рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Марынкина Светлана Николаевна

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № _____

от _____  ___________ 2014г.

                 Согласовано

на заседании НМС

Протокол № _____

               от _____  ___________ 2014г.

                  Утверждаю

             Директор

____________ Д.В.Рогатин

    от ____  ____________ 2014г.

Рабочая программа

по геометрии

на 2014 – 2015 учебный год

Ф.И.О. учителя:  Марынкина Светлана Николаевна

Класс: 9А,

По учебному плану  2 часа в неделю

Количество всего часов по программе:  68 часов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КУРСА «ГЕОМЕТРИЯ» 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии для обучающихся 9 «Б» класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной программы курса геометрии для 9 классов средней общеобразовательной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

           Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для изучения курса геометрии в 9 классе  отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год федерального компонента. Программа обеспечивает обязательный минимум подготовки учащихся по геометрии, определяемый образовательным стандартом, соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.

  Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7-9» автора Л.С.Атанасян,

рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, домашних работ используются «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко, Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. - М.: Просвещение, 2005, а также методическое пособие «Поурочные разработки по геометрии 9 класса» Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя  Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.

Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 9  классе.

         Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;

развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

         В ходе обучения геометрии по данной программе с использованием учебника и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
  • формирование пространственных представлений; развитие логического мышления и подготовка аппарата для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и др.) и курса стереометрии в старших классах;
  •  овладение конкретными знаниями необходимыми для применения в практической деятельности.

В основу курса геометрии для 9 класса положены такие принципы как:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по математике.
  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых
  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации.
  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

        Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии  в 9 классе отводится  2 ч в неделю, всего 68 ч.

В том числе: Контрольных работ –  5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Уровень обучения – базовый.

Требования к уровню подготовки учащихся

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации  обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:

Формы работы: фронтальная работа; индивидуальная работа; коллективная работа; групповая работа.

Методы работы: рассказ; объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий; дифференцированные задания, самостоятельная работа; взаимопроверка, дидактическая игра; решение проблемно-поисковых задач.

Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, письменный зачет, графические диктанты, тесты); лабораторно-практический контроль (контрольно-лабораторные работы, практические работы). Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме в виде комбинированных, контрольно-проверочных и др. типов уроков

         Тематическое планирование курса «Геометрия»

9 класс ( 2 часа в неделю)

№п/п

Название раздела

Количество часов

Теория

Контрольные работы

Всего

ВВОДНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2

2

ВЕКТОРЫ

9

9

МЕТОД КООРДИНАТ

10

1

11

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ.  

11

1

12

ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА    

11

1

12

ДВИЖЕНИЯ

11

1

12

ОБ АКСИОМАХ ПЛАНИМЕТРИИ

2

2

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОВТОРЕНИЕ

7

8

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1

Всего:

63

5

68

СОДЕРЖАНИЕ   ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы соответствует  обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

 Повторение векторы и метод координат - 22часа

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 12 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 12 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Об аксиомах планиметрии. 2 часа.

Повторение. Решение задач. Итоговая контрольная работа.  8часов

Литература для учителя:

  1.         Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений [Текст] / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2005.
  2.         Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005
  3.          Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
  4.          Задачи по геометрии 7-11 класс под редакцией Мейлера В.М.
  5.         «Дидактические карточки – задания по геометрии  9 класс» Т.М.Мищенко
  6.          «Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 9 класс» А.В. Фарков,

Литература для ученика:

  1. Учебник “Геометрия 7-9” под редакцией Атанасяна Л.С.;
  2. Геометрия 9 класс, рабочая тетрадь под редакцией Атанасяна Л.С.;
  3. Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 9 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение, 2005.
  4. Энциклопедия по геометрии;
  5. “Все вопросы геометрии” – энциклопедический словарь

п/п

Тема раздела

Тема урока

Ко-во

часов

Дата по

программе

Дата с учетом

корректировки

Знания, умения и навыки

(на тему раздела)

Домашнее задание

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Вводное повторение

1

Повторение  материала 8 класса Вектора, сложение, вычитание, умножение вектора на число

Т.М.Мищенко «Тематические тесты по геометрии 9 класс»

Т.М.Мищенко   УМК «Тематические тесты по геометрии 9кл.

Вводное повторение

1

 ВЕКТОРЫ.                                                                 9

Понятие вектора

1

Понятие вектора

1

Сложение и вычитание векторов

1

Сложение и вычитание векторов

1

Сложение и вычитание векторов

1

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Разложение вектора. Координаты вектора.

 Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

Умножение вектора на число. Применение векторов к решениюзадач

1

 МЕТОД КООРДИНАТ                                            11

Координаты вектора

1

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Уравнение: прямой, окружности.

Решение задач.

Координаты вектора

1

Тест 4

«Признаки равенства треугольников»

Решение задач

1

Контрольная работа № 1

1

 Простейшие задачи в координатах

1

Простейшие задачи в координатах

1

 Уравнение окружности и прямой.

1

Уравнение окружности и прямой.

1

Уравнение окружности и прямой.

1

Решение задач

1

Решение задач

1

 СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ  ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ.    12 Ч

Синус, косинус, тангенс угла.

1

Синус, косинус, тангенс. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения Формулы для вычисления координат точки. Синус, косинус, тангенс угла.

Правильный многоугольник. Окружность, описанная и вписанная в правильный многоугольник. Построение правильных многоугольников.

Устанавливать

Таблица.

Тест 6

«Сумма углов  треугольника»

Тест 7

«Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Тест 8

«Прямоугольный треугольник»

Синус, косинус, тангенс угла.

Синус, косинус, тангенс угла.

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

 Решение задач

1

Решение задач

1

Контрольная работа № 2

1

 ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ И ПЛОЩАДЬ КРУГА  12

Правильные многоугольники.

1

Тест 4

«Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Правильные многоугольники.

1

Правильные многоугольники.

1

Правильные многоугольники.

1

Длина окружности и площадь круга.

1

Длина окружности и площадь круга.

1

Длина окружности и площадь круга.

1

Длина окружности и площадь круга.

1

Решение задач

1

Решение задач

1

Решение задач

1

Контрольная работа № 3

1

Решение задач

ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

12

Осевая симметрия.

Понятие движения

Параллельный перенос и поворот.

 Решение задач.

Аксиомы планиметрии.

Решение задач.

 Параллельный перенос и поворот.

Решение задач.

 Аксиомы планиметрии.

Решение задач.

Понятие движения.

1

Понятие движения.

1

Понятие движения.

1

Понятие движения.

1

Параллельный перенос и поворот.

1

Параллельный перенос и поворот.

1

Параллельный перенос и поворот.

1

Параллельный перенос и поворот.

1

Решение задач

1

 Решение задач

1

Решение задач

1

Контрольная работа № 4

1

Об аксиомах планиметрии.

1

Об аксиомах планиметрии.

1

Заключительное повторение, решение задач     8

Повторение,  решение задач

1

Повторение,  решение задач

1

Итоговое тестирование

Тест 9

«итоговый

Повторение, решение задач

1

 Повторение, решение задач

1

Повторение, решение задач

1

 Повторение, решение задач

1

 Повторение, решение задач

1

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы....

рабочая программа по геометрии для 7-9 классов к учебнику Атанасяна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, типы уроков, перечень контрольных работ, планируемые результаты, учебно-тематический план, содержание учебного материала, описание учебно-методическог...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.

Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 11 класс.

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю. Профильный уровень....