Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна.
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме

Абросимова Елена Николаевна

Данная рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, учебно-тематическое планирование, содержание курса алгебры 7 класса, ЗУН, список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_7a_klass_uchitel_fomicheva_e.n.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГБОУ  СОШ №2067

Позднякова Н.А. ____________

Приказ №__________________

от «____»   _______________2013г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

Фрольцова С.В. _________________

«______»__________________2013г.

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

протокол №_______от________2013г.

Председатель ШМО________/Фомичева Е.Н./

 

Департамент образования города Москвы

Троицкий и Новомосковский административный округ

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы

средняя общеобразовательная школа №2067

Рабочая программа

по     геометрии  

для    7А   класса (уровень   базовый )

на     2013-2014     учебный год

составлена учителем по математике:    Фомичевой Е.Н.   

г.Москва, п.Воскресенское, пос.Воскресенское

2013/14 год

         Пояснительная    записка

Рабочая  программа  составлена  на  основе  нормативных  документов:

     Закон  об  образовании  //  «Вестник  образования.  №12»,  2004;

     Федерального  компонента  государственного  стандарта  общего  образования.  Стандарт  основного  общего  образования  по  математике  //  «Вестник  образования  России. №12»,  2004;    

     «Программы  общеобразовательных  учреждений.  Геометрия  7 – 9  классы»  //  Составитель: Т.А. Бурмистрова,                                        М: Просвещение,     2008.

Программа  включает  базовые  знания  и  умения,  которыми  должны  овладеть  все  учащиеся  общеобразовательной  школы.

Согласно  Базисному  учебному  плану  школы,  рабочая  программа  для   7а  класса  предусматривает  обучение  геометрии  в  объеме  2  часов  в  неделю;  всего  68  часов  за  год.

                

         В  рабочей  программе  нашли  отражение  цели  и  задачи  изучения  математики  на  ступени  основного  общего  образования:        —   формирование  личности  школьника,  осознающего  смысл  и  ценность  математического  образования,  обладающего

       математическими  компетенциями,  необходимыми  для  жизни  в  современном  обществе;

—   овладение  конкретными  математическими  знаниями,  необходимыми  для  применения  в  практической  деятельности,  для  изучения

       смежных  дисциплин,  для  продолжения  образования;

—   интеллектуальное  развитие  учащихся,  формирование  качеств  мышления,  характерных  для  математической  деятельности:  ясность и  точность  мысли,  критичность  мышления,  интуиция,  логическое  мышление,  пространственных  представлений,  способность  к преодолению  трудностей;

—   формирование  представлений  об  идеях  и  методах  математики,  о  математике  как  форме  описания  и  методе  познания

       действительности;

  • воспитание  культуры  личности,  отношения  к  математике  как  к  части  общечеловеческой  культуры.

Специальными  целями  преподавания  геометрии  в   7  классе  являются:

—   знакомство  учащихся  с  геометрическими  фигурами  на  плоскости;                            

—   систематическое  изучение  свойств  геометрических  фигур  на  плоскости,  выработка  умения  применять  их  к  решению  простейших

       задач;

—   развитие  логического  мышления  и  подготовка  аппарата,  необходимого  для  изучения  смежных  дисциплин;

—   сформировать  умение  доказывать  равенство  данных  треугольников,  опираясь  на  изученные  признаки;

—   отработать  навыки  решения  простейших  задач  на  построение  с  помощью  циркуля  и  линейки;

—   дать  систематические  сведения  о  параллельных  прямых,  ввести  аксиому  параллельных  прямых;

—   расширить  знания  учащихся  о  треугольниках.

Программой  предусмотрены  уроки  систематизации и  повторения  курса  геометрии   7  класса.  На  этих  уроках  необходимо  сконцентрировать  внимание  на  основных  вопросах  изучаемого  курса:  начальные  геометрические  сведения,  параллельные  прямые,  треугольники.

Программа  построена  с  учетом  принципов  системности,  научности  и  доступности,  а  также  преемственности  и  перспективности  между  различными  разделами  курса.

  

                 Требования  к  знаниям,  умениям  и  навыкам  учащихся  по  геометрии

за  курс   7  класса  (основной  школы)

В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны  уметь:

—   пользоваться  геометрическим  языком  для  описания  предметов  окружающего  мира;  

     

—   распознавать  геометрические  фигуры,  различать  их  взаимное  расположение;

—   изображать  геометрические  фигуры,  выполнять  чертежи  по  условию  задачи;

—   распознавать  на  чертежах  геометрические  фигуры  (отрезки, углы, треугольники);

—   владеть  практическими  навыками  использования  геометрических  инструментов  для  изображения  фигур,  а  также  для  нахождения  длин  отрезков  и  величин  углов;

—   вычислять  значения  геометрических  величин  (длин, углов, площадей);

—   решать  геометрические  задачи,  опираясь  на  изученные  свойства  фигур  и  отношения  между  ними,  применяя  дополнительные построения;

—   проводить  доказательные  рассуждения  при  решении  задач,  используя  известные  теоремы;

—   использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни:

      для  описания  реальных  ситуаций  на  языке  геометрии; для  расчетов, включающих  простейшие  формулы.

Содержание курса

1. Начальные геометрические сведения (7ч). 

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

2. Треугольники (14ч). 

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

 

3. Параллельные прямые (9ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Цель: ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (15ч).

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, и частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение (5ч). 

Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса

Календарно-тематическое планирование

по    геометрии  .

Класс      

п/п

Содержание

(Раздел, темы уроков)

Общее кол-во часов по разделу

Форма контроля

Примерные сроки проведения

Глава I: Начальные геометрические сведения.

1.

Прямая и отрезок. Луч и угол.

2.

Сравнение отрезков и углов.

3.

Измерение отрезков. Измерение углов.

4.

Смежные и вертикальные углы.

5.

Перпендикулярные прямые.

С.Р.

6.

Решение задач. Подготовка к к/р.

7.

Контрольная работа №1.

К.Р. №1

ГлаваII: Треугольники.

14ч

8.

Первый признак равенства треугольников.

9.

Решение задач.

10.

Решение задач. С.Р.

С.Р.

11.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

12.

Свойства равнобедренного треугольника.

13.

Решение задач. С.Р.

С.Р.

14.

Второй и третий признак равенства треугольников.

15.

Решение задач.

16.

Решение задач. С.Р.

С.Р.

17.

Окружность.

18.

Задачи на построение.

19.

Решение задач по теме «Равенство треугольников».

20.

Подготовка к контрольной работе.

21.

Контрольная работа №2.

К.Р. №2

Глава III: Параллельные прямые.

22.

Определение параллельных прямых.

23.

Признаки параллельности двух прямых.

24.

Решение задач. С.Р.

С.Р.

25.

Аксиома параллельных прямых.

26.

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

27.

Решение задач. С.Р.

С.Р.

28.

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

29.

Подготовка к контрольной работе.

30.

Контрольная работа №3.

К.Р. №3

Глава IV: Соотношения между сторонами и углами треугольника.  

15ч

31.

Сумма углов треугольника.

32.

Решение задач.

33.

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

С.Р.

34.

Решение задач.

35.

Подготовка к контрольной работе.

36.

Контрольная работа №4.

К.Р. №4

37.

Прямоугольный треугольник и его свойства.

38.

Решение задач.

39.

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

40.

Решение задач.

41.

Самостоятельная работа.

С.Р.

42.

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники».

43.

Подготовка к контрольной работе.

44.

Контрольная работа №5.

К.Р. №5

45.

Построение треугольника по трем элементам. Решение задач на построение.

Повторение.

46.

Повторение. Решение задач.

47.

Подготовка к контрольной работе.

48.

Итоговая контрольная работа №6.

К.Р. №6

49.

Анализ ИКР. Решение задач.

50.

Обобщающее повторение курса.

Учебно - тематическое планирование

уроков     геометрии  .

Класс      

Учитель___Фомичева Елена Николаевна_____

Количество часов на _  _полугодие (год): всего   50   часов;  в неделю  2  часа (со II четверти)

Плановых контрольных работ     6   ;     _____ зачетов; ______тестов.

№ п/п

Тема раздела

Общее кол-во часов по разделу

ЗУНы

КЭС

КТУ

1.

Начальные геометрические сведения.

Знать определение: отрезка, луча, угла и их обозначения. Рассмотреть приём практического проведения прямых (провешивание).

Знать какие фигуры называются равными.

Уметь сравнивать и измерять отрезки, углы наложением и измерительными приборами,

Уметь находить длину отрезка и градусную меру угла по данным задач. Знать понятие длины отрезка.

Знать свойства длин отрезка.

Знать единицы измерения отрезка.

Знать понятие градуса и градусной меры угла.

Знать свойства градусных мер угла.

Знать виды углов.

Уметь пользоваться транспортиром.

Знать какие углы называются смежными, вертикальными.

Знать свойства углов.

Уметь строить угол смежный данному.

Знать, какие прямые называются

перпендикулярным.

Уметь пользоваться угольником и линейкой для построения перпендикулярных прямых.

7.1.1

7.1.2

7.1.3

7.1.4

7.5.1

7.5.3

5.1

5.2

7.5

2.

Треугольники.

14ч

Знать определение треугольника и его элементов.  Знать понятие равных треугольников.

Знать понятие теоремы и её доказательства.

Знать первый признак равенства треугольников.

Уметь применять признак при решении задач.

Уметь доказывать теоремы.

Знать понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Уметь их строить.

Знать теорему о перпендикуляре.

Знать определения равнобедренного,

равностороннего треугольника. Знать их свойства, применять при решении задач.

Знать второй и третий признаки равенства треугольников.

Уметь применять их при решении задач.

Знать определение окружности её элементов (центр, радиус, хорда, диаметр).

Уметь решать задачи.

Иметь представление о задачах на построение.

Уметь решать простые задачи.

7.2.1

7.2.2

7.2.4

5.1

5.2

7.5

3.

Параллельные прямые.

Знать определение параллельных прямых, отрезков, секущей.

Знать понятие накрест лежащих односторонних и соответственных углов.

Уметь решать задачи на применение признаков параллельных прямых.

Иметь представление о практических способах построения параллельных прямых.

Знать, что такое аксиома, приводить примеры

Знать аксиому параллельности двух прямых.

Уметь решать задачи на применение аксиомы.

Знать свойства параллельных прямых.

Уметь решать задачи на применение аксиомы.

7.1.3

5.1

5.2

7.5

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

15ч

Знать теорему о сумме углов треугольника и её следствия.

Знать виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный).

Уметь решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.

Знать определение внешнего угла треугольника.

Знать теорему о внешнем угле треугольника.

Уметь применять эту теорему при решении задач.

Знать теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Знать теорему о неравенстве треугольника.

Уметь применять их при решении задач.

Знать свойства и признак прямоугольного треугольника.

Знать признаки равенства прямоугольного треугольника.

Уметь их применять при решении задач.

Уметь строить треугольник по трём элементам.

Уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.

7.2.3

7.2.4

7.2.5

7.2.6

7.2.7

7.2.8

5.1

5.2

7.5

5.

Повторение.

В  результате  изучения  курса  учащиеся  должны  уметь:

—   пользоваться  геометрическим  языком  для  описания  предметов  окружающего  мира;  

     

—   распознавать  геометрические  фигуры,  различать  их  взаимное  расположение;

—   изображать  геометрические  фигуры,  выполнять  чертежи  по  условию  задачи;

—   распознавать  на  чертежах  геометрические  фигуры  (отрезки, углы, треугольники);

—   владеть  практическими  навыками  использования  геометрических  инструментов  для  изображения  фигур,  а  также  для  нахождения  длин  отрезков  и  величин  углов;

—   вычислять  значения  геометрических  величин  (длин, углов, площадей);

—   решать  геометрические  задачи,  опираясь  на  изученные  свойства  фигур  и  отношения  между  ними,  применяя  дополнительные построения;

—   проводить  доказательные  рассуждения  при  решении  задач,  используя  известные  теоремы;

—   использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни:

      для  описания  реальных  ситуаций  на  языке  геометрии; для  расчетов, включающих  простейшие  формулы.

Учебно-методические средства обучения

  1. Геометрия. 7 — 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Атанасян Л.С. — Москва, «Просвещение», 2009г.;

  1. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии 7 класс / А.П.Ершова, В.В.Голобородько, А.С.Ершова — Москва, «ИЛЕКСА», 2009г.;

  1. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс. /  Гаврилова Н.Ф. — изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)

Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....

рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс

рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Геометрия 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский

Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта обще...

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс

рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна 9 класс...

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 8 класс. (ФГОС)

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 9 класс. ФГОС.

Программа модифицирована по часам, расчитана на 2,5 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии к учебнику Атанасяна. 11 класс.

Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю. Профильный уровень....