Рабочая программа" Наглядная геометрия", 5 класс
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему

Рихтер Татьяна Викторовна

Рабочая программа" Наглядная геометрия", 5 класс, 34 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_naglyadnoy_geometrii_5_kl_rihter.docx186.13 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Downloads\001 (1) (1).jpg

Рабочая программа

на 2014-2015 учебный год

Наглядная геометрия

5 « м»   класс

Учитель:  Рихтер Т.В.

Количество учебных часов за год:  34 ( 1 ч в неделю)                   


Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.

 Все вокруг – геометрия.

Французский архитектор Ле Корбюзье, начало ХХ век

Пояснительная записка

Рабочая  программа по наглядной  геометрии составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного  общего образования по математике (геометрия); авторской программы И.Ф. Шарыгина и Л.Н. Ерганжиевой. Примерная программа конкретизирует содержание  предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа: рабочая программа включает следующие разделы:

        -  пояснительную записку (цели и задачи обучения);

        -  программное и учебно-методическое оснащение учебного плана;

        -  содержание обучения;

        -  требования к уровню подготовки выпускников;

        -  распределение часов по разделам курса;

-  календарно-тематическое планирование учебного материала в 5 классе; 

Великий французский архитектор Корбюзье как-то воскликнул: «Все вокруг геометрия!». Если мы посмотрим вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника, дорожные развязки и городские парки, микросхемы и т.д. Геометрические знания и геометрические умения, геометрическая культура  являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей, для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых.

Геометрия есть феномен общечеловеческой культуры. Некоторые теоремы геометрии являются одним из древнейших памятников мировой культуры. Человек не может по-настоящему развиваться культурно и духовно, если он не изучал в школе геометрию; геометрия возникла не только их практических, но и из духовных потребностей человека. История геометрии не только отражает историю развития человеческой мысли. Геометрия издавна является одним из мощных моторов, двигающих эту мысль. Геометрия и математика в целом представляет собой очень действенное средство для нравственного воспитания человека. Научной и нравственной основой курса является принцип доказательства всех утверждений. Итак, геометрия один из важнейших школьных предметов. Общеизвестны трудности, которые возникают у учащихся 7-х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии. Анализ постановки школьного геометрического образования показывает, что в курсе математики 5-6 классов удельный вес геометрического материала составляет не более 25%; понятийный геометрический аппарат фактически остается на уровне начальной школы; элементы теории даются в виде кратких объяснительных текстов; основными видами умозаключений являются неполная индукция и аналогия; геометрический материал мало используется для формирования специальный приемов учебной деятельности. При переходе к систематическому курсу геометрии в 7-ом классе содержание учебников и    теоретический уровень    изложения материала    резко количественно и качественно меняются.

Уникальность геометрии как учебного предмета заключается в том, что она позволяет наиболее ярко устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями; формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов учащихся. Ясно, что успешное решение этих задач возможно лишь при условии непрерывного изучения данного предмета. Большую роль в этом  играет пропедевтический курс геометрии, который способствует дальнейшему успешному становлению геометрического образования.  В связи с тем, что в курсе наглядной геометрии предусмотрено проведение практических работ, на которых используются ножницы, циркуль, и т.п., поэтому на таких уроках проводится инструктаж по технике безопасности.

Курс наглядной геометрии – это пропедевтический курс геометрии. Курс наглядной геометрии подводит детей к  серьезному изучению этой науки и имеет следующие цели;

        - пропедевтика геометрии (предварительный, вводный курс);

        - формирование   интереса к изучению систематического курса геометрии   через наглядность;

        - сохранение,   закрепление   и  развитие  пространственных  представлений учащихся;

        - обеспечение   системы  развивающего   и   непрерывного   геометрического  образования;

        - знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей          действительности;

         - осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с   жизнью;

        -   развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическом материалу,  полученному по математике в начальной школе и в 5 классе;

        -   развитие логического мышления, пространственных представлений;

        -  ознакомление       с       геометрическими       понятиями,  формирование     геометрического понятийного аппарата;

        - формирование представлений о геометрии, как части общечеловеческой    культуры и истории;

        -   формирование математической речи;

        -   формирование   умения   вычленять   геометрические   факты,   формы    и отношения в предметах и явлениях действительности.

Указанные цели реализуются путем  решения следующих задач:

- широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса     геометрии;

- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;

- усвоение геометрической терминологии и символики;

- осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;

- сравнение и измерение геометрических величин;

- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;

- знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;

- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;

- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

- специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.

Образовательные технологии:

        - технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения; принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др);

        - технология проблемного обучения;

        - технология развивающего обучения.

Цель курса

  1. Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
  2. Научить конструировать, наблюдать.
  3. Проводить эксперименты
  4. Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире.
  5. Изображать геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.
  6. Измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля и углы заданной величины с помощью транспортира. Выражать одни страницы измерения длин через другие.
  7. Вычислять площади квадратов и прямоугольников, используя формулы площади квадрата и прямоугольника.
  8. Выражать одни единицы измерения площади через другие.
  9. Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса. Рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид. Соотносить пространственные фигуры с их проекциями на плоскость.
  10. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие.
  11. Исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование. Использовать компьютерное моделирование и эксперимент для изучения свойств геометрических объектов.
  12. Моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.
  13. Находить в окружающем мире плоские и пространственные симметричные фигуры.
  14. Решать задачи на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников; градусной меры углов; площадей квадратов и прямоугольников; объемов кубов и прямоугольных параллелепипедов, куба. Выделять в условии задачи данные, необходимые для решения задачи, строить логическую цепочку рассуждений, сопоставлять полученный результат с условием задачи. Изображать равные фигуры; симметричные фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки,  с помощью   инструментов,   а   также   используя компьютерные программы.

Результаты курса

Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические фигуры, понимать размерность пространства. Уметь строить плоские  и пространственные фигуры.

Уметь делать оригами, изображать бордюры, орнаменты.

 Уметь работать в группе. Уметь оценивать работу. 

№ п/п

Тема урока

Календарные сроки

Формы и методы контроля, ИКТ

Планируемые результаты обучения.

Универсальные учебные действия

Проектная деятельность

план

факт

1

Первые шаги в геометрии

Презентация

Регулятивные         УУД:                                                                                                                           контроль  в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Познавательные         УУД:                                                                                логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные  УУД: построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2

Первые шаги в геометрии

3

Пространство и размерность

Сам-я работа

Личностные УУД: нравственное – эстетическое оценивание, самопознание.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Познавательные УУД: логические – синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

4

Пространство и размерность

Презентация

5

Простейшие геометрические фигуры

Тест

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения  способа действия и его результатов.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6

Простейшие геометрические фигуры

7

Конструирование из  Т

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей.

Регулятивные УУД: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

8

Конструирование из  Т

9

Куб и его свойства

Сам-я работа

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Коммуникативные УУД: уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других.

10

Куб и его свойства

11

Задачи на разрезание и складывание фигур

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Регулятивные УУД: прогнозирование в виде предвосхищения результата, коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона.

12

Задачи на разрезание и складывание фигур

13

Решение задач на геоплане

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта, сравнение и классификация по заданным объектам.

14

Треугольник

Тест

15

Правильные многогранники

Презентация

Регулятивные УУД: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы.

Познавательные УУД: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. Синтез как составление целого из частей.

16

Правильные многогранники. Изготовление фигур

Сам-я работа

17

Геометрические головоломки

Презентация

Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном

18

Софизмы

Тест

19

Измерение длины

Презентация

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном.

Познавательные УУД: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

20

Измерение длины

21

Измерение площади и объема

22

Измерение площади и объема

Презентация

23

Вычисление длины, площади и объема

Сам-я работа

Познавательные УУД: логические - построение логической цепочки рассуждений.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

24

Вычисление длины, площади и объема

Презентация

25

Окружность

Регулятивные УУД: оценка в виде освоения и осознания учащимися того, что усвоено и еще подлежит усвоить.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

26

Окружность

Тест

27

Геометрический тренинг

Презентация

Познавательные УУД: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств.

Регулятивные УУД: контроль и оценка объединения в группы.

28

Геометрический тренинг

29

Топологические опыты

Тест

30

Топологические опыты

31

Задачи со спичками

Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждений.                                                                                                   Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.                                                                                           Установление причинно – следственных связей.

Регулятивные УУД: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.                  

 

32

Задачи со спичками

Презентация

33

Зашифрованная переписка

34

Зашифрованная переписка

35

Задачи, головоломки, игры

Сам-я работа

                                      Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия» Москва, Дрофа 2013г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Уровень базовый, 2 часа в неделю...

Рабочая программа геометрия 7 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 7 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

Рабочая программа геометрия 8 класс (Погорелов)

Статус документа. Данная рабочая программа по курсу «Геометрия. 8 класс» разработана в на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Геометрия 9 КЛАСС

Рабочая программа по геометрии в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования ...

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 7 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.

Рабочая программа. Геометрия. 9 класс.  А.В.Погорелов....

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...