Программа «Психологический комфорт»
методическая разработка по психологии

Создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условия, позволяющих учащимся  успешно развиваться 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_stsenariy.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Тема:                                     «Психологический комфорт».

Задачи: выявить условия и факторы, которые способствуют созданию комфортной обстановки; выработать основные правила создания комфортной обстановки; познакомить с формами работы, которые способствуют созданию комфортной обстановки в условиях группы продленного дня.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для упражнений.

Ход практикума:

- Тема нашего семинара, как вы помните, «Система работы воспитателя учреждения общего среднего образования по формированию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника».

- И начать практикум я хочу стихотворением Дмитрия Голубкова:

СЛАЙД 2

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной,

Туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности…

Поколеньями созидается

Век за веком

Земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается –

Чтоб светлее стала вселенная.

- О чем стихотворение? (о человеке, его лучших качествах)

- Действительно, стать настоящим человеком – это искусство. Обратимся к толковому словарю, слово «искусство» имеет несколько толкований, которые я озвучу, а вы выберете то, которое подходит к нашему разговору и объясните почему.

СЛАЙД 3

Итак: 1. Творческое воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Отрасль творческой художественной деятельности. 3. Умение, мастерство, знание дела, а также само дело, требующее такого умения, мастерства. (3 вариант)

- Итак, у нас есть дело, которое требует некоего умения, и даже мастерства.

- Что же значит стать человеком? (воспитание добродетелей)

- Все эти качества личности вы должны воспитывать в учащихся.

СЛАЙД 4

«Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть ли без ухода или пышно разрастись – всему этому мы сами господа». У. Шекспир.

- А в данном случае – от вас во многом зависит то, чему научатся дети.

- Но, для того, чтобы, у вас получалось воспитывать добродетели в детях, вы должны воспитать, прежде всего, их в себе и создать для этого благоприятную  обстановку в детском коллективе. Такую обстановку, которая бы не противоречила тому делу («сделать» настоящего человека из ребенка), которое вы делаете. А для этого должны быть у вас некие умения, которые сегодня в ходе практикума вы «пропустите» через себя, может быть познакомитесь с некоторыми, либо вы о них знаете и еще раз себе напомните.

- Надеюсь, что мы сможем во время практикума найти общий язык, хотя мы все разные, как и ваши воспитанники. Понятно, что все люди разные: одни живут в определенных рамках и чувствуют себя отлично, другим в рамках тесновато, но они остаются в них, третьим так тесно, что они выходят за рамки, игнорируя их. (СЛАЙД 5)

- Если мы будем принимать это как реальность, у нас все получится. Кому-то понравится, как мы будет работать, кому-то нет, (СЛАЙД 6) потому что не бывает такого, чтобы всем все нравилось.

- Предлагаю вам, уважаемые коллеги, упражнения и игры, которые вы сможете использовать в своей работе с целью создания психологического комфорта младших школьников, а также в работе с родителями.

СЛАЙД 7

Игра «Эстафета добрых вестей».

- Очень часто, придя после уроков в группу продленного дня, дети не могут сконцентрироваться, шумят. После того, как дети пришли в группу, можно посадить всех в круг, в руки дать мячик. Дети передают мячик друг другу и отвечают на вопрос воспитателя: «От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?» либо «Какую проблему вам удалось решить недавно, с чем вы справились?».

- В качестве учащихся сегодня вы, уважаемые коллеги (передают мячик, отвечают на вопрос). Суть этого упражнения в том, чтобы дети вспомнили что-то приятное.

- Зоной комфорта называют границу жизненного пространства, внутри которого мы чувствуем психологический комфорт. Но это не только место, где нам приятно и уютно, но состояние души.

- Комфортно ли вам сейчас? Приятно ли находиться среди этих людей? (педагоги отвечают)

- Ваши ответы – это оценка психологического климата в данных условиях. Определим, что такое комфорт (СЛАЙД 8-8П).

Комфорт – в переводе с английского языка «утешение, удобство».

Комфорт – это условия, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют.

- Часто мы говорим: «Школа – место, где всегда должно быть интересно и познавательно». Однако, принимая эти слова за аксиому, мы часто не задумываемся, как нужно строить жизнь школы, чтобы она на самом деле стала вторым домом для каждого ребенка. Как же создать атмосферу комфорта, сотрудничества и совместного творчества?

- Разделитесь, пожалуйста на 3 группы. Каждая группа получит карточку с вопросами, на которые нужно будет ответить. (Работа в группах, карточки).

№ 1

Считаю, что в воспитании нужно идти от …

Дети заслуживают …

№ 2

Я приверженец принципа …

Считаю, что нельзя …

№ 3

Мне хочется, чтобы дети …

Каждый ребенок от природы талантлив, и моя основная задача …

Участники семинара обсуждают и записывают ответы. Представители групп зачитывают и поясняют результаты работы.

- Психологический комфорт – это то, что невозможно создать штучно. Иногда сложно объяснить, как он возникает. Комфорт выступает своеобразным условием, которое обеспечивает развитие личности. В комфортных условиях ребенок раскрывается, проявляет свои таланты, при их отсутствии, наоборот, становится пассивным, замкнутым. Создание комфорта – непростая задача, она подвластна только команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей пользоваться этими законами в жизни.

Упражнение «Найди тех, кто …».

- Цель упражнения – наглядно продемонстрировать, что все люди разные. Они имеют разный темперамент, способности, характер, интересы. Для создания комфортной среды в группе воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Посмотрите на слайд (СЛАЙД 9) (раздаются листы бумаги с надписями).

Поиск людей (карточки).

Найдите тех, кто:

- являются левшой

- говорят больше, чем на одном языке

- любят танцевать

- у кого есть старший брат

- у кого карие глаза

- за последний год прочитал 2 художественные книги

- умеет шутить

- любит петь

- На протяжении минуты необходимо собрать как можно больше подписей под каждым утверждением. Можно двигаться по залу.

(Выполняют упражнение, зачитывают результат).

- Тяжело ли было выполнять упражнение?

- Для каких утверждений удалось собрать больше подписей? Для каких – наименьшее количество?

(Итоги, определяются наиболее активные участники, аплодисменты).

- Одними из важных качеств личности, которое вы должны воспитывать в маленьком человеке, являются доверие и дружелюбие. Вы, наверно, знакомы с таким стихотворением Р. Гамзатова:

СЛАЙД 10

- Вот человек, что скажешь ты о нем?

Ответил друг, плечами пожимая:

- Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю!

- Вон человек, что скажешь ты о нем? –

Спросил я у товарища другого.

- Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого!

- Восприятие человека человеком всегда субъективно. Мы видим в окружающих прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других.

СЛАЙД 11

Упражнение «Разжать кулак».

Вызываются 2 педагога. В руку одному (2, 3-им) дается небольшой предмет (камушек, бусинка, и др.). Этот предмет нужно зажать в кулаке. Задача другого – уговорить разжать кулак остальных и показать, что там спрятано. Нужно уговорить каждого. К каждому найти свой подход, чтобы он разжал кулак.

(Проигрывание).

- Ваши ощущения? Чему учит детей это упражнение?

- Да, действительно. Нужно учить детей, что мы живем среди хороших, умных, честных людей. То, что мы называем уважением человека, это вера в доброе начало в нем. Конечно же, добрым словом можно быстрее добиться нужного результата, чем физической силой. Детей нужно подвести к выводу, что слово оказывает сильное воздействие на человека: оно может отнять мечту, сбить с ног, вселить тревогу, а может подарить надежду и уверенность в своих силах, помочь найти смысл жизни.

СЛАЙД 12

Упражнение «Тарабарский язык».

        Предложите детям придумать с друзьями свой собственный язык. Например, после каждого слога добавляйте слог «ля» (слово «утро» по-тарабарски «утляроля»). Пусть поразговаривают таким образом. Спросите, легко ли это делать? Всегда ли вы понимали друг друга? Почему?

СЛАЙД 13

Правила дружбы.

        Выучите с детьми, либо предложите для постоянного обозрения, правила дружбы.

  • Помогай другу.
  • Если умеешь что-то делать – научи и его.
  • Если друг попал в беду – помоги ему, чем можешь.
  • Делись с другом.
  • Играй так, чтобы не всегда брать себе самое лучшее.
  • Останови друга, если он делает плохое.
  • Если он не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам.
  • Играй дружно, не зазнавайся, если у тебя получилось лучше, чем у других.
  • Не завидуй – радуйся успехам друга вместе с ним.
  • Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
  • Если друг совершил проступок, но осознал свою вину и извинился – не затаивай в душе зло, обиду, умей простить его.

- По разным причинам некоторые дети часто остаются в стороне от коллектива. Приведите примеры с практики, когда ребенок попадает в такую ситуацию.

(Приводят примеры).

- Какие пути выхода из сложившихся ситуаций вы нашли, кто может предложить свой вариант?

(Отвечают).

- Что нужно для того, что научить детей решать конфликты, уважать и понимать других? (Нужно учить школьников строить отношения).

- Для того, чтобы строить отношения друг с другом, нужно учить детей входить в положение другого человека. Для этого есть ряд упражнений. Самым эффективным является прием сказкотерапии. Учитель придумывает сказку об известных героях, но с парадоксальной точки зрения: например, о том, что думает старуха Шапокляк о своей одинокой жизни, как грустно живется Снежной королеве одной в своем ледяном дворце, как в известной сказке обидели Волка. Детям предлагается вспомнить сказку «Красная шапочка», но представить все по-другому.

СЛАЙД 14

Сказка «Как обидели Серого Волка».

        Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я о нем заботился. Я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.

        Однажды я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дерева, я увидел маленькую девочку с корзиной в руках. Она сразу показалась мне подозрительной: выделялась даже одеждой.

        Я, конечно, знаю, что нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она, откуда и куда направляется. Однако она мне резко ответила, что с незнакомыми не разговаривает. Я очень расстроился. Это я-то незнакомец? Я ведь вырастил целый волчий выводок в этом лесу. Она нехотя рассказала, что идет навестить бабушку и несет ей обед. Я решил, что неплохо бы научить ее правилам общения.

        Она отправилась своей дорогой, а я, распрощавшись с ней, побежал напрямую к дому бабушки. Когда я познакомился с милой старушкой, объяснил, в чем дело, она сразу согласилась, что внучке следует вести себя уважительнее. Мы решили преподнести ей урок.

        Когда девочка пришла, я пригласил ее в спальню. Сам я лежал в кровати. Она вошла и сразу сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Мне и раньше приходилось терпеть обиды, поэтому я вышел из положения, объяснив, что большие уши мне нужны для того, чтобы лучше слышать. Тут она сделала еще одно замечание, уже насчет моих «выпученных глаз». Представьте, какие чувства вызывала во мне эта девочка, которая старалась выглядеть хорошей, а оказалась такой противной. Но я – волк воспитанный, обиды не показывал, а сказал ей, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше ее видеть. Но ее следующая выходка достигла своей цели. Эта малолетняя девочка раскритиковала мои зубы. Я знаю, что мне следовало бы быть сдержанней, но я вышел из себя и заорал, что зубы такие большие, чтобы съесть ее.

Теперь давайте начистоту: ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девчонок. Все это знают. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял бабушкину одежду, но это только ухудшило дело. Вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел здоровенного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Дела мои были плохи. Я быстро, но с достоинством удалился через окно.

Вскоре обо мне пошли разные слухи. С тех пор мне нет жизни в лесу.

- Затем с детьми проводится обсуждение: чем эта история отличается от знакомой нам сказки? Как часто мы смотрим на события только с одной точки зрения? Возможно ли по-новому посмотреть на внутренний мир «плохого» героя, встав на его позицию? Изменится ли представление о нем? Как?

СЛАЙД 15

Упражнение «Неоконченные рассказы».

- В ситуации доверительного общения мы задаем друг другу вопросы типа: «Если бы ты был на моем месте, то как бы поступил?». Произнося эту фразу, мы просим собеседника постараться понять нас, посочувствовать нам, подсказать выход из ситуации. А умеем ли мы сами «смотреть на мир чужими глазами»?

- Воспитатель просит детей послушать начало рассказа:

        «Мальчик жил на девятом этаже многоквартирного дома. Однажды он вышел на балкон и нашел там газеты, которые читал его папа вчера. Мальчик стал рвать их и обрывки бросать вниз. Занятие это показалось ему привлекательным. Попадая в воздушные потоки, листочки кружились то быстро, то медленно. Падали на газон, на тротуар возле дома …»

- Предлагается поговорить с этим мальчиком от имени его друга, его бабушки, папы, дворника, котенка, играющего на газоне.

- Задаются вопросы: можете ли вы описать свои ощущения в новой роли? Что чувствовал ваш герой, разговаривая с этим мальчиком?

СЛАЙД 16-17

Минутка погружения в себя.

- Очень часто мы чувствуем напряжение из-за того, что стремимся сделать больше и одновременно везде успеть, т.е. ускоряем ритм своей жизни. Но для любого человека очень важно состояние уравновешенности и стабильности. Американский психолог Филипп Зимбарда говорил: «Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от любимого дела, которым вы можете заняться в одиночестве.

- Давайте сейчас вы постараетесь заглянуть вглубь себя, прислушаетесь к своим чувствам и ощущениям. Затем на протяжении 2-3 минут напишете несколько выражений о себе «Я – это …».

- Существует несколько уровней своего Я:

  1. Уровень телесного Я (особенности внешности, физические данные, возраст, пол, национальность, особенности одежды, предметы собственности).
  2. Уровень социального Я (общественное положение - староста, вожак, ученик, роли - клоун, советник, друг, пассажир, хулиган, предатель, групповую принадлежность - коллекционер, спортсмен, участник театральной студии).
  3. Уровень рефлексивного Я (представление о своих чертах характера, способностях, вкусах, установках).
  4. Уровень океанического Я (океаническое Я не имеет границ, оно основано на универсальных ценностях, абстрактных идеях, духовно-мистических откровениях: Я – живое существо, Я – песчинка на берегу времени).

Например:

  • Я – это аквариум с разноцветными рыбками.
  • Я – это мои дети, моя семья, мои мама и папа, без которых все теряет смысл.

(Задание выполняется под спокойную музыку, каждый зачитывает,

листики с текстом остаются у педагогов).

- Мы говорили на протяжении всего практикума про создание комфортной обстановки для воспитания из ребенка настоящего человека. Сейчас посмотрите на слайд (СЛАЙД 18-18П). Поиграем в ассоциации. Ответьте на вопрос: «О чем нужно помнить педагогу, который стремиться создать комфортную обстановку в детском коллективе?»

(Ответы воспитателей).

- Сегодня мы прикоснулись к чувствам, поговорили про силу слова, попробовали заглянуть вглубь себя.

Чтобы воспитать в ребенке лучшие качества, прежде всего, нужно воспитывать в себе лучшие качества, надо много над собой работать, много читать, надо четко разграничивать положительные и отрицательные черты характера, учится управлять своим поведением, чувствовать за него ответственность (если вы совершили хороший поступок, произведя некоторые действия, то такие действия нужно повторять не менее 30 дней, прежде чем они войдут в привычку – это выражение тоже можно ввести детям, как правило).

СЛАЙД 19

Ведь недаром А. де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность». Вы были активными участниками, за что я вам благодарна.

Служенко Е.В., методист ГУО «Петриковский РУМК».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке

рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;  разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;  создать условия для формирова...

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ УЧЕНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Выступление на заседании кафедры начальных классов.Интерес и удовольствие, сопровож­дающие уроки изобразительного искусства, рождают ситуацию успеха....

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)

Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Статья. «Психологический комфорт-совокупность социально-психологических отношений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с инт...