Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.
материал на тему

Шпилюк Татьяна Николаевна

Конспект родительского собрания  в 6 классе "Поощрения и наказание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_6_klasse_pooshchrenie_i_nakazanie.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в 6 классе "Поощрение и наказание "  

Автор:  Шпилюк Т.Н.

 «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания»             А.С.Макаренко

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.                  Задачи: 1.Познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.                                                                            2.Формировать у родителей грамотное отношение к применению методов поощрения и наказания ребёнка; побудить родителей задуматься о стиле взаимоотношений в семье; содействовать формированию представлений об истинном родительском авторитете и желанию его проявления в отношениях с детьми.                                                                                                        3.Выяснить, какие методы поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся                                                                                                 . 4.Оказать родителям психолого-педагогическую помощь в решении трудных проблем семейного воспитания, провести профилактику формирования вредных привычек и правонарушений.

 Ход собрания.

   Папа вазу опрокинул, Кто его накажет? “Это к счастью, Это к счастью!” Всё семейство скажет. Ну, а если бы к несчастью, Это сделал я. “Ты разиня, Ты растяпа” - Скажет мне семья.

 Воспитывая детей, родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам. На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Никогда? Иногда? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.                                                                 Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.

 Когда вам трудно или у вас неприятности, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое? Внимательно выслушали и поняли ваше состояние?

Дети любого возраста будут делиться с теми, кто умеет слушать. Ребенку, как и взрослому, свойственно стремление поделиться с кем-то своими проблемами. Если родители не умеют слушать ребенка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ребенком.

 Дети в костюмах разыгрывают стихотворение М. Гребневой.

 Автор: Как-то осенью в лесу прокатилась вдруг молва: На поляне ровно в восемь Собирает всех Сова. Побросав дела и деток, Не закончив сбор грибов. Кто пошёл, кто полетел На тревожный этот зов.

 -Медведь: Ты, не ведаешь, кума, Чем встревожена Сова? Может твой Лисёнок снова В школе мучает Косого?

-Лиса: Ничего, Медведь, не знаю. Я сама переживаю. Волк, дружище, твой сынок  Не срывал Сове урок?

-Волк: Я не знаю, может быть, Он ведь так умеет выть!

-Лиса: А скажи-ка мне, Медведь, Твой сынок ведь любит петь? Может, он Совы терпенье  Испытал прекрасным пеньем?

-Медведь: Не могу сказать, соседка, Я Мишутку вижу редко.

Автор: Нацепив очки на нос, Задала Сова вопрос…

-Сова: Поднимите, звери, лапы, Кто не бил детишек, папы?

Автор: Зашумела тут толпа.

-Лиса: Что за глупости, Сова? Я Лисёнка лишь вчера Долго за уши драла.                --Медведь: Про медведя говорят: “Он на ухо глуховат”. Я за шалости сыночка Приласкаю лишь пруточком.                                                                        Автор: Папа-Заяц на пеньке, Хрумкая морковку, Важно с пафосом изрёк:                 -Заяц: Я же против порки! Я косых своих детей лапою не трону. Каждый день внушаю строго: “Не ходите “на ушах”, не грызите двери   И хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.                                                                         Автор: Протрещала тут Сорока...                                                                                     - Сорока: Я в беде не одинока. Моим детям каждый день  Все уроки слушать лень. Коль трещат они помногу, Я ремень беру в подмогу.                                 Автор: Зашумела вдруг толпа, Кто был “против”, кто был “за”. Долго не могла Сова Донести до них слова                                                                                           -Сова: Я прошу вас, звери-мамы, А в особенности папы, Прекратить в своей семье Воспитанье “на ремне”. Ваши дети так привыкли  К выволочкам за проступки, Что от нас, учителей, Ждут таких же вот вещей.                                                 -Медведь: Как не бить! Он же Медведь! Дома как начнёт реветь!                            - Белка: Ну а как же быть мне с Белкой? Делать что с моей пострелкой? Как накрасится румяной, Подведёт себе глаза — И порхает на поляне, И порхает до утра.                                                                                                                  Автор: Тут родительские страсти  Накалились докрасна. Не в Совиной было власти  Перекрыть их голоса. Нерешённая проблема  О битье и небитье  Стать должна несовременной  Если мир царит в семье.

 Обычный метод воздействия - наказание ремнём, который не требует ни усилий, ни много времени, этот единственный метод поддержания дисциплины, который широко признан и доступен пониманию родителей, является наименее пригодным из всех мыслимых приёмов воспитания. Цель наказания - не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его ребенком, а сознание вины ребенком. Для этого нужно, чтобы он понимал справедливость наказания. Одобрение, поощрение - мажорный, светлый метод: он рождает стремление жить, учиться, работать ещё лучше. Поэтому это всегда - профилактика против проступков. Поощрения могут быть моральными и материальными, как известно. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные: сам факт эффективности их - это уже свидетельство о довольно высоком уровне воспитанности.

 (Классный руководитель читает Письмо из журнала “Семья и школа” №10 за 1991 г.) Прости меня, сынок! Это история семьи “неблагополучной”, как у нас принято называть. Мать растит сына, одна, без мужа, развелась, когда сыну и года не было. И вот сыну уже 14 лет, ей 34, она работает бухгалтером в небольшом учреждении. За последний год жизнь превратилась в ад. Если до пятого класса сын учился хорошо, то потом появились тройки. Дальше хуже, она хотела только одного, чтобы Володя закончил девятилетку, получил хоть какую-то специальность! Постоянные вызовы в школу: в разговоре классная руководительница не церемонилась, выговаривала ей в присутствии множества учителей, которые тоже не упускали рассказать о провинностях Володи и его неуспеваемости. Подавленная, раздражённая, она шла домой, ощущая полное бессилие что-либо изменить. Её упрёки и назидания выслушивал он молча и угрюмо. Уроки по-прежнему не учил, дома не помогал. Вот и сегодня пришла домой, а в комнате опять не убрано. А ведь утром, уходя на работу, строго-настрого приказала: “Придёшь из школы, прибери в квартире!” Поставив чайник на плиту, она устало и нехотя стала прибираться. Вытирая пыль, вдруг увидела, что вазы, хрустальной вазы, подаренной её когда-то подругами на день рожденья (самой ведь сроду не купить!), единственной ценности в доме - нет. Она замерла. Унёс? Продал? Мысли одна страшнее другой лезли в голову. Да, совсем недавно она видела его с какими-то подозрительными мальчишками. На вопрос: “Кто это?” сын буркнул в ответ что-то невнятное, а на лице явно читалось: “Не твоё дело!” “Это наркоманы!” - прорезало её мозг. О, боже! Что делать это они заставили его! Он сам не мог! Он не такой! А вдруг и он курит зелье? Или?.. Она бросилась вниз по лестнице. Во дворе было уже темно, по улице спешили редкие прохожие. Медленно вернулась домой. “Сама виновата! Сама! Во всём! Дома ему давно житья не стало! Даже бужу по утрам окриком! А вечерами! Весь вечер ору на него! Сыночек, родненький, да что за мать тебе досталась непутёвая!” она долго плакала. Потом принялась тщательно убирать в квартире - сидеть просто так не было сил. Протирая за холодильником, она наткнулась на какую-то газету. Потянула. Послышался звон стекла, она вытащила завёрнутые в газету осколки разбитой хрустальной вазы... “Разбил... Разбил!” - вдруг сообразила она и опять заплакала. Но это уже были слёзы радости. Значит, он разбил вазу и никуда её не уносил, - спрятал. И вот теперь, Дурачок, не идёт домой, боится! И вдруг она опять замерла - нет, никакой он не дурачок! Она представила себе, как увидела бы разбитую вазу, представила и свою ярость... тяжко вздохнула и принялась готовить ужин. Накрыла на стол, расстелила салфетки, расставила тарелки. Сын пришёл в двенадцатом часу. Вошёл и молча остановился в дверях. Она бросилась к нему: “Володенька! Да где же ты так долго пропадал? Я заждалась совсем, измучилась! Замёрз?”- она взяла его холодные руки, погрела в своих, поцеловала в щеку - и сказала: “Иди, мой руки. Я приготовила тебе твоё любимое”. Ничего не понимая, он пошёл мыть руки. Потом направился на кухню, а она сказала: “Я в комнате накрыла”. Он прошёл в комнату, где было как-то особенно чисто, опрятно, красиво, осторожно сел за стол. “Кушай, сыночек!” - услышал он ласковый голос матери. Он уже забыл, когда мама так обращалась к нему. Сел, опустив голову, ни к чему не притрагиваясь. - Что же ты, сыночек? Он поднял голову и сказал дрогнувшим голосом: - Я разбил вазу. - Я знаю, сынок, - ответила она. - Ничего. Всё когда-нибудь бьётся. Вдруг, склонившись над столом, сын заплакал. Она подошла к нему, обняла за плечи и тоже тихо заплакала. Когда сын успокоился, она сказала: - Прости меня, сынок. Кричу на тебя, ругаюсь. Трудно мне, сыночек. Думаешь, я не вижу, что ты одет не так, как твои одноклассники. Устала я, работы невпроворот, видишь, даже домой приношу. Прости меня, никогда больше тебя не обижу! Поужинали молча. Тихо легли спать. Утром его будить не пришлось. Сам встал. А провожая в школу, она впервые произнесла не «смотри у меня...», а поцеловала в щёку и сказала: - Ну, до вечера! Вечером, придя с работы, она увидела, что пол помыт, а сын приготовил ужин - пожарил картошку. С тех пор она запретила себе вообще говорить с нам о школе, об оценках. Если ей мучительны, даже редкие посещения школы, то каково же ему? Когда сын вдруг сказал, что после девятого класса пойдёт в десятый, она не показала своих сомнений. Однажды тайком заглянула в его дневник - там не было никаких двоек. Но самым памятным днём для неё стал день, когда вечером, поужинав, разложила свои счета, он сел слева, сказал, что поможет ей считать. После часовой работы она почувствовала, что он положил голову ей на плечо. Она замерла. Был маленький, сидел часто возле неё и, утомившись, клал голову ей на руку и нередко так засыпал. Она поняла, что вернула себе сына. …История, которую я рассказала, подлинная. Может быть; она окажется для кого-то поучительной.

 Шпилюк Т.Н.. На собрании обсуждаем следующие вопросы:

1. При каких условиях надобность наказаний в семье отпадает? (Ребёнок искренне раскаивается в совершённом без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности.)                                                         2. Надо ли извиниться перед ребёнком, если выяснилось, что наказали несправедливо? (Да, нет)                                                                                              3. Надо ли наказывать за плохую оценку? (Может лучше купить интересную книгу, обсудить вместе причину получения низкой оценки...)                                                                         4. Можно ли наказывать дважды за один и тот же проступок? (Да, нет)                  5. За какие из перечисленных видов деятельности надо поощрять: хорошая учёба, примерное поведение, благородный поступок. (Материально, поездкой, походом, интересной книгой...)                                                                      6. Надо ли наказывать трудом? (Да, нет)                                                                        7. В чём вред физических наказаний? (Физическое наказание вредно тем, что оно закрывает перед взрослым другие пути в воспитании ребенка.)

Стихотворение.

 Я заработал двойку                                                                                                   Из-за трёхзначных чисел.                                                                                                                 Мой папа рассердился,                                                                                                  Но голос не повысил.                                                                                                                        Уж лучше бы мой папа                                                                                                   Кричал, ногами топал,                                                                                             Швырял бы вещи на пол,                                                                                               Разбил тарелку об пол,                                                                                                    Нет, он молчит часами,                                                                                                                   Ни слова не проронит,                                                                                                        Как будто я не Павлик,                                                                                                     А кто-то посторонний.                                                                                             Он мне не отвечает,                                                                                                  Меня не замечает,                                                                                                    Молчит и за обедом,                                                                                                 Молчит во время чая...                                                                                                   Он с безразличным видом                                                                                                      Меня оглянет мельком,                                                                                          Как будто я не Павлик,                                                                                              А стол или скамейка!                                                                                                А мне молчанье в тягость!                                                                                                 Я с горя спать улягусь! (А. Барто)

Как видим, что ребенок уже зараннее ждет негатива от отца, но тот оказывается равнодушным к оценке, а это еще больше угнетает ребенка. (Родители высказывают свои мнения.)

Подведение итогов родительского собрания - Надеюсь, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребёнком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать своё поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. В конце собрания родителям раздаются памятки.

Памятки родителям                                                                                                - Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.                    - Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.                                                                                                                            - Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.                                                                                                                                    - Ставьте перед ребенком достижимые цели.                                                                    - Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.                                                                                                         - Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.                                                    - При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.                                                                                                                                   - Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.                                                                               - Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!

Обсуждение проекта решения родительского собрания  Обсуждается и принимается решение родительского собрания.

Проект решения родительского собрания                                             1.Рекомендовать родителям чаще использовать различные методы поощрения ребёнка.                                                                                          2.Подготовить информацию о положительном опыте семейного воспитания.

Памятка родителям                                                                                                - Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.                    - Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.                                                                                                                            - Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.                                                                                                                                    - Ставьте перед ребенком достижимые цели.                                                                    - Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.                                                                                                         - Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.                                                    - При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.                                                                                                                                   - Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.                                                                               - Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре и спорту является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двига...

Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.

Рабочая программа по геометрии 9 класс Л.С.Атанасян...

Форма 16. 4.5. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования.

Рабочая программа 10 класс математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (С.М.Никольский и Л.С.Атанасян)...

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования...

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

В данном разделе представлены документы, подтверждающие наличие опубликованных материалов в электронных изданиях....