Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов геометрии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определён также минимальный набор контрольных работ, выполняемых обучающимися.
Рабочая программа по геометрии включает разделы: пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, цели изучения геометрии, место предмета в учебном плане, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, литературу и др.), календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_geometriya_8.docx | 55.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса МБОУ «Первомайская сош» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2014 – 2015 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов геометрии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определён также минимальный набор контрольных работ, выполняемых обучающимися.
Структура документа
Рабочая программа по геометрии включает разделы: пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, цели изучения геометрии, место предмета в учебном плане, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, литературу и др.), календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов; практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, развитию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активного воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с дедукцией и индукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности детей. Геометрия занимает ведущее место в формировании научно – теоретического мышления обучающихся, вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся.
Цели изучения геометрии в 8 классе
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
- создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
- формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
- формирование умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
- создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Первомайская сош» отводит 210 часов для обязательного изучения геометрии на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Геометрия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы и направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать (понимать)» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание курса геометрии 8 класса
В 8 классе предусмотрено изучение тем: четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность.
Раздел геометрии | Основная цель | Количество часов | Вид контроля |
Четырёхугольники | Изучение наиболее важных видов четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; формирование представления о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. | 13 | 1.Контрольный тест по теме «Четырёхугольники» на 4 варианта 2.Контрольная работа №1 |
Площадь | Расширение и углубление полученных в 5-6 классах представлений об измерении и вычислении площадей; выведение формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказательство одной из главных теорем геометрии – теоремы Пифагора. | 13 | 1.Контрольный тест по теме «Площадь» на 4 варианта 2.Контрольная работа №2 |
Подобные треугольники | Введение понятия подобных треугольников; рассмотрение признаков подобия треугольников и их применение; первый шаг в освоении обучающимися тригонометрического аппарата геометрии. | 19 | 1.Контрольный тест по теме «Подобные треугольники» на 4 варианта 2.Контрольная работа №3 3.Контрольная работа №4 |
Окружность | Расширение сведений об окружности, полученных обучающимися в 7 классе; изучение новых фактов, связанных с окружностью; знакомство обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. | 16 | 1.Контрольный тест по теме «Окружность» на 4 варианта 2.Контрольная работа №5 |
Итоговое повторение курса геометрии | 5 | Итоговая контрольная работа | |
Резерв | 4 | ||
Итого за год | 70 |
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 4 часов, которые могут быть использованы для проведения стартового контроля, на увеличение количества часов для изучения отдельных тем, для проведения нетрадиционных уроков в рамках предметной недели и др.
Для диагностирования качества усвоения обучающимися учебного материала по отдельным темам наряду с контрольными работами предлагаются тематические тесты. Тесты предназначены как для проверки уровня обученности, так и для подготовки обучающихся к предстоящим формам аттестации. В тестах имеются задания с выбором ответа (часть 1), задания с кратким ответом (часть 2), задача к которой нужно дать развёрнутый ответ (часть 3). В качестве задач уровня 3 предложены задачи, аналогичные задачам второй части ГИА по математике. Продолжительность проведения тестов 30 – 35 минут. В случае, если учитель посчитает, что задачу из части 3 в тест не надо включать, то время на тест можно уменьшить до 20 минут. Все задания из частей 1 и 2 оцениваются в 1 балл, задача из части 3 оценивается до 5 баллов. Обучающийся может набрать за тест максимально 20 баллов. Перевод баллов в отметки следующий: «5» - от18 до 20 баллов, «4» - от 15 до 17 баллов, «3» - от 11 до 14 баллов, «2» - до 10 баллов. Для проведения тематических тестов в кабинете подготовлен раздаточный материал, составленный на базе сборника «Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна». Выполняются тесты на специальных бланках, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.
Планируется проведение 5 контрольных работ. Контрольные работы составлены в 2 вариантах. Сложность вариантов не отличается. Выполняются контрольные работы в тетрадях для контрольных работ, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.
Для проведения контрольных работ в кабинете подготовлен раздаточный материал, составленный на базе сборника Геометрия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна. Выполняются контрольные работы в тетрадях для контрольных работ, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения геометрии обучающийся 8 класса должен
знать (понимать)
- начальные понятия и теоремы геометрии;
- многоугольники;
- окружность и круг;
- наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре; примеры сечений; примеры развёрсток;
- треугольник;
- теорема Фалеса; подобие треугольников; коэффициент подобия; признаки подобия треугольников;
- теорема Пифагора; признаки равенства прямоугольных треугольников; синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу;
- замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан;
- четырёхугольник; параллелограмм, его свойства и признаки; прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки; трапеция, равнобедренная трапеция;
- многоугольники; выпуклые многоугольники; сумма углов выпуклого многоугольника; вписанные и описанные многоугольники; правильные многоугольники;
- окружность и круг; центр, радиус, диаметр; дуга, хорда; центральный, вписанный угол; величина вписанного угла; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей; касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведённых из одной точки; метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд;
- окружность, вписанная в треугольник; окружность, описанная около треугольника; вписанные и описанные четырёхугольники; вписанные и описанные окружности правильного многоугольника;
- измерение геометрических величин; длина ломаной, периметр многоугольника;
- понятие о площади плоских фигур; равносоставленные и равновеликие фигуры;
- площадь прямоугольника; площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы);
- связь между площадями подобных фигур;
- геометрические преобразования;
- симметрия фигур; осевая симметрия и центральная симметрия.
Уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе для углов от 0° до 180°; определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Владеть компетенциями:
- учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.
Педагогические технологии, методы обучения
Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических технологий:
- развивающего обучения;
- технология «портфолио».
Учебно-методический комплект
- Геометрия. 7 – 9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др./ авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012
- Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Геометрия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др./ авт.-сост. Г.Ю. Ковтун. – Волгоград: Учитель, 2015
- Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2011.
- Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9»/ А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по геометрии основного общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата (план/факт) | Тема урока | Задания учебника на уроке | Виды контроля (мин) | Дидактический и раздаточный материал | |
Четырёхугольники | ||||||
1/1 | / | Многоугольники | ||||
2/2 | / | Выпуклый многоугольник | ||||
3/3 | / | Параллелограмм. Свойства параллелограмма | ПСР |
| ||
4/4 | / | Признаки параллелограмма. Решение задач | ||||
5/5 | / | Трапеция | ||||
6/6 | / | Решение задач по теме «Параллелограмм. Трапеция» | ПСР |
| ||
7/7 | / | Трапеция. Задачи на построение | ПСР |
| ||
8/8 | / | Прямоугольник | ||||
9/9 | / | Ромб. Квадрат | ||||
10/10 | / | Решение задач | ||||
11/11 | / | Осевая и центральная симметрия | ||||
12/12 | / | Решение задач | ТТ |
| ||
13/13 | / | Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники» | КР-1 |
| ||
Площадь | ||||||
14/1 | / | Площадь многоугольника | ||||
15/2 | / | Площадь многоугольника | ||||
16/3 | / | Площадь параллелограмма | ПСР |
| ||
17/4 | / | Площадь треугольника | ||||
18/5 | / | Площадь треугольника | ПСР |
| ||
19/6 | / | Площадь трапеции | ||||
20/7 | / | Решение задач на вычисление площадей фигур | ||||
21/8 | / | Решение задач на вычисление площадей фигур | ПСР |
| ||
22/9 | / | Теорема Пифагора | ||||
23/10 | / | Теорема, обратная теореме Пифагора | ||||
24/11 | / | Решение задач на применение теоремы Пифагора | ПСР |
| ||
25/12 | / | Решение задач на применение теоремы Пифагора. Формула Герона | ТТ |
| ||
26/13 | / | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | КР-2 |
| ||
Подобные треугольники | ||||||
27/1 | / | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников | ||||
28/2 | / | Отношение площадей подобных треугольников | ПСР |
| ||
29/3 | / | Первый признак подобия треугольников | ||||
30/4 | / | Первый признак подобия треугольников. Решение задач | ||||
31/5 | / | Второй и третий признаки подобия треугольников | ПСР |
| ||
32/6 | / | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | ||||
33/7 | / | Решение задач на применение признаков подобия треугольников | ||||
34/8 | / | Контрольная работа №3 по теме «Пропорциональные отрезки. Признаки подобия треугольников» | КР-3 |
| ||
35/9 | / | Средняя линия треугольника | ||||
36/10 | / | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | ||||
37/11 | / | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | ||||
38/12 | / | Измерительные работы на местности | ||||
39/13 | / | Задачи на построение методом подобия | ||||
40/14 | / | Задачи на построение методом подобия | ПСР |
| ||
41/15 | / | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника | ||||
42/16 | / | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60° | ||||
43/17 | / | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | ПСР |
| ||
44/18 | / | Подготовка к контрольной работе | ТТ |
| ||
45/19 | / | Контрольная работа №4 по теме «Синус, косинус, тангенс» | КР-4 |
| ||
Окружность | ||||||
46/1 | / | Взаимное расположение прямой и окружности | ||||
47/2 | / | Касательная к окружности | ||||
48/3 | / | Касательная к окружности. Решение задач | ПСР |
| ||
49/4 | / | Градусная мера дуги окружности | ||||
50/5 | / | Теорема о вписанном угле | ||||
51/6 | / | Теорема об отрезках пересекающихся хорд | ||||
52/7 | / | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | ПСР |
| ||
53/8 | / | Свойство биссектрисы угла | ||||
54/9 | / | Серединный перпендикуляр | ||||
55/10 | / | Теорема о точке пересечения высот треугольника | ||||
56/11 | / | Вписанная окружность | ||||
57/12 | / | Свойство описанного четырёхугольника | ПСР |
| ||
58/13 | / | Описанная окружность | ||||
59/14 | / | Свойство вписанного четырёхугольника | ||||
60/15 | / | Решение задач по теме «Окружность» | ТТ |
| ||
61/16 | / | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | КР-5 |
| ||
Итоговое повторение | ||||||
62/1 | / | Повторение по теме «Четырёхугольники» | ||||
63/2 | / | Повторение по теме «Площадь» | ||||
64/3 | / | Повторение по теме «Подобные треугольники» | ||||
65/4 | / | Повторение по теме «Окружность» | ||||
66/5 | / | Итоговая контрольная работа | ||||
Резерв | ||||||
67 | / | |||||
68 | / | |||||
69 | / | |||||
70 | / |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина
Рабочая программа и тематическое планирование...
рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс
рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.
Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....
рабочая программа Геометрия 7 к учебнику Атанасяна
разработана рабочая программа на учебный 2015/16гг...
рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс
рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.
Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....