Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Шпилюк Татьяна Николаевна

Рабочая программа по геометрии 9 класс Л.С.Атанасян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl_geom._rab.progr_.18-19.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистиковская  школа»

Рассмотрена                                                      Утверждаю __________

на заседании  педагогического                        директор МБОУ «Чистиковская                  совета школы протокол №____                       школа»  В.А.Соловьёва               от _________20____г.                                       приказ № ___от______20___г.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОМЕТРИИ

ОСНОВНОГО    ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ, 9 КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО        ЧАСОВ В ГОД  68                В НЕДЕЛЮ    2

УЧИТЕЛЬ ШПИЛЮК ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ:

  1. ФГОС ООО
  2. ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
  3. АВТОРСКОЙ  ПРОГРАММЫ  «ГЕОМЕТРИЯ 7-9 КЛАССЫ»

Л.С.АТАНАСЯН, 2013Г.

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:

 ГЕОМЕТРИЯ , 7 - 9 КЛ /Л.С.АТАНАСЯН.- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2015Г.

 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  3. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  4. устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  5. умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
  6. компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  7. первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  8. умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  9. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
  12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  1. осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
  2. представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  3. развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
  4. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  5. систематические знания о фигурах и их свойствах;
  6. практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
  • проводить практические расчёты.

Обучающийся  научится в  9 классе для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объема, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни.

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни.

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближенно координаты точки по ее изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Обучающийся  получит возможность научиться в 9 классе для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углубленном уровнях

Геометрические фигуры

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения;
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырехугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни.

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объеме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объема при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объема, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объемных телах;
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объемов и решать их.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности.

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

Преобразования

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приемами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений.

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России.

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

  1. Повторение – 3 часа
  2. Векторы и метод координат  - 18 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач

  1. Соотношения между сторонами и углами треугольника – 11 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

  1. Длина окружности и площадь круга – 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

  1. Движения – 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии – 8 часов.
  2. Об аксиомах планиметрии – 2 часа.
  3. Повторение – 6 часов.

  ИТОГО:          68 часов

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела

Количество часов

Текущий и промежуточный контроль (вид контроля)

Повторение

3

Входная к/р

Векторы

8

Метод координат

10

к/р №1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

к/р №2

Длина окружности и площадь круга

12

к/р №3

Движения

8

к/р №4

Начальные сведения из стереометрии

8

Промежуточная аттестация

Об аксиомах планиметрии

2

Обобщающее  повторение

6

Итого

68

6

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Виды деятельности учащихся

план

факт

Вводное повторение (3 часа)

1.

Повторение материала 7-8 класса

Фронтальный опрос

2.

Повторение материала 7-8 класса

Индивидуальная работа у доски. Индивидуальная работа по карточкам

3.

Входная контрольная работа

Индивидуальная работа

Векторы (8 часов)

4.

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки.

Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов. Выполнять построение вектора, равного сумме и разности двух векторов, используя при этом правила треугольника и параллелограмма.  Применять правило многоугольника при нахождении суммы нескольких векторов. Выполнять построение вектора, равного произведению вектора на число. Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.

5.

Сложение и вычитание векторов Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

6.

Сумма нескольких

векторов

7.

Вычитание векторов.

8.

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Умножение вектора на число

9.

Решение задач.

10.

Применение векторов к решению задач.

11.

Средняя линия трапеции.

Метод координат (10 часов)

12.

Координаты вектора Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора. Выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.

13.

Координаты вектора.

14.

Простейшие задачи в координатах. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

15.

Простейшие задачи в координатах

16

Уравнение окружности и прямой. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности

17

Уравнение окружности. Решение задач.

18

Уравнение прямой. Решение задач.

19

Решение задач. Зачет №1

20

Решение задач.

21

Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат».

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (11 часов)

22

Синус, косинус и тангенс угла

Синус, косинус, тангенс угла, основное тригонометрическое

тождество

Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 1800. Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения. Формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников. Объяснять как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности. Формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов. Выводить формулу скалярного произведения векторов через координаты векторов. Формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения. Использовать скалярное произведение при решении задач.

23

Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки

24

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о площади треугольников. Теорема синусов

25

Теорема косинусов

26

Решение треугольников

27

Измерительные работы

28

Скалярное произведение векторов Угол между векторами,

29

Скалярное произведение векторов в координатах и его свойства

30

Свойства скалярного произведения

31

Применение скалярного произведения векторов  к решению задач.  

32

Контрольная работа №2 по теме                «Соотношения между сторонами и углами    треугольника».

Длина окружности и площадь круга (12 часов)

33

Правильные  многоугольники.                 Окружность, описанная  около правильного  многоугольника  

Формулировать определение правильного многоугольника. Формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. Выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружностей. Решать задачи на построение правильных многоугольников. Объяснять понятия длины окружности и площади круга. Выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги окружности, площади круга и площади круговых сектора и сегмента. Применять эти формулы при решении задач.

34

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

35

Решение задач на         вычисление площади, сторон правильного    многоугольника и         радиусов вписанной и   описанной окружности.

36

Построение правильных многоугольников

37

Длина окружности и площадь круга Длина окружности

38

Площадь круга. Площадь кругового сектора

39

Решение задач по теме главы «Длина окружности и площадь круга»

40

Решение задач.

41

Решение задач. ЗАЧЕТ № 2.

42

Решение задач.

43

Решение задач.

44

Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга»

Движения (8 часов)

45

Понятие движения Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии

Творческое задание

46

Параллельный перенос и поворот Параллельный перенос

Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости. Объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот. Обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями. Объяснять, какова связь между движениями и наложениями. Иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.

47

Поворот

48

Решение задач

49

Решение задач

50

Решение задач

51

Зачет по теме «Движения». ЗАЧЕТ №3.

52

Контрольная работа №4 по теме: «Движения»

Начальные сведения из стереометрии (8 часов)

53

Многогранники Предмет стереометрии. Призма.

Параллелепипед

Творческое задание

54

Объем тела

Объяснять, что такое многогранник, его грани, ребра, вершины, диагонали. Какой многогранник называется выпуклы.  Что такое n- угольная призма, ее основания, боковые грани и боковые ребра. Какая призма называется прямой, и какая наклонной, что такое высота призмы, какая призма называется параллелепипедом и какой параллелепипед называется прямоугольным. Формулировать и обосновывать утверждения о свойстве диагоналей параллелепипеда и квадрате диагонали прямоугольного параллелепипеда. Объяснять, что такое объем многогранника. Выводить( с помощью принципа Кавальери) формулу объема прямоугольного параллелепипеда. Объяснять. Какой многогранник называется пирамидой, что такое основание, вершина, боковые грани, боковые ребра, и высота пирамиды. Какая пирамида называется правильной, что такое апофема правильной пирамиды. Знать формулу объема пирамиды. Объяснять, какое тело называется цилиндром. Знать, что такое его ось, высота, основания, радиус, боковая поверхность, образующие, развертка боковой поверхности. Какими формулами выражается объем и площадь боковой поверхности цилиндра. Объяснять, какое тело называется конусом. Знать, что такое его ось, высота, основание, радиус, боковая поверхность, образующие, развертка боковой поверхности. Какими формулами выражается объем и площадь боковой поверхности конуса Объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром. Что такое радиус и диаметр сферы(шара). Какими формулами выражаются объем шара и площадь сферы. Изображать и распознавать на рисунках призму, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

55

Свойства прямоугольного параллелепипеда

56

Пирамида

57

Тела и поверхности вращения Цилиндр

58

Конус

59

Сфера и шар

60

Промежуточная аттестация

Об аксиомах геометрии (2 часа)

61

Об аксиомах планиметрии

Фронтальный опрос

62

Об аксиомах планиметрии

Фронтальный опрос

Повторение. Решение задач (6 часов)

63

Повторение. Решение задач

Индивидуальная

64

Повторение. Решение задач.

Дифференцированное решение

задач

65

Повторение. Решение задач.

Тестовая работа

66

Повторение. Решение задач

Фронтальный письменный

контроль

67

Повторение. Решение задач.

Самостоятельная работа

68

Повторение. Решение задач.

Индивидуальная работа по карточкам

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре и спорту является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двига...

Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.

Рабочая программа 10 класс математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (С.М.Никольский и Л.С.Атанасян)...

Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.

Конспект родительского собрания  в 6 классе "Поощрения и наказание"...

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования...

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

В данном разделе представлены документы, подтверждающие наличие опубликованных материалов в электронных изданиях....