Открытый урок "Решение задач планиметрии по подготовке к ОГЭ"
план-конспект урока по геометрии (9 класс)

   Цель урока:

•  отработка умений решать задачи по планиметрии, предлагаемые в тестах ОГЭ;

•  развитие  внимания,  памяти,  логического мышления, интереса к предмету, 

   математически грамотной речи;   

•  воспитание трудолюбия, усидчивости, чувства ответственности,

   познавательной активности.

Тип урока: подготовка к ОГЭ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon подготовка к ОГЭ285 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Владимировская ООШ»

Открытый урок

по геометрии

в 9 классе

 

                                                                Учитель математики:

Головина Н.В,

IКК, стаж работы 34 года.

С. Владимировка

2018 г

   Цель урока:

•  отработка умений решать задачи по планиметрии, предлагаемые в тестах ОГЭ;

•  развитие  внимания,  памяти,  логического мышления, интереса к предмету,  

   математически грамотной речи;    

•  воспитание трудолюбия, усидчивости, чувства ответственности,

   познавательной активности.

Тип урока: подготовка к ОГЭ

Оборудование урока: Доска, ПК, сайт: http://www.alleng.ru/edu/math.htm презентация

   

Ход урока

I. Организационный момент.

Геометрия – это не просто наука о свойствах геометрических фигур. Геометрия – это целый мир, который окружает нас с самого рождения. Ведь все, что мы видим вокруг, так или  иначе относится к геометрии, ничто не ускользает от ее внимательного взгляда. Геометрия помогает человеку идти по миру с широко открытыми глазами, учит внимательно смотреть вокруг и видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.

                                              Эпиграф:

«Лучше решить одну задачу несколькими способами,

чем несколько задач – одним»

известный математик Пойа

II.  Актуализация знаний учащихся.

      Задания на экзамене предлагаются каждый год разные. Мы с вами не можем знать заранее, какие задачи будут на экзамене. Поэтому, чтобы уверенно решать предложенные задачи, надо хорошо знать теорию, т.е. определения и формулировки теорем.

       В наше время существует множество сайтов, где предлагают качественно подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ с подробным решение задач. Но неподготовленному человеку в этом трудно разобраться. Сегодня будем решать задачи используя сайт Решу ОГЭ по математике, части геометрии.

Презентация:

                        Какие из следующих утверждений верны?

1.  Через любые три точки на плоскости можно провести окружность.

Неверно.

2.  Площадь трапеции  равна половине высоты, умноженной на разность

     оснований.

Неверно.

3.  Существует прямоугольник, диагонали которого взаимно перпендикулярны.

Верно.

4.  В любой четырехугольник можно вписать окружность.

Неверно.

5.  Отношение площадей подобных треугольников равно коэффициенту подобия.

Неверно.

6.  Площадь параллелограмма равна половине произведения его диагоналей.

Неверно.

7.  Отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно

     диаметру описанной окружности.

Верно.

8.  Одна из высот прямоугольного треугольника всегда делит его на два

     подобных треугольника.

Верно.

9.  Биссектрисы любого треугольника точкой пересечения делятся в отношении

     2 : 1, считая от вершины.

Неверно.

10.  Угол, вписанный в окружность, равен соответствующему центральному углу,

       опирающемуся на ту же дугу.

Неверно.

11.  Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, параллельны друг другу.

Верно.

12.  Биссектрисы треугольника пересекаются в центре вписанной в него

       окружности.

Верно.

III. Решение задач.  

              Задачи 1части

Задача 1

В треугольнике АВС  точка К – середина стороны  ВС, точка  Р  лежит на отрезке АК,  АР = 10,  РК = 5, ВР = 9. Найдите  ВМ.

         Решение.

                                            

Т. к. точка  К – середина стороны  ВС, то  АК – медиана. Точка  Р  делит  АК  в отношении  . Значит, точка  Р – точка пересечения медиан треугольника.

Следовательно, ВМ тоже медиана и         РМ = 4,5.

ВМ = ВР + РМ = 9 + 4,5 = 13,5.

      Ответ: 13,5.

               Задача 2

Найдите длину отрезка  АN,  если радиус изображенной на рисунке окружности ОК =3,  АК = 2.

            Решение.

                         

       

1 способ.

АN – касательная к окружности, АМ – секущая. Если из точки  А  к окружности проведены касательная и секущая, то квадрат отрезка касательной от точки  А до точки касания равен произведению отрезков секущей от точки  А до точек пересечения секущей с окружностью.  АN2 = АК ∙ АМ = 2 ∙ 8 = 16  АN = 4.

2 способ

Проведем радиус ОN.  Касательная к окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания. Значит, ∆АNО – прямоугольный. АО = 5,   = 3. По теореме Пифагора .

                Задачи части 2

 Задача 1

В параллелограмме  АВСD  биссектриса острого угла  С пересекает сторону АВ в точке  М. Найдите расстояние от В  до прямой  СМ, если  СМ = 30,  СВ = 17.

          Решение.

Расстоянием от точки до прямой называется длина перпендикуляра, проведенного из этой точки к прямой. Проведем из точки  В  к прямой  СМ  перпендикуляр  ВН.

Значит, ρ(В; СМ) = ВН.

Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник. Значит, ∆СВМ – равнобедренный. В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию, является медианой. Следовательно, ВН – медиана, т.е.

СН = НМ = 15. По теореме Пифагора  ВН = .

      Ответ:  8.

                     Задача 2

В трапеции  АВСD  точка  К – середина основания  АВ. Известно, что  СК = КD. Докажите, что трапеция равнобедренная.

            Решение.

                   

1 способ

Т. к. СК = КD, то  ∆СКD – равнобедренный, а в равнобедренном треугольнике углы при основании равны   .   как накрест лежащие при пересечении параллельных прямых  и АВ  секущей ,   как накрест лежащие при пересечении параллельных прямых   и АВ  секущей СК.

Т. к. , то  .

Рассмотрим  ∆АКD  и  ∆ВКС.  АК = КВ,   DК = СК  – по условию,   − по доказанному,  то  ∆АКD  =  ∆ВКС  по первому признаку равенства треугольников.

Из равенства треугольников следует, что  АD= СВ    трапеция  АВСD – равнобедренная.

2 способ

Проведем высоты    и  СМ.  ∆DКН = ∆СКМ  по гипотенузе и катету ( = СМ как расстояния между параллельными прямыми,  DК = СК  – по условию)   

.  (Дальше как в первом способе).

 Задача 3

В равнобедренном треугольнике  АВС  стороны  АВ = ВС = 10,  соsАВС = . Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник.

                 

         Решение.

По теореме косинусов  

1 способ

Радиус окружности, вписанной в треугольник, можно найти с помощью формулы .  Площадь данного треугольника можно найти следующими способами:

1.  ;     2.  ;    3.  .

р =  .   . Значит,  .

2 способ.

Мы знаем, что центром окружности, вписанной в треугольник, является точка пересечения его биссектрис. Проведем биссектрису ВН.  Т. к. в равнобедренном треугольнике высота, медиана и биссектриса, проведенные к основанию,  совпадают, то биссектриса ВН  будет и медианой, и высотой.

.

Из ∆АВН  по теореме Пифагора  .

Проведем  радиус  ОD  в точку  касания.  Касательная  к  окружности перпендикулярна к радиусу, проведенному в точку касания. Прямоугольные треугольники  АВН  и  ОВD  подобны по двум углам  (угол АВН – общий,  углы Н и  D  равны как прямые). В подобных треугольниках сходственные стороны пропорциональны.

Пусть ОН= х, тогда ВО = 8 – х.

           х = 3. Значит, радиус  ВО = 3.

3 способ

Начало такое же, как во 2-м способе. Только рассмотрим не подобные треугольники, а прямоугольный треугольник  ОВD.  

Отрезки касательных к окружности, проведенные из одной точки, равны. Значит, АD = АН = 6.  ВD = 10 – 6 = 4.

Пусть ОН = ОD = х,  тогда ВО = 8 – х.  По теореме Пифагора имеем уравнение:  

Значит, радиус  ВО = 3.

IV.Рефлексия

V.Подведение итогов

VI.Выставление оценок

                              Пожелания и советы учащимся

•   Помни и понимай, что подготовка к ОГЭ – это тяжелый труд, где

     результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на

     активную подготовку к экзамену.

•   Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.

•   Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

•   Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину успеха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективноко курса "Избранные задачи планиметрии"

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

Решение геометрических задач. Планиметрия

        По данным статистической обработки результатов ЕГЭ, а также вступи­тельных испытаний в различные вузы, задачи по геометрии вызывают трудности не только у слабы...

Элективный курс "Избранные задачи планиметрии"

Рассмотрены решения задач по геометрии элементарными методами....

Элективный курс "Избранные задачи планиметрии"

Решение  геометрических  задач элементарными методами....

Задачи планиметрии для подготовки учащихся 10 – 11 классов к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в высшие и средние специальные учебные заведения. В рамках этого экзамена наряду с проверкой ов...

Программа элективного курса «Избранные задачи планиметрии» по математике для предпрофильной подготовки в 9 классе.

Программа элективного курса «Избранные задачи планиметрии» по математике для предпрофильной подготовки в 9 классе составлена на основе авторской программы элективного курса по математике Л. Н. Харламо...