного не могу позабыть –

В отчий дом своего возвращенья…

Ведущий 4. Френкель Илья Львович родился в 1903 году в городе Кургане, в семье политического ссыльного. Детство прошло в Сибири и на Урале. Затем семья переехала в Москву. Печататься начал с 1925 года. На фронте с первых дней войны. Автор первой лирической песни времен Великой Отечественной войны «Давай закурим», ставшей популярной. Умер в 1994 году.

Звучит музыка и студент читает наизусть стихотворение «О жизни»

На войне о смерти мало говорят:

В день её встречают много раз подряд.

Слишком даже много этих смертных дней,

Так чего же ради говорить о ней?

На войне о жизни любят говорить,

Благо жизнь солдата тонкая, как нить.

Тонкая! Но, как бы ни была тонка,

Как бы ни рвалася, – всё равно сладка!

Прошипела мина, пронесло снаряд, –

И опять о жизни люди говорят.

Курят папироски, пряча их в ладонь.

Есть гитара в роте, есть одна гармонь.

На войне играют, на войне поют.

Есть у всех надежда: может, не убьют…

А когда настанет этот самый миг –

И тогда не сразу сдастся фронтовик.

Он бывалый, тёртый, – он не так-то прост –

Упадёт, как мёртвый, или встанет в рост,

Или смерть обманет, или примет так,

Что его геройству удивится враг.

3. Заключение

Слово преподавателя: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Нет ни одной семьи, которой не коснулось военное горе, не вернувшиеся с войны отцы, деды, матери, братья, сестры, дети…

Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. И поэты-фронтовики смогли в своих стихах выразить весь ужас, такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом - под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке советской земли.

Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет жить вечно в наших сердцах. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье.

На фоне видеоролика с военными кадрами студент читает читает прозу Б. Окуджавы.

«Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве недостаточно одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне… У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: "...И колокольчик - дар Валдая..." А я даже таких строчек написать не смогу. Помогите мне. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать,мучиться... Кому я говорю все это? У кого прошу помощи? Может быть, вот у них, у этих бревен, которыми укреплен блиндаж? Они и сами не рады, что здесь торчат. Они ведь соснами шумели так недавно... А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? … Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. И у нас были гордо подняты головы. А эшелон стоял на запасных путях. ... На Курском вокзале. По домам нас не пустили. Я только успел позвонить домой. Наших никого не было. Только соседка Ирина Макаровна. Она спросила меня, где стоит эшелон, - Жалко, не сможет мама повидаться-то с тобой. И я повесил трубку и вернулся к своим. А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. Кто она мне? Прощай, Ирина Макаровна. Прости меня, разве я знал? Я никогда не смогу понять это... Может быть, ты и есть то лицо, у которого следует просить защиты? Тогда защити меня. Я не хочу умереть. Говорю об этом прямо и не стыжусь... Помогите мне. Спасите меня…

Преподаватель: У каждого из вас на столах маленькое бумажное сердце, прежде чем вы выйдете из кабинета, мне хотелось бы попросить вас прикрепить эти маленькие сердца на большое сердце на доске, в знак памяти и уважения ко всем, кто пожертвовал своей жизнью для нашего светлого будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Русский чудо-человек» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»)

Поэма  А. Т. Твардовского  «Василий  Теркин» - самое  известное  произведение  поэта. Отдельные...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе " Экскурсия в Музей одного стихотворения"

Методическая  разработка  внеклассного  мероприятия  по литературе  "Экскурсия в  Музей  одного стихотворения»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...