Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику Атанасяна Л. С. ФГОС
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Самошина Ольга Владимировна

Программа адаптирована на основе ФГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9» Издательство: Москва,  «Просвещение», 2016

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_8_klass.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»

            Рассмотрено.

Руководитель ШМО:

___________Самошина О. В.

Протокол №________

 «      » _____________2017г.

         Согласовано.

Заместитель директора:

__________Мельникова И. Е.

 «       » _____________2017г.

               Утверждаю.

  Директор МБОУ г. Мценска «Средняя школы №4»:

    __________Ефремова В.В.

    Приказ № _____

     «     » ____________2017г.

Рабочая программа

по геометрии

8 класс

2 часа в неделю, всего 68 часов

(базовый уровень)

Программа адаптирована на основе ФГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Л. С. Атанасяна «Геометрия 7-9» Издательство: Москва,  «Просвещение», 2016

Учитель:  Самошина О. В.

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по геометрии  составлена на основе:

ФГОС  основного общего образования,  примерной программы  основного общего  образования по геометрии для   7- 9классов,  авторской программы к УМК Л. С. Атанасяна,  учебного плана МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 4» на 2017 – 2018 учебный год, федерального перечня учебников на 2017 – 2018 учебный год.

Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  •  решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  •  ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  •  проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  •  поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Цели и задачи обучения

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1.  В направлении личностного развития:
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  •  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  •  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  •  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
  1.  В метапредметном направлении:
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  •  развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
  1.  В предметном направлении:
  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  •  создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  •  развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  •  совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  •  формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
  • отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  •  формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
  •  расширение знаний учащихся о треугольниках.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

В том числе: контрольных работ - 5

Содержание учебного предмета

Повторение курса геометрии 7 класса. ( 2 часа)

Четырехугольники.( 14 часов) Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральная симметрия.

Площадь. (14 часов) Понятие площади многоугольника Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники. (20 часов) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность. (16 часов) Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство отрезков касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Итоговое повторение. (2 часа)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  1.  В направлении личностного развития:
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  •  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  •  креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  •  умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  •  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
  1.  В метапредметном направлении:
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  •  умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  •  умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  •  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  •  понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  •  умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  •  умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  •  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
  1.  В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  •  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  •  изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;  
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов площадей);  в том числе: для углов от 0 до 1800 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  •  решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
  •  проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  •  расчетов, включающих простейшие формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  •  решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  •  построений геометрическими инструментами (линейка,  угольник, циркуль, транспортир).

Результаты изучения предмета влияют на итоговые результаты обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, что является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Повторение курса геометрии 7 класса (2ч.)

1

Повторение. Треугольники.

2

Повторение. Параллельные прямые

Четырехугольники (14 ч.)

3

Многоугольники.

4

Выпуклый  многоугольник.

5

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

6

Признаки параллелограмма.

7

Решение задач по теме «Параллелограмм»

8

Трапеция.

9

Теорема Фалеса.

10

Задачи на построение

11

Прямоугольник.

12

Ромб. Квадрат.

13

Решение задач.

14

Осевая и центральная симметрия.

15

Решение задач.

16

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

Площадь (14ч)

17

Анализ к/р. Площадь многоугольника.

18

Площадь прямоугольника.

19

Площадь параллелограмма

20

Площадь треугольника.

21

Площадь треугольника.

22

Площадь трапеции.

23

Решение задач на вычисление площадей фигур.

24

Решение задач на вычисление площадей фигур.

25

Теорема Пифагора.

26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

27

Решение задач на применение теоремы Пифагора

28

Решение задач.Формула Герона.

29

Решение задач.

30

Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

Подобные треугольники(20 ч.)

31

Анализ к/р. Определение подобных треугольников

32

Отношение площадей подобных треугольников.

33

Первый признак подобия треугольников

34

Первый признак подобия треугольников. Решение задач

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

37

Решение задач.

38

Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников»

39

Анализ к/р. Средняя линия треугольника

40

Свойство медиан треугольника

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

43

Измерительные работы на местности

44

Задачи на построение методом подобия.

45

Задачи на построение методом подобия.

46

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

47

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов равных 300, 450 и 600.

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

49

Решение задач.

50

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами в треугольнике»

Окружность (16 ч.)

51

Анализ к/р. Взаимное расположение прямой и окружности.

52

Касательная к окружности

53

Касательная к окружности. Решение задач.

54

Градусная мера дуги окружности

55

Теорема о вписанном угле

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

58

Свойство биссектрисы угла.

59

Серединный перпендикуляр.

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

61

Вписанная окружность

62

Свойство описанного четырехугольника

63

Описанная окружность

64

Свойство вписанного четырехугольника

65

Решение задач по теме «Окружность»

66

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

Итоговое повторение (2 ч.)

67

Анализ к/р. Повторение . Четырехугольники. Площади

68

Повторение. Подобные треугольники. Окружность.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Атанасян Л.С., Бутузов ВФ., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7-9 классах: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012.
  2. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев СБ., Позняк 9.11, Юдина И.И. Геометрия. 7-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.
  3.  Бурмистрова Г.А. Геометрия. 7-9 классы: Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2012.
  4.  Бутузов Б. Ф. Геометрия. 7-9 классы: Рабочие программы к учебнику Л.С. Атанасяна и др. М.: Просвещение, 2012.
  5.  Гаврилова Н. Ф. Геометрия. 8 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2014.
  6.  Гаврилова Н.Ф.  Геометрия. 8 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2014.
  7.  Зив Б.Г., Мейлер В.М. Геометрия: 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2012.
  8.  Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Геометрия. 7-11 классы: Задачи по геометрии. М.: Просвещение, 2012.
  9.  Иченская М.А. Геометрия. 7-9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.
  10.  Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
  11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
  12.  Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС...

Рабочая программа по геометрии 7-9 (учебник Атанасяна)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание тем, календарно-тематическое планирование, презентации к урокам 8 класс...

Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы ос...

Рабочая программа для 10 класса к учебнику Атанасяна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 10 класса разработана в соответствии с примерной программой среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной поли...

Рабочая программа по геометрии 7класса ( по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова и др.)

Рабочая программа по геометрии 7класса разработана на 2014-2015учебный год, она состоит из пояснительной записки, краткого курса геометрии 7класса, тематического планирования и календарно-тематическог...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Атанасяна Л. С. ФГОС

   Программа адаптирована на основе ФГОС основного общего образования с учетом тематического планирования учебного материала, приведенного в учебнике автора Л. С. Атанасяна «Гео...