Урок-турнир по геометрии. 8 класс
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Урок- турнир по геометрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-turnir_po_geometrii.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации

Муниципального образования Узловский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

II районный смотр - конкурс «Открытый урок»

Номинация: «Урок с ИКТ - поддержкой»

Урок-турнир по геометрии в 8 классе

по теме: «Площадь»

                                          Выполнила:

Осипова Ольга Станиславовна

учитель математики

I квалификационной категории

г. Узловая

Обобщающий урок по геометрии в 8 классе

по теме:«Площадь»

Цели урока: 

Образовательные:  

  • обобщение и систематизация теоретических знаний учащихся по теме «Площадь»;
  • развитие интереса детей к изучению геометрии.

развивающие: 

  • формирование аналитических способностей (анализа, сравнения, обобщения) у учащихся в ходе творческой работы;
  • развитие умений и навыков вычисления, логического мышления.

воспитательные:

  • формирование коммуникативных умений.

Методы урока:

  • частично-поисковый        

Формы организации деятельности учащихся :

фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование

мультимедийная установка; раздаточный материал (карточки с заданиями, геометрические фигуры, таблицы для ответов)

Ход урока

    Класс делят на три команды по шесть человек в каждой, три ученика - экспертная группа.

   Турнир состоит из пяти этапов, в которых предусмотрено как личное участие каждого, так и коллективное обсуждение отдельных вопросов. В конце урока подводится итог и выявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов.

Видео-диктант.

На экране, следуя друг за другом через 10 секунд, появляются задания, в которых требуется отыскать площадь, высоту или неизвестную сторону многоугольника. Полученные ответы учащиеся записывают в таблицу и подают экспертам. Каждая верно выполненная задача оценивается в 3 балла.  (Слайды 1-5, слайд 6- ответы)

Номер задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Полученный

результат

 

Все команды получают одинаковое задание.

1

Площадь прямоугольника равна произведению его основания на высоту.

2

Если сторону квадрата уменьшить в 2 раза, то его площадь уменьшится в 4 раза.

3

Равные многоугольники имеют равные площади.

4

Площадь квадрата равна половине произведения его диагоналей.

5

Если площади многоугольников равны, то многоугольники равны.

6

Если трапеция прямоугольная, то одна из боковых сторон является её высотой .

7

Если периметры квадратов равны , то и площади их равны.

Выбрав, как можно быстрее, неверное утверждение, капитан команды записывает его номер на карточку и подаёт экспертной группе. Первая команда, ответившая верно, получает 3 балла, вторая и третья соответственно 2 и 1 балл.

   Команды получают по 6 задач, в каждой из которых следует найти х. На выполнение задания отводится 5 минут. Затем каждый участник выходит к доске и записывает получившийся ответ в заранее приготовленную таблицу. Экспертная группа проверяет правильность ответов и объявляет результат.  (Верно решенная задача оценивается в 3 балла).

Задания для первой команды

  №1. Найдите Х.              

                                       

      В                    С                     АВСД - параллелограмм,

                   х                   

         4                 К                     ВНАД, ВКДС,

                                                  ВН=4см, АД=12см,СД=6см.

  А      Н          Д  

  №2. Найдите Х.                

                                                   АВС, S=40cм²,  

                В                                 АС=10см.        

А                  Н                   С

№3.Найдите Х.

   А             В                           АВСД-трапеция,S=50см²

                                                                 АВ=6см, ДС=14см.

   х

 Д                                         С

№4. Найдите Х.

   А                   В                            АВСД- квадрат,

                                                      S= 64cм²

 

           о

              х

 

   С          Н        Д

№5. Найдите Х.

  В                                 АВС- прямоугольный треугольник

                                     АД=6см, S=24см²

               

х

А                     Д

№6. Найдите Х.                                  

                                                              АВСД- параллелограмм

                              В                     С        АД=ВД , S= 36cм²

                             х

          А                    Д

Задания для второй команды

№1. Найдите Х.              

                                       

      В                    С                       АВСД-параллелограмм,

                   х                   

          5               К                        ВНАД, ВКДС,

                                                    ВН=5см, АД=12см, ДС=6см.

  А      Н          Д  

№2. Найдите Х.                

                                                   АВС, S=60cм²,  

                В                                 АС=12см.        

А                  Н                   С

№3.Найдите Х.

   А             В                          АВСД-трапеция,S=36см²

                                                                 АВ=6см, ДС=12см.

   х

 Д                                         С

№4. Найдите Х.

   А                   В                          АВСД- квадрат,

                                                    S= 36cм²

 

           о

            х

 

   С          Н        Д

№5. Найдите Х.

                                                     АВС- прямоугольный треугольник

В                                                    АД=4см, S=14см²

               

х

А                     Д

№6. Найдите Х.                                  

                                                           АВСД- параллелограмм,

                              В                     С   АД=ВД,  S= 49cм²

                             х

          А                    Д

Задания для третьей команды

№1. Найдите Х.              

                                       

      В                    С                             АВСД-параллелограмм,

                   х                   

          7               К                              ВНАД, ВКДС,

                                                          ВН=7см, АД=10см,ДС=7см.

  А      Н          Д    

                     

№2. Найдите Х.                

                                                        АВС, S=20cм²,  

                В                                       АС=8см.        

А                  Н                   С

№3.Найдите Х.

   А             В                              АВСД-трапеция,S=66см²

                                                                      АВ=7см, ДС=15см.

   х

 Д                                         С

№4. Найдите Х.

   А                   В                              АВСД- квадрат,

                                                        S= 16cм²

 

           о

            х

 

   С          Н        Д

№5. Найдите Х.

                                                     АВС- прямоугольный треугольник

В                                                   АД=8см, S=40см²

               

х

А                     Д

№6. Найдите Х.                                  

                                                          АВСД- параллелограмм

                              В                   С     АД=ВД , S= 25cм²

                             х

          А                    Д

Таблица, которую заполняют участники команд

 

Номер задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Полученный

результат

Экспертная группа, проверяя результаты, оценивает каждого, что повлияет на оценку при подведении итогов.

На экране шесть портретов ученых, с именами и некоторыми научными открытиями которых, учащиеся знакомились при изучении математики. Необходимо установить соответствие между портретом и именем ученого.

(Слайд 7, слайд 8 - ответ)

Номер портрета

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Имя

ученого

Каждый верный ответ оценивается тремя баллами.

Командам предлагаются задачи на вычисление площади заштрихованной фигуры стоимостью 5 баллов, 4 балла и 3 балла.

№ 1.( 5 баллов)

                                                                                           

                   B                 C                 D                  E                                                                

               

                                                                                                       

                                                                                     

                                                                                                                       

               

                A                  M                   L                 K      

                           

AB=CD=DE=EK=KL=LM=MA=4 см

Найдите площадь заштрихованной фигуры.

№ 2. ( 4 балла)

B                   C                  D                 E

A                  M                  L                 K

AB=CD=DE=EK=KL=LM=MA=4 см

Найдите площадь заштрихованной фигуры.

№ 3. (3 балла)

                                                                   ABCD – прямоугольник

                                                                  AB=6 cм    

A                           B                                  BC= 8см

                          Найдите площадь заштрихованной                        

D                             C                                                     фигуры.  

Команды получают 6 геометрических фигур: 5 треугольников и 1 трапецию.

Задание. Необходимо найти площадь многоугольника, но его разрезали на 6 частей. Вы можете выбрать любой способ нахождения площади и выполнять любые измерения.

(задание будет выполнено быстро и верно, если ребята догадаются заново сложить многоугольник, а не вычислять площадь каждой фигуры отдельно).

(Слайд №9)

Каждая команда получает по 16 прямоугольных треугольников

 

     2см

                         

                            4см

   Первой команде предлагается построить ромб, площадь которого 64см²,а диагонали ромба относятся как1:2.

   Второй команде предлагается построить трапецию, площадь которой 64см²,а основания относятся как1:3.

  Третьей команде предлагается построить трапецию, площадь которой 64см², а основания относятся как 3:5.

 (слайд 12)

Подведение итогов.

Участники победившей команды получают оценку «5».

Занявшие второе место – «4». Оценивается и наиболее активные участники команды, набравшей меньшее количество баллов.

Домашнее задание: п. 48-53, № 503, № 504.

Анализ урока-турнира по теме: «площадь»

Форма урока - урок игра.

     Класс 8А, довольно сильный , большинство учащихся систематически демонстрируют высокую результативность на уроках математики             ( алгебры и геометрии), проявляют интерес к нестандартным формам решения заданий.

    Выбор темы урока обусловлен учебной программой  и календарно-тематическим планированием. Тема «Площадь» занимает важное место в курсе геометрии 8 класса, т. к. знания приобретенные учащимися при  её изучении станут основополагающими  при освоении последующих тем  и являются неотъемлемой частью повседневной практической деятельности человека.

    Исходя из характеристики класса , на уроке были поставлены образовательные, воспитательные, развивающие задачи:

 

Образовательные:  

       обобщение и систематизация теоретических знаний учащихся по теме «Площадь»;

       развитие интереса детей к изучению геометрии.

развивающие: 

        формирование аналитических способностей (анализа, сравнения, обобщения) у учащихся в ходе творческой работы; умение мобилизовать свои знания и умения в нестандартных ситуациях . применять полученные умения моделировать и конструировать, развитие умений и навыков вычисления, логического мышления.

воспитательные:

       формирование коммуникативных умений;

       формирование навыков культуры поведения при решении задач ;

       умение распределять обязанности и силы в группе.

        Структура урока  была последовательной, логически выдержанной . Рациональность выбранной структуры урока в том, что каждый следующий этап  давал возможность раскрыть новые и закрепить предыдущие знания по теме . Каждый ученик  мог предложить своё личное  решение, доказательство, исследование по практическим заданиям.

      В соответствии с характеристикой класса была выбрана игровая форма проведения урока, типы и формы задач. Их разнообразие и содержательное наполнение позволили решить триединую цель урока и достичь положительного результата. Учащиеся продемонстрировали не только навыки аналитической деятельности, но также умения применять математические термины при объяснении решений задач.

      Осуществление  личностно-ориентированного обучения на уроке происходит с использованием информационных технологий, через групповую работу.  В каждой команде был капитан, мобилизующий  и координирующий работу группы.  

Урок предусматривает не только большую подготовительную работу учителя, но и учащихся. Они должны знать и уметь применять при решении задач как формулы для вычисления площади треугольника, прямоугольника, параллелограмма, трапеции, ромба , но и знать свойства этих фигур.

Я считаю, что поставленные на уроке цели были достигнуты, учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, укрепить мотивацию учения,  создать ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-турнир в 5 классе "По страницам прочитанных книг"

Этот урок может быть проведён в конце учебного года в качестве повторения и систематизации изученного....

Урок – Турнир знаний. Алгебра 7 класс Тема: «Формулы сокращенного умножения»

В рамках недели математики, проводимой в нашей школе, для учеников 7  классов был предложен урок - Турнир Знаний, по теме «Формулы сокращенного умножения».      ...

Урок-турнир по алгебре для 9-го класса

Цель: расширить знания учащихся о последовательностях и прогрессиях...

Методическая разработка урока-турнира «Знатоки информатики и логики» в 5 классе.

Цели:обучающие: способствовать формированию у школьников информационной и коммуникативной компетентностей; закреплять знания по темам – «Устройство ПК», «Клавиатура», «Исправление ошибок в тексте»; за...

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...

Урок-турнир по алгебре в 8 классе Тема: «Решение дробных рациональных уравнений»

Обобщающе-закрепляющий урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений». На даном уроке используется игровая технология....

6 класс Урок-Турнир Путешественников

Обобщающий урок "Турнир путешественников".К уроку прилагается,музыкальное сопровождение,презентация,конспект урока и дополнительный материал в помощь учителю....