Использование информационных технологий при изучении планиметрии
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме

Использование УМК "Живая математика" И ИИСС "Математика на компьютерах" при изучении темы "Теорема синусов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravka.doc656.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Введение

 Современная жизнь требует от ученика школы способности к активной разнообразной деятельности, выработки ее новых видов, способности к непрерывному обучению и самообразованию. Это, в свою очередь, требует пересмотра сложившихся традиционных подходов в методике преподавания математики. В школе ХХI века необходимо использовать новые эффективные технологии обучения, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся.

Как заинтересовать школьников математикой? Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду? В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку более доступной.

Сегодня нашим незаменимыми помощниками стали учебно-методический комплекс «Живая математика» и информационный источник сложной структуры «Математика на компьютерах». С их помощью можно самостоятельно подготовить пособие к уроку с минимальными временными затратами. Программы УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» написаны с учетом современных тенденций образования, для реализации концепции развивающего обучения. В виртуальной математической лаборатории для учебных исследований можно готовить уроки для любого класса при изучении математики, алгебры, тригонометрии, начал анализа и, конечно, геометрии.

Изменению традиционного подхода к преподаванию, а также изменению содержания и стиля преподавания способствует использование компьютерных технологий. Современный компьютерный чертеж выглядит, как традиционный, однако представляет собой качественно совершенно новое явление. Его можно тиражировать, деформировать, перемещать, видоизменять. В этих условиях даже у учащихся, испытывающих затруднения при полном усвоении доказательства геометрических фактов, появляется уверенность в выполнении собственных чертежей, возможность менять внешний вид фигуры, сопровождать ее новыми надписями и т.п.

 Все это обеспечивает деятельность учащихся  по таким направлениям, как анализ, исследование, построение, доказательство, развитие логического мышления. Использование УМК позволяет развить у учащихся навыки восприятия математических объектов, произведение различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, доказательств и т.п.)

Программы УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» можно использовать практически при любых видах учебной деятельности:

  1. Изучение нового материала. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  2. Проведение устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания  и корректировать результаты их выполнения.

  3. Проверка фронтальных самостоятельных работ.

  4. Проверка домашних работ.

  5. Решение задач обучающего характера.

 При использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики важно отметить положительные моменты:

  1. учет индивидуальных особенностей учащихся;

  2. обеспечение качественного усвоения программного материала

  3. развитие творческих способностей школьников;

  4. воспитание интереса к предмету.

        Таким образом, УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» помогают преподавателю в организации учебного процесса и позволяют расширить и разнообразить формы подачи  и контроля учебного материала.

                               

                               

                                Основная часть

   Используя возможности УМК «Живая математика» разработан материал

к изучению геометрии в 9 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».                                        

Тема урока: Теорема синусов.  1 урок.

Цель : проведя исследовательскую работу, выдвинуть гипотезу и доказать теорему синусов и ее следствие.

     1.С помощью мультимедиа проектора на экран выводится фрагмент 1.

        Рассматривается произвольный треугольник.

Фрагмент 1

2.  Активируя кнопки 1,2,3 , на экране получаем  значения отношений сторон

     треугольника к синусам противолежащих углов.(Фрагмент 2)

    Возникает вопрос: Случайно или нет равенства получились одинаковыми?

Фрагмент 2

  1. Используя возможности УМК «Живая математика», видоизменяем треугольник, делая его: тупоугольным, прямоугольным, равнобедренным и т. д.( Фрагмент 3)
  2. На основании проведенных исследований учащиеся выдвигают гипотезу о том, что стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

             ( Фрагменты 4; 5)

Фрагмент 3

Фрагмент 4

Фрагмент 5

    Далее можно заметить, что диаметр описанной  около треугольника окружности так же равен отношению стороны треугольника к синусу противолежащего угла. (Фрагмент 6).

Проведя соответствующие исследования на различных треугольниках, учащиеся делают вывод. (Фрагмент 7)

Фрагмент 6

Фрагмент 7

    6.      На следующем этапе урока проходит доказательство выдвинутых

       гипотез.

  Используя возможности  ИИСС « Математика на компьютерах» разработан материал к изучению геометрии в 9 классе по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

           

Целью теста является  проверка опорных знаний учащихся.

Структура теста:

№ воп-роса

Формулировка вопроса

Проверяемые понятия

1

Определите, при каких значениях тупого угла α выполняется неравенство sin α>1/2.

Значение синуса от 0◦ до 180◦.

2

Синус угла равен 0,6, а его косинус

 равен  - 0,8.             Определите вид угла.

 Основное тригонометрическое тождество.

3

Синус угла равен 0,3, а его косинус

 равен   0,7.             Определите вид угла.

4

Сравнить хорду и радиус окружности, если вписанный острый угол, опирающийся на данную хорд, больше 30◦

Свойства вписанного и центрального углов; равнобедренного треугольника.

5

В треугольнике АВС внешний угол при вершине В на 40◦ больше внешнего угла при вершине А, а угол С равен 40◦.

Определите, какая сторона треугольника наибольшая.

Сумма  внешних углов треугольника. Св-во смежных углов. Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника.

6

Медиана M треугольника равна половине стороны, к которой она проведена.

 Найдите большую сторону треугольника, если m= 5 см.

Признак прямоугольного треугольника. Сравнение гипотенузы и катета.

7

В треугольнике АВС проведена медиана ВМ. Сравните длины отрезков АВ и ВС, если угол ВМА равен 80◦. 

Св-во медианы равнобедрен. тр-ка.

Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника.

8

В треугольнике АВС на стороне АС отмечена точка Д так, что угол ВДС тупой.

Сделайте рисунок и сравните величины углов А и С данного треугольника.

Навык исследования и  анализа данных.

9

Определите вид треугольника не вычисляя его углов, если его стороны равны 8 см, 14 см и 6 см.

Неравенство треугольника. Следствие из обратной теоремы Пифагора.

10

Определите вид треугольника не вычисляя его углов, если его стороны равны 9 см, 13 см и 7 см.

      Тест может быть использован:

  1. в 8 классе – на уроках итогового повторения; 
  2. в 9 классе – на первых уроках геометрии (Повторение материала 7-8 кл);
  3. в 9 классе –на первом уроке при изучении темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

    Тест можно проводить одновременно, если есть возможность индивидуальной работы каждого ученика или поочередно за одним компьютером.

    Оценки выставляются по усмотрению учителя.

                                          Заключение.

 

             Таким образом применение УМК «Живая математика» и ИИСС «Математика на компьютерах» при организации различных уроков геометрии способствует реализации принципа наглядности, а также позволяет рационально распределить учебное время. Несомненно, с помощью этих программ учитель может ярко и наглядно излагать изучаемый материал, использовать готовые комплекты на различных этапах урока, индивидуализировать задания, используя дифференцированный подход при решении задач различного уровня сложности.

Потребности, связанные с необходимостью овладения учащимися репродуктивными умениями, не исчезают в результате внедрения компьютерной техники, но появляется возможность значительного сокращения времени на расчеты, проверку и обработку результатов, организации более эффективной отработки типовых умений по математике.

Работа с компьютером повышает мотивацию учащихся, их коммуникабельность, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе в духе здоровой конкуренции, соревнования, развивает умения творческого типа, прививает способность осуществлять выбор, самостоятельно мыслить и действовать, организовывать процесс получения знаний путем самостоятельного поиска, решать нетрадиционные задачи.

        Мультимедийные технологии с элементами интерактивного взаимодействия с пользователем призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,  мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения.

                                  Интернет ресурсы

  1. www.school.edu.ru/Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов.
  2. http://fcior.edu.ru/  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  3. www.edu.ru/Федеральные образовательные порталы
  4. http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)
  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com  Сообщество учителей математики
  7. http://www.math.ru. Методические разработки. Библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики
  8. http://mat.1september.ru. Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября"
  9. http://math.ournet.md. Виртуальная школа юного математика
  10. http://www.neive.by.ru. Геометрический портал
  11. http://graphfunk.narod.ru. Графики функций
  12. http://www.uztest.ru. ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию
  13. http://tasks.ceemat.ru. Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
  14. www.alexlarinnarod.ru/ Материалы для организации подготовки к ГИА.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение иностранных языков с использованием информационных технологий

Статья содержит описание  процесса освоения грамматической стороной  английской речи в интересной, продуктивной и творческой форме благодаря  использованию  возможности инфор...

Тема опыта:«Использование информационных технологий при изучении темы «Выражения и уравнения, содержащие знак модуля» в 6 и 7 классах»».

На уроках математики просто невозможно обойтись без применения информационных технологий. Поэтому, выбрав тему, решила создать систему уроков, таблиц, презентаций и поделиться с коллегами своими ...

обобщение по использованию информационных технологий при изучении химии

использование электронных учебников. презентаций, флипчартов, Lоборудования к интероктивной доске при изучении химии....

Использование фигур танграма при изучении планиметрии

Практическое применение фигур танграма при изучении планиметрии При изучении геометрии в 7-9 классах обилие определений, теорем, следствий и понятий вызывает трудность в запоминании и умении прим...

Использование информационных технологий при изучении физической культуры в средней школе

Использование информационных технологий при изучении физической культуры становится все более мощным и высокоэффективном средством обучения. Компьютерные технологии дают возможность в увлекательной фо...

Использование Информационных технологий при изучении нового материала

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

На современном информационном этапе развития российского общества и мира в целом остро встает вопрос формирования, развития и становления компетентной личности, способной быть социально активной, твор...