Использование фигур танграма при изучении планиметрии
методическая разработка по геометрии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Практическое применение фигур танграма при изучении планиметрии

 

При изучении геометрии в 7-9 классах обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении применять их на практике, а между тем – это фундамент геометрии. Умственная нагрузка учащихся на уроках увеличивается, а учителю необходимо поддерживать интерес и активность на протяжении всего урока. Важное значение имеет формирование и развитие зрительной памяти. Это поможет сделать познание наглядным. Знания учащихся будут более глубокими, если они придут к их постижению самостоятельно при помощи эвристической беседы. Они почувствуют себя открывателями. Поиск - важное составляющее психической деятельности. С самых первых уроков изучения геометрии учащихся должны вырабатывать привычку – аргументировать свои действия. При решении геометрической задачи делать “от руки” эскиз, который должен быть верным, наглядным и полным. Хороший чертёж позволит на 90% видеть решение задачи. Индийский математик и астроном А.Бхаскара, под рисун-ком к задаче писал : “Смотри!” Медленно и не с первого раза у учащихся получается изображение фигур, о которых идёт речь в задаче. В геометрии очень важно уметь замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей. Эти умения необходимо постоянно тренировать и развивать. Для тренировки таких умений на своих уроках я использую фигуры танграма ( равные фигуры прошу вырезать из бумаги одного цвета). На математическом кружке в 5-6 классах части Танграма ( таны ) ребята с большим удовольствием используют для составления различных фигурок ( а дома в игру вовлекают и взрослых). Игра помогает в понимании геометрии, позволяет лучше узнать свойства геометрических фигур. Эти же таны учащиеся приносят на первый урок геометрии в 7 классе. Ими они будут пользоваться при прохождении всего материала: видов углов и треугольников, признаков равенства треугольников и параллельности прямых, центральной и осевой симметрии , подобия и т. д. Выкладывание фигур способствует развитию наглядно-образного мышления. Задачи с геометрическими фигурами полезны, увлекательны и разнообразны. Например, при изучении треугольников с помощью танов учащимся легче выделить общие свойства треугольников; свойства, которые справедливы для равнобедренного треугольника; для прямоугольного треугольника. С помощью моделирования, работая в парах, можно сложить новые треугольники, квадраты, трапеции ( прямоугольные и равнобедренные), прямоугольники, зрительно сравнивать и вычислять площади составленных фигур, выкладывать равные и равновеликие фигуры. Квадрат разрезается на 2 больших прямоугольных равнобедренных треугольника, 2 маленьких равнобедренных треугольника и 1 средний равнобедренный треугольник, параллелограмм и квадрат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_pri_izuchenii_planimetrii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при изучении планиметрии

     При изучении геометрии в 7-9 классах обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении применять их на практике, а между тем – это  фундамент геометрии. Умственная нагрузка учащихся на уроках увеличивается, а   учителю необходимо поддерживать интерес и активность на протяжении всего урока.            

     Важное  значение имеет формирование и развитие зрительной памяти. Это поможет сделать познание наглядным.  Знания учащихся будут более глубокими, если они придут к их постижению самостоятельно при помощи  эвристической беседы. Они  почувствуют себя открывателями.  Поиск - важное составляющее психической деятельности. С самых первых уроков изучения геометрии учащихся должны вырабатывать привычку – аргументировать свои действия. При решении геометрической задачи делать “от руки” эскиз, который должен быть верным, наглядным и полным. Хороший чертёж позволит на 90% видеть решение задачи. Индийский  математик и астроном А.Бхаскара, под  рисун-ком к задаче писал : “Смотри!”                                                                                                  

     Медленно и не с первого раза у учащихся получается изображение фигур, о которых идёт речь в задаче. В геометрии очень важно уметь  замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей. Эти умения необходимо постоянно тренировать и развивать.                                                                                                                                

     Для тренировки таких умений на своих уроках я использую фигуры танграма ( равные фигуры прошу вырезать из бумаги  одного цвета). На математическом кружке в 5-6 классах части Танграма ( таны )  ребята с большим удовольствием используют для составления различных фигурок ( а дома в игру вовлекают и взрослых). Игра помогает в понимании геометрии, позволяет лучше узнать свойства геометрических фигур.

     Эти же таны учащиеся приносят на первый урок геометрии в 7 классе. Ими они будут пользоваться при прохождении всего материала: видов углов и треугольников, признаков равенства треугольников и параллельности прямых, центральной и осевой симметрии , подобия и т. д. Выкладывание фигур способствует развитию наглядно-образного мышления. Задачи с геометрическими фигурами полезны, увлекательны и разнообразны.                                                                                  

     Например, при изучении треугольников с помощью танов учащимся легче выделить общие свойства треугольников; свойства, которые справедливы для равнобедренного треугольника; для прямоугольного треугольника. С помощью моделирования, работая в парах, можно сложить новые треугольники, квадраты, трапеции ( прямоугольные и равнобедренные), прямоугольники, зрительно сравнивать и вычислять площади составленных фигур, выкладывать  равные и равновеликие фигуры.

Квадрат разрезан(как показано на рис.)  на 2 больших прямоугольных равнобедренных треугольника, 2 маленьких равнобедренных треугольника и 1 средний равнобедренный треугольник, параллелограмм и квадрат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии проектирования при изучении родного края"

Сертификат за участие во Всероссийской научно-практической конференции "Географическое образование в школе и ВУЗе: теория и практика" по теме "Использование технологии проектирования при изучении родн...

Использование информационных технологий при изучении планиметрии

Использование УМК "Живая математика" И ИИСС "Математика на компьютерах" при изучении темы "Теорема синусов"....

Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).

Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...

Методическое пособие : "Использование учебных элементов при изучении и отработки темы по модулю 03:Приготовление и использование соусов"

Методическое пособие составлено на основе проекта МОТ " Развитие модульных учебных программ", на тему :Использование учебных элементов при изучении и отработки темы: Приготовление и использование соус...

Использование фигур в Microsoft Office Word

Практическая работа "Использование фигур в Microsoft Office word". Предназначена на 6-7 классов...

Использование интерактивных методов при изучении лирики для повышения мотивации к изучению поэзии.

В работе представлены некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики....