конспект внеклассного занятия
занимательные факты по геометрии (7 класс) на тему

Авдонина Галина Николаевна

Представьте себе поверхность и сидящего на ней муравья. Удастся ли муравью доползти до обратной стороны поверхности – образно говоря, до её изнанки, - не перелезая через край? Первый ответ- нет! И все-таки, это возможно! Если поверхность односторонняя, как Лист Мебиуса. Лента Мёбиуса относится к числу «математических неожиданностей». Простая полоска бумаги, но перекрученная всего лишь раз и склеенная затем в кольцо, сразу же превращается в загадочную ленту Мебиуса и приобретает удивительные свойства. Данный материал можно рассмотреть на занятии  в рамках предметной недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметная неделя математики»

Конспект внеклассного занятия в 7 классе

 по теме:  «Лист Мебиуса»

Авдонина Галина Николаевна, учитель математики

Тема: Лист Мебиуса.

Цели:  знакомство с объектом – лист Мебиуса;

            организация поисковой деятельности учащихся при выполнении практической работы;

           способствовать формированию умений сравнивать, обобщать, выделять главное;

           воспитывать активность, мобильность, умение общаться.

Тип урока: практическая работа в группах  с элементами исследования.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяется готовность учащихся к уроку.

Объявление темы, целей, вида работы.

2. Краткая историческая справка.

   Представим себе поверхность и сидящего на ней муравья. Удастся ли муравью доползти до обратной стороны поверхности – образно говоря, до её изнанки, - не перелезая через край?    

  Август Фердинанд Мёбиус (1790-1868) – ученик «короля» математиков Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие, кому математика обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. И Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX века. 

В возрасте 68 лет Мёбиусу удалось сделать открытие поразительной красоты. Август Мебиус  описал геометрическую поверхность, обладающую удивительным свойством; каким именно, мы узнаем в процессе нашего занятия. Эту поверхность и называют листом Мебиуса, а иногда лентой Мебиуса. ЛМ считается одним из символов современной математики, а момент его открытия стал началом рождения новой науки – топологии.

3. Практическая работа.

Если мы возьмем бумажную ленту и склеим ее, то получим кольцо.

Далее показать как склеить лист Мебиуса. Надо взять бумажную ленту и склеить ее концы, предварительно повернув один из них на 180 градусов. ученики в это время наблюдают. После того, как лист Мебиуса получен, предложить учащимся заполнить колонку «Гипотеза» в полученных таблицах.

Каждая группа получает листы с таблицами:

Вопрос

Гипотеза

Эксперимент

1.Что получится, если разрезать

ЛМ вдоль посередине?

2. Что получится, если разрезать ЛМ

вдоль, отступив треть от края?

3. Если начать закрашивать ЛМ с одной

стороны, не переходя через край, то

какая часть ЛМ окажется в результате

закрашенной?

     После того, как все ученики заполнили столбец гипотез, раздать каждой группе бумагу, ножницы и скотч для склеивания ЛМ. Затем учащиеся проводят соответствующий эксперимент и снова дают ответы на вопросы, заполняя третий столбец таблицы.

 В процессе урока учитель помогает склеить ребятам ЛМ, поясняет вопросы, следит, чтобы ученики не забывали заполнять таблицы.

4. Итог эксперимента.

 После окончания работы обсудить с учащимися проведенные  эксперименты с ЛМ. При этом ребята должны ответить на следующие вопросы:

- Сколько ответов из колонки гипотез совпало с ответами из колонки эксперимента?

- Каким удивительным свойством обладает ЛМ?(У него одна сторона)

- Какие эксперименты подтверждают это свойство?(Закрашивание)

 5. Работа в творческих группах.

Предложить провести свой эксперимент с ЛМ.

1 группа: Исследователи  (выдвинуть гипотезу, провести эксперимент).

(Возможные варианты: Что получиться, если перекрутить ленту дважды, а потом разрезать вдоль  посередине? На разных сторонах ЛМ сидят паук  и муха. Сможет ли паук подкрасться к   мухе, не переходя через край ленты?)

2 группа: найти применение свойств ЛМ на практике. (Возможные варианты: лента транспортера, печатная лента для принтера, лента записывающего устройства)

6. Подведение итогов.

 В ходе занятия выдвигали гипотезы, проведя эксперимент, убедились, в их подтверждении или опровержении. И главное попытались найти практическое применение ЛМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного занятия "Математический турнир".

Конспект внеклассного занятия  может быть использован как для среднего, так и для старшего звена. В нем содержатся вопросы - шутки и задания на логическое мышление.  К занятию прилагается пр...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Ich liebe die Heimat, die schöne»

Задачи урока: - познакомить с историей достопримечательностей станицы и памятных мест - прививать любовь к своей малой родине - развивать интерес к изучаемому языку - практиковать учащихся в чте...

Конспект внеклассного занятия на тему: «ДЕНЬГИ И ИХ ИСТОРИЯ»

Что же такое деньги? Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой сто­имости при купле-продаже. Оноре де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позвол...

ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИЦель занятия:  познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности. Наше внеклассное мероприятие по русском...

Конспект внеклассного занятия на тему: "Труд - основа жизни"

Данная беседа предназначена для проведения с учащимися 8 класса коррекционной школы VIII вида. На всех этапах  детям предлагаются развивающие упражнения, что способствует поддержанию познавательн...