Рабочая программа для 8 класса к учебнику Атанасяна
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Нардина Галина Алексеевна

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов геометрии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определён также минимальный набор контрольных работ, выполняемых обучающимися.

Рабочая программа по геометрии включает разделы: пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, цели изучения геометрии, место предмета в учебном плане, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, литературу и др.), календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_geometriya_8.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 8 класса МБОУ «Первомайская сош» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта и требованиями Примерной образовательной программы основного общего образования, с учётом Учебного плана МБОУ «Первомайская сош» на 2014 – 2015 учебный год.

           Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов геометрии с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Определён также минимальный набор контрольных работ, выполняемых обучающимися.

Структура документа

Рабочая программа по геометрии включает разделы: пояснительную записку (общая характеристика учебного предмета, цели изучения геометрии, место предмета в учебном плане, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса, литературу и др.), календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов; практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, развитию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активного воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, способность принимать самостоятельные решения.

Геометрия расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с дедукцией и индукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности детей. Геометрия занимает ведущее место в формировании научно – теоретического мышления обучающихся, вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся.

 Цели изучения геометрии в 8 классе

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки;
  • создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
  • формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
  • формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
  • формирование умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных;
  • создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Первомайская сош» отводит 210 часов для обязательного изучения геометрии на базовом уровне ступени основного общего образования. В том числе в 8 классе 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Геометрия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижения которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы и направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать (понимать)» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание курса геометрии 8 класса

В 8 классе предусмотрено изучение тем: четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность.

Раздел геометрии

Основная цель

Количество часов

Вид контроля

Четырёхугольники

Изучение наиболее важных видов четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; формирование представления о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

13

1.Контрольный тест по теме «Четырёхугольники» на 4 варианта 2.Контрольная работа №1

Площадь

Расширение и углубление полученных в 5-6 классах представлений об измерении и вычислении площадей; выведение формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказательство одной из главных теорем геометрии – теоремы Пифагора.

13

1.Контрольный тест по теме «Площадь» на 4 варианта

2.Контрольная работа №2

Подобные треугольники

Введение понятия подобных треугольников; рассмотрение признаков подобия треугольников и их применение; первый шаг в освоении обучающимися тригонометрического аппарата геометрии.

19

1.Контрольный тест по теме «Подобные треугольники» на 4 варианта

2.Контрольная работа №3

3.Контрольная работа №4

Окружность

Расширение сведений об окружности, полученных обучающимися в 7 классе; изучение новых фактов, связанных с окружностью; знакомство обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

16

1.Контрольный тест по теме «Окружность» на 4 варианта

2.Контрольная работа №5

Итоговое повторение курса геометрии

5

Итоговая контрольная работа

Резерв

4

Итого за год

70

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 4 часов, которые могут быть использованы для проведения стартового контроля, на увеличение количества часов для изучения отдельных тем, для проведения нетрадиционных уроков в рамках предметной недели и др.

Для диагностирования качества усвоения обучающимися учебного материала по отдельным темам наряду с контрольными работами предлагаются тематические тесты. Тесты предназначены как для проверки уровня обученности, так и для подготовки обучающихся к предстоящим формам аттестации. В тестах имеются задания с выбором ответа (часть 1), задания с кратким ответом (часть 2), задача к которой нужно дать развёрнутый ответ (часть 3). В качестве задач уровня 3 предложены задачи, аналогичные задачам второй части ГИА по математике. Продолжительность проведения тестов 30 – 35 минут. В случае, если учитель посчитает, что задачу из части 3 в тест не надо включать, то время на тест можно уменьшить до 20 минут. Все задания из частей 1 и 2 оцениваются в 1 балл, задача из части 3 оценивается до 5 баллов. Обучающийся может набрать за тест максимально 20 баллов. Перевод баллов в отметки следующий: «5» - от18 до 20 баллов, «4» - от 15 до 17 баллов, «3» - от 11 до 14 баллов, «2» - до 10 баллов. Для проведения тематических тестов в кабинете подготовлен раздаточный материал, составленный на базе сборника «Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна». Выполняются тесты на специальных бланках, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.

Планируется проведение 5 контрольных работ. Контрольные работы составлены в 2 вариантах. Сложность вариантов не отличается. Выполняются контрольные работы в тетрадях для контрольных работ, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.

Для проведения контрольных работ в кабинете подготовлен раздаточный материал, составленный на базе сборника Геометрия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна. Выполняются контрольные работы в тетрадях для контрольных работ, которые хранятся в кабинете в течение учебного года.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения геометрии обучающийся 8 класса должен

знать (понимать)

  • начальные понятия и теоремы геометрии;
  • многоугольники;
  • окружность и круг;
  • наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре; примеры сечений; примеры развёрсток;
  • треугольник;
  • теорема Фалеса; подобие треугольников; коэффициент подобия; признаки подобия треугольников;
  • теорема Пифагора; признаки равенства прямоугольных треугольников; синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу;
  • замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан;
  • четырёхугольник; параллелограмм, его свойства и признаки; прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки; трапеция, равнобедренная трапеция;
  • многоугольники; выпуклые многоугольники; сумма углов выпуклого многоугольника; вписанные и описанные многоугольники; правильные многоугольники;
  • окружность и круг; центр, радиус, диаметр; дуга, хорда; центральный, вписанный угол; величина вписанного угла; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей; касательная и секущая к окружности, равенство касательных, проведённых из одной точки; метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд;
  • окружность, вписанная в треугольник; окружность, описанная около треугольника; вписанные и описанные четырёхугольники; вписанные и описанные окружности правильного многоугольника;
  • измерение геометрических величин; длина ломаной, периметр многоугольника;
  • понятие о площади плоских фигур; равносоставленные и равновеликие фигуры;
  • площадь прямоугольника; площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы);
  • связь между площадями подобных фигур;
  • геометрические преобразования;
  • симметрия фигур; осевая симметрия и центральная симметрия.

Уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе для углов от 0° до 180°; определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при  решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.  

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчётов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Владеть компетенциями:

  • учебно-познавательной, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой.

Педагогические технологии, методы обучения

Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических технологий:

  • развивающего обучения;
  • технология «портфолио».

Учебно-методический комплект

  1. Геометрия. 7 – 9 классы: рабочие программы по учебникам Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др./ авт.-сост. Н.А. Ким, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2012
  2. Геометрия. 7 – 9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Геометрия. 8 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др./ авт.-сост. Г.Ю. Ковтун. – Волгоград: Учитель, 2015
  4. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Тесты по геометрии: 8 класс: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия 7 – 9»/ А.В. Фарков. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по геометрии основного общего образования (базовый уровень), обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

(план/факт)

Тема урока

Задания учебника на уроке

Домашнее задание

Виды

 контроля (мин)

Дидактический и раздаточный

материал

Четырёхугольники

1/1

/

Многоугольники

2/2

/

Выпуклый многоугольник

3/3

/

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 3 варианта

4/4

/

Признаки параллелограмма. Решение задач

5/5

/

Трапеция

6/6

/

Решение задач по теме «Параллелограмм. Трапеция»

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

7/7

/

Трапеция. Задачи на построение

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 3 варианта

8/8

/

Прямоугольник

9/9

/

Ромб. Квадрат

10/10

/

Решение задач

11/11

/

Осевая и центральная симметрия

12/12

/

Решение задач

ТТ

  • тестовые задания на 4 варианта
  • бланки ответов для обучающихся

13/13

/

Контрольная работа №1 по теме «Четырёхугольники»

КР-1

  • карточки с заданием контрольной работы на 3 варианта

Площадь

14/1

/

Площадь многоугольника

15/2

/

Площадь многоугольника

16/3

/

Площадь параллелограмма

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 3 варианта

17/4

/

Площадь треугольника

18/5

/

Площадь треугольника

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

19/6

/

Площадь трапеции

20/7

/

Решение задач на вычисление площадей фигур

21/8

/

Решение задач на вычисление площадей фигур

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

22/9

/

Теорема Пифагора

23/10

/

Теорема, обратная теореме Пифагора

24/11

/

Решение задач на применение теоремы Пифагора

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 3 варианта

25/12

/

Решение задач на применение теоремы Пифагора. Формула Герона

ТТ

  • тестовые задания на 4 варианта
  • бланки ответов для обучающихся

26/13

/

Контрольная работа №2 по теме «Площадь»

КР-2

  • карточки с заданием контрольной работы на 2 варианта

Подобные треугольники

27/1

/

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников

28/2

/

Отношение площадей подобных треугольников

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

29/3

/

Первый признак подобия треугольников

30/4

/

Первый признак подобия треугольников. Решение задач

31/5

/

Второй и третий признаки подобия треугольников

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

32/6

/

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

33/7

/

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

34/8

/

Контрольная работа №3 по теме «Пропорциональные отрезки. Признаки подобия треугольников»

КР-3

  • карточки с заданием контрольной работы на 2 варианта

35/9

/

Средняя линия треугольника

36/10

/

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

37/11

/

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

38/12

/

Измерительные работы на местности

39/13

/

Задачи на построение методом подобия

40/14

/

Задачи на построение методом подобия

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

41/15

/

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

42/16

/

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°

43/17

/

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

44/18

/

Подготовка к контрольной работе

ТТ

  • тестовые задания на 4 варианта
  • бланки ответов для обучающихся

45/19

/

Контрольная работа №4 по теме «Синус, косинус, тангенс»

КР-4

  • карточки с заданием контрольной работы на 2 варианта

Окружность

46/1

/

Взаимное расположение прямой и окружности

47/2

/

Касательная к окружности

48/3

/

Касательная к окружности. Решение задач

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

49/4

/

Градусная мера дуги окружности

50/5

/

Теорема о вписанном угле

51/6

/

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

52/7

/

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

53/8

/

Свойство биссектрисы угла

54/9

/

Серединный перпендикуляр

55/10

/

Теорема о точке пересечения высот треугольника

56/11

/

Вписанная окружность

57/12

/

Свойство описанного четырёхугольника

ПСР

  • карточки с заданием самостоятельной работы на 2 варианта

58/13

/

Описанная окружность

59/14

/

Свойство вписанного четырёхугольника

60/15

/

Решение задач по теме «Окружность»

ТТ

  • тестовые задания на 4 варианта
  • бланки ответов для обучающихся

61/16

/

Контрольная работа №5 по теме «Окружность»

КР-5

  • карточки с заданием контрольной работы на 2 варианта

Итоговое повторение

62/1

/

Повторение по теме «Четырёхугольники»

63/2

/

Повторение по теме «Площадь»

64/3

/

Повторение по теме «Подобные треугольники»

65/4

/

Повторение по теме «Окружность»

66/5

/

Итоговая контрольная работа

Резерв

67

/

68

/

69

/

70

/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс к учебнику В.В. Лунина

Рабочая программа и тематическое планирование...

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....

рабочая программа Геометрия 7 к учебнику Атанасяна

разработана рабочая программа на учебный 2015/16гг...

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.

Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....