Технологические карта урока геометрии по теме "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач". Геометрия. 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Хертек Надежда Чолаачыевна

Урок проведен в 8 классе после изучения тем "Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных фигур". Данный урок проведен в форме игры "Умники и умницы". Игра состоит из трех уровней: "Теоретический", "Базовый", "Практический".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_geometrii_8_klass.docx282.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

«Определение подобных треугольников. Решение задач».

Учитель: Хертек Надежда Чолаачыевна.

Предмет: геометрия.

Класс: 8 «б».

Тема урока:  «Определение подобных треугольников. Решение задач».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации знаний по теме «Определение подобных  треугольников. Решение задач».

Задачи урока:

Образовательные:      отработать умение применять определение подобных треугольников и отношение площадей подобных треугольников при решении задач.

Развивающие:

 развивать умение выражать свои мысли;

 развивать умения ставить цель, планировать деятельность, оценивать результаты деятельности.

Воспитательные:        воспитывать интерес к предмету, учебной деятельности, доброжелательное отношение к товарищам.

Универсальные учебные действия:

Личностные:               проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Регулятивные:             целеполагание, планирование деятельности, оценка.

Коммуникативные:    умеют работать в сотрудничестве с учителем, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Результаты:

Предметные:              Знать: определение подобных треугольников и отношение площадей подобных треугольников.

Уметь: применять теоретические знания на практике.

Личностные:               развивается мотивация к учебной деятельности, рефлексивная самооценка, умение делать анализ.

Метапредметные:

1) обучающиеся овладевают способностями:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления, решать творческую задачу, способностью слушать;

2) обучающиеся овладевают умениями: планировать, контролировать, оценивать учебную деятельность, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, использование различных способов поиска информации.

Основные понятия: пропорциональные отрезки, определение подобных треугольников, отношение площадей подобных треугольников.

Формы работы:        фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология урока:   здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные,  технология использование в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве.

Оборудование:          мультимедийный проектор,  экран , презентация, раздаточные карточки с заданиями, учебник «Геометрия 7-9 кл.»       авт.Атанасян Л.С. и др, «Задачи на готовых  чертежах для 7-9 классов»,  Э.Н. Балаяна.


Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент и мотивация к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический настрой на работу, ознакомление с правилом игры. Мотивирует учащихся, подводит их к формулировке темы и целей урока, акцентирует внимание на значимость темы.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания учащихся.  (Слайд №2, 3)

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи – решайте их!»  

Дьёрдь Пойа

- Наш сегодняшний урок мы начинаем с высказывания великого венгерского математика Дьёрдь Пойа. Скажите, что мы будем делать на уроке?

- Правильно. Сегодня на этом уроке мы будем решать задачи?

-А какие будем решать задачи, вы ответите, посмотрев следующие слайды.

- Правильно. Мы будем решать геометрические задачи на подобие.

-Для того чтобы решать задачи, что мы должны знать?

-Правильно! Мы должны знать определение подобных треугольников, отношение площадей подобных треугольников.

Учащиеся разделены на 3 группы.

Группам даются вопросы. Отвечает один ученик из группы. Каждая группа  отвечает на вопрос,  выбирает правильный ответ и поднимает карточку с буквой, затем комментирует, доказывает выбор ответа. В начале игры все группы получают зелёные карточки, что соответствует тому, что они идут по зелёной дорожке. Если ответ неправильный, то данная группа получает жёлтую карточку, что соответствует жёлтой дорожке и предупреждает: быть внимательными, после второй ошибки группа получает красную карточку-предупреждение, что ошибаться больше нельзя. После третьей ошибки группа учащихся  выходят из игры, но продолжает работу, становясь  теоретиками.

Задания для теоретиков:

Повторяют теорию по учебнику.

Решают задачи в тетради вместе со всеми, получая «ордена».

Зелёная дорожка вы имеете право на две ошибки

Желтая дорожка – одна ошибка

Красная – ни одной ошибки

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мнения и мысли.

Учащиеся знакомится с правилом интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя, соседа по парте, соблюдать нормы речевого этикета.

Регулятивные: умение организовать рабочее  место.

Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Коммуникативные: формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные: определять учебную задачу на основе соотнесения того, что известно и того, что неизвестно.

Познавательные:

учатся извлекать информацию из иллюстраций, умение формулировать проблему..

2.Актуализация опорных знаний.

Актуализация опорных знаний и устный опрос по изученной теории.

Первый уровень: Теоретический.  (Слайд №4,5,6)

1.Какие треугольники называются подобными?

 а) стороны пропорциональны.

б) соответствующие углы равны.

в) сходственные стороны пропорциональны.

г) нет правильного ответа.

(Ответ: б,в)

2.Какие стороны треугольников называются сходственными? 

а) Равные стороны.

б) Пропорциональные стороны.

в) Стороны, лежащие напротив равных углов.

г) Нет правильного ответа.

(Ответ: в)

3. Что такое коэффициент подобия?

а) Отношение сторон.

б) Отношение сходственных сторон.

в) Отношение соответственных сторон.

г) Все ответы правильные.

(Ответ: б)

4. Чему равно отношение площадей подобных треугольников? 

а) Коэффициенту подобия.

б) Отношению сходственных сторон.

в) Отношение соответственных сторон.

г) Квадрату коэффициента подобия.

(Ответ: г)

5. Чему равно отношение  периметров подобных треугольников?

а) Коэффициенту подобия.

б) Отношению сходственных сторон.

в) Отношение соответственных сторон.

г) Квадрату коэффициента подобия.

(Ответ: а)

Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого.

Сходственные стороны подобных треугольников — стороны, лежащие напротив равных углов.

Число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников , называется коэффициентом подобия.

Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

Отношение периметров равно коэффициенту подобия.

Личностные:

самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

взаимодействовать с учителем  во время опроса. Уметь точно и грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные:

оценка и самоконтроль знаний.

Познавательные: извлекать  и актуализировать необходимую информацию для дальнейшей работы на уроке.

3.Решение задач по готовым чертежам.

На простых задачах проверить уровень усвоения определения подобных треугольников и отношение площадей подобных треугольников.

Второй уровень. Базовый. (Слайд №7)

Решение задач на готовых чертежах.

1.∆ABC~∆A1B1C1 . Найти x, y.

        а) 6 и 8

        б) 1,5 и 8        в) 1,5 и 2        г) 6 и 2

        

2. .∆ABC~∆A1B1C1 . Найти: x, y, z.

        а) 2,14,16

        б) 12, 16, 18        в) 3,4,5

        г) 14, 16, 18

3.∆ABC~∆A1B1C1 . Найти: x

а) 600

б) 200

в) 400

г) 800

        

4.∆MNT~∆M1N1T1;  S ∆MNT =75; S ∆M1N1T1 = 225. Найти: x

        а) 6

          б) 3

          в) 4,5

          г) 7

             

Учащиеся решают задачи и устно дают ответы с комментированием.

(Ответ: г)

(Ответ: а)

(Ответ: а)

(Ответ: б)

Коммуникативные:

уметь слушать вступать в диалог. Владеть грамотной математической  речью.

Регулятивные:

планировать деятельность при решении поставленной задачи, самоконтроль, коррекция.

Познавательные:

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

4. Минутка релаксации 

Предупреждение утомляемости учащихся.

Показ видеоролика для релаксации.

Смотрят видеоролик «Самые красивые места на Земле»

Предупреждение утомляемости учащихся на уроке.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

Решение практических задач.

Третий уровень. Практический. (Слайд №8,9)

Геометрия – это не просто наука о свойствах треугольников, параллелограммов, окружностей. Геометрия – это целый мир, который окружает нас с самого рождения. Геометрия учит внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.

      Однажды подобие прямоугольных треугольников помогло одному древнегреческому учёному Фалесу Милетскому измерить высоту Египетской пирамиды. В один из солнечных дней он вместе с главным жрецом храма Изиды проходил мимо пирамиды Хеопса.

- Знает ли кто-либо, какова её высота? – спросил мудрец.

- Нет, сын мой, - ответил жрец – Древние папирусы не сохранили нам этого, а наши знания не дают возможности судить о ней даже приблизительно.

- Но ведь это можно сказать совсем точно и даже сейчас.  Вот смотри, мой рост 3 царских вавилонских локтя (1 локоть = 462 мм=46 см 2 мм). А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы ты предмет ни взял именно в это время, тень от него, если ты поставишь его вертикально, точно равна длине предмета. Этот предмет и его тень образуют прямоугольный треугольник; знай же, что такие треугольники подобны.

Учёный привёл в удивление жрецов, измерив высоту пирамиды без всяких приборов по отбрасываемой ею тени.

Задача. Человек ростом 1,7 м стоит на расстоянии 9 метров от столба, на котором висит фонарь. Человек отбрасывает тень длиной 3 м. Найдите высоту столба.

Слушают речь учителя, задают вопросы, решают задачу с комментированием и доказательством.

Коммуникативные:

взаимодействуют с другими членами группы, учитывают позицию собеседника, осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и одноклассником.

Регулятивные:

оценивают предложенные варианты, выбирают наиболее точный.  Происходит восприятие, осмысление, запоминания материала.

Познавательные:

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

6. Рефлексия Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы каждой группы и отдельных учеников

-Что изучили сегодня на уроке?  Сформулируйте возможный алгоритм решения задач на подобие треугольников.

-Оцените свою работу в группе.

Ответственный в группе,  оценивает работу каждого члена группы, выставляет оценки.

Идущие по красной дорожки получают оценку «5», желтая дорожка «4», зеленая дорожка «3».

Также выставляется оценки «теоретикам».

-Какие затруднения возникли?

Оценить отдельных учащихся

(Слайд №10)

Домашнее задание: повторить п.58, выучить формулировку отношения площадей подобных треугольников, решать задачу №549.

Дополнительная задача для сильных учащихся.

На сколько метров поднимется прикреплённый к колодезному журавлю конец верёвки, если человек опустил короткий конец журавля на 80 см? Плечи журавля составляют 2 м и 6 м.http://festival.1september.ru/articles/644746/Image5619.gif

Отвечают на вопросы.

А) Находим пару предполагаемо подобных треугольников.

Б) Доказываем, что эти треугольники подобны, используя признак подобия треугольников.

В) Определяем сходственные стороны треугольников и составляем соответствующую пропорцию.

С) Находим неизвестные члены этой пропорции.

Личностные:

устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

формулируют и аргументируют свое мнение.

Регулятивные:

оценивают личные достижения, осознают качество и уровень усвоения материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии для 7 класса по теме "Сумма углов треугольника. Решение задач"

Презентация подготовлена к уроку-закреплению изученного материала и содеражит задачи как устного, так и письменного плана....

Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме "Площадь треугольника " в соотвествии с ФГООС

Технологическая карта урока соотвествует требованиям ФГООС, урок в технологии ситемно- деятельностного подхода...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Прямоугольный треугольник"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Прямоугольный треугольник", А.Г. Мерзляк...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс " Равные треугольники."

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Равные треугольники", по учебнику А.Г. Мерзляк....

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"

Технологическая карта урока геометрии в 7 классе по теме "Свойства равнобедренного треугольника"...

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Признаки равенства прямоугольных треугольников".

Предложенная работа является разработкой урока геометрии в 7 классе по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» с использованием проблемно-диалогической технологии. Урок соста...