Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_7_fgos_2017-18_uch_g.docx36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа по геометрии 7  составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
  2. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 31.08.2017 г. №260;
  3. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31.08.2017 г.№260;
  4. Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 26.05.2017 г. №197);
  5. Примерная программа по предмету геометрия для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009). 

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Л.С. Атанасяна.

Состав УМК:

1.«Геометрия 7-9» для  образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2008 г.

2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс».–М.: Просвещение,, 2008 г.

3. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 7 класс

Особенностью данного класса является общеобразовательная направленность.

Целью изучения  предмета   « геометрия» в 7 «А» классе является:

1)в направлении личностного развития

  •  развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  •  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  •  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
  •  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
  •  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

3) в предметном направлении

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять
    преобразования фигур;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур
    и формулы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
    между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы
    и обнаруживая возможности их применения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов

Основными задачами  обучения предмету « геометрия» в 7 «А» классе  являются:

- введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;

- развитие навыков изображения планиметрических  геометрических конфигураций;

- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

- формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;

- совершенствование навыков решения задач на доказательство;

- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;

- расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2 часа для обязательного изучения  геометрии на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.

В 7 «Б» классе на изучение предмета отводится  68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2017-2018 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 65 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Ученик научится.

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;

4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.

5) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;

6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;

7) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;

8) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.

9) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;

10) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

11) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;

12) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;

13) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.

14) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;

15) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

16) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);

17) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;

18) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;

19) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.

Учащийся  получит возможность научиться:

1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

4) выполнять проекты по темам (по выбору).

5) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;

6) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

7) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;

8) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.

9) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;

10) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;

11) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.

12) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;

13) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;

14) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.

Содержание учебного предмета  геометрия 7.

                                                           

  1. Начальные геометрические сведения. (11 часов). Точка, прямая, отрезок. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Луч. Угол. Биссектриса угла. Понятие о равенстве геометрических фигур. Равенство отрезков и углов. Длина отрезка и ее свойства. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.

  Цели и задачи: систематизировать наглядные представления и знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур; ввести терминологию, использующуюся в изложении курса.  

  1. Треугольники. (18 часов). Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы. Биссектрисы и

высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.                                          

            Цели и задачи: сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки;

                                        совершенствовать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

  1. Параллельные прямые. (13 часов). Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.

Цели и задачи:  дать систематические сведения о параллельности прямых, первое представление об аксиомах и систематическом

                             методе в геометрии; ввести аксиому параллельных  прямых.

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 часов). Сумма углов треугольника; внешний угол треугольника; остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольников по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.

Цели и  задачи: расширить знания учащихся о треугольниках; совершенствовать навыки решения задач.

      5.   Повторение. Решение задач (6 часов). Решение задач на нахождение смежных, вертикальных, односторонних, накрест  лежащих и  соответствующих углов. Решение треугольников с применением признаков равенства и неравенства треугольника.

            Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении курса геометрии 7 класса.  

Основные виды и формы учебной деятельности.

Ведущими методами обучения геометрии являются:

  •  проблемно-поисковый,
  • объяснительно-иллюстративный;
  •  репродуктивный,
  •  частично-поисковый ;
  •  творчески-репродуктивный.
  • Виды учебно-познавательной деятельности:
  • Наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний,
  • решение познавательных задач (проблем), проведение исследовательского эксперимента, построение графиков.
  • I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
  • Слушание объяснений учителя.
  • Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  • Вывод и доказательство формул.
  • Анализ формул.
  • Решение текстовых количественных и качественных задач.
  • Выполнение заданий по разграничению понятий.
  • Систематизация учебного материала.
  • II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
  • Наблюдение за демонстрациями учителя.
  • Просмотр учебных фильмов.
  • Анализ графиков, таблиц, схем.
  • Объяснение наблюдаемых явлений.
  • Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
  • Анализ проблемных ситуаций.
  • III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
  • Работа со схемами.
  • Решение задач.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Измерение величин.
  • Выполнение фронтальных самостоятельных  работ.
  • Выполнение работ практикума.
  • Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
  • Моделирование и конструирование.

Формы организации учебного процесса

  • индивидуальные,
  •  групповые,
  • индивидуально-групповые,
  • фронтальные

В системе уроков выделяются следующие виды:

  • Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

  • Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

  • Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

  • Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

  • Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

  • Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

  • Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности , тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

  • Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

  • Урок - самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

  • Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».


Календарно-тематическое планирование геометрия 7.

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

                              1.Начальные геометрические сведения. (11 часов).

1

02.09.17

Точка, прямая, отрезок

2

06.09.17

Луч. Угол.

3

09.09.17

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов.

4

13.09.17

Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты.

5

16.09.17

Решение задач по теме «Измерение отрезков».

6

20.09.17

Градусная мера углов. Измерение углов на местности.

7

23.09.17

Смежные и вертикальные углы.

8

27.09.17

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.

9

30.09.17

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения».

10

04.10.17

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения».

11

07.10.17

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения».

                                                2.Треугольники. (18 часов)

12

11.10.17

Треугольники.

13

14.10.17

Первый признак равенства треугольников.

14

18.10.17

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников.

15

21.10.17

Перпендикуляр к прямой.

16

25.10.17

Медианы, биссектрисы и высоты треугольников.

17

28.10.17

Свойства равнобедренного треугольника.

18

08.11.17

Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник».

19

11.11.17

Второй признак равенства треугольников.

20

15.11.17

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

21

18.11.17

Третий признак равенства треугольников.

22

22.11.17

Решение задач на применение признаков равенства треугольников.

23

25.11.17

Окружность. Построение циркулем и линейкой.

24

29.11.17

Примеры задач на построение.

25

02.12.17

Примеры задач на построение.

26

06.12.17

Решение задач по теме « Треугольники».

27

09.12.17

Решение задач по теме « Треугольники».

28

13.12.17

Решение задач по теме « Треугольники».

29

16.12.17

Контрольная работа  №2 по теме « Треугольники»

                                            3.Параллельные прямые. (13 часов).

30

20.12.17

Определение параллельности двух прямых.

31

23.12.17

Признаки параллельности двух прямых.

32

27.12.17

Практические способы построения параллельных прямых.

33

13.01.18

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

34

17.01.18

Об аксиомах  геометрии. Аксиома параллельных прямых.

35

20.01.18

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

36

24.01.18

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

37

27.01.18

Решение задач по теме «Параллельные  прямые».                                   

38

31.01.18

Решение задач по теме «Параллельные  прямые». 

39

03.02.18

Решение задач по теме «Параллельные  прямые». 

40

07.02.18

Решение задач по теме «Параллельные  прямые». 

41

10.02.18

Решение задач по теме «Параллельные  прямые».

42

14.02.18

Контрольная работа  №3 по теме « Параллельные  прямые».

                       4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 часов).

43

17.02.18

Теорема о сумме углов треугольника.

44

21.02.18

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник.

45

24.02.18

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

46

28.02.18

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

47

03.03.18

Неравенство треугольников.

48

07.03.18

Решение задач  по теме «Неравенство треугольников».

49

10.03.18

Решение задач по теме «Неравенство треугольников».

50

14.03.18

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

51

17.03.18

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

52

21. 03.18

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

53

04.04.18

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

54

07.04.18

Расстояние от точки до прямой.

55

11.04.18

Решение задач на прямоугольные треугольники.

56

14.04.18

Построение треугольника по трем элементам.

57

18.04.18

Построение треугольника по трем элементам.

58

21.04.18

Построение треугольника по трем элементам.

59

25.04.18

Построение треугольника по трем элементам.

60

28.04.18

Решение задач на построение.

61

05.05.18

Решение задач на построение.

62

12.05.18

Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

                                                      5.Повторение. Решение задач (6часов).

63

16.05.18

Точка, прямая, отрезок, длина отрезка.

64

19.05.18

Угол. Измерение углов. Виды углов. Свойства углов.

65

23.05.18

Треугольник.

Контрольных работ - 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян

содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...

рабочая программа по геометрии 11 класс автор учебника Л.С. Атанасян

рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала....

рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасян

рабочая программа по геометрии 7 класс, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по геометрии 7 класс. К учебнику Л.С.Атанасян и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая  программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного о...

Рабочая программа по геометрии 8 класс. К учебнику Л.С.Атанасян и др.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая  программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного о...

Рабочая программа по геометрии 7 класс (авторы учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев)

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Содержит календарно-тематическое планирование....