Урок "Применение свойств геометрических фигур к решению практических задач"
учебно-методический материал по геометрии (8, 9 класс)

Реймхен Людмила Леонидовна

Урок можно проводить в конце 8 класса с целью обобщения знаний учащихся или в началн 9-го с целью актуализации знаний курса 8-го класса по геометрии.

Содержит элементы проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.18 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx25.22 КБ
Файл model_uchastka.docx41.41 КБ
Файл teorema_varinona.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема:  Применение свойств геометрических фигур к решению практических задач

Тип урока: комбинированный (урок систематизации знаний и открытия «нового» знания)

Планируемые образовательные результаты:

1)  личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности.

2)  метапредметные:

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение критически мыслить;
  • умение планировать и осуществлять деятельность направленную на решение математических задач.

3) предметные:

  • владение базовым понятийным аппаратом (освоение основных фактов и методов планиметрии);
  • овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применении к решению математических и нематематических задач (выполнять устные, письменные вычисления, использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, использовать формулы для нахождения площадей геометрических фигур).

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Актуализация знаний.(5 минут)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Людмила Леонидовна. Сегодня на уроке мы поговорим о практическом применении математики и ее компонентов в повседневной жизни.

 Но прежде нам необходимо восстановить в памяти некоторые сведения, полученные вами в ходе изучения геометрии 8-го класса. Для этого я вам предлагаю выполнить первое задание в ваших рабочих листах. Я это всегда называю игрой «Верю – не верю», а для вас, я думаю, это знакомая форма работы: выберите верные утверждения.

Ученики самостоятельно выполняют задание. Проверка: один на доске выписывает буквы, обсуждение.

Если вы правильно выполнили задания, то из выбранных вами букв составляется слово. Какое слово получилось? (МУРМАНСК.)  Вам кажется, что это слово мало связано с геометрией? На самом деле мне тоже. Я просто хотела напомнить, что все мы сейчас живём в ожидании грандиозного события: юбилея нашего любимого города. И, я надеюсь, все заметили, что за последнее время наш город очень изменился: разбиваются скверы, строятся детские площадки, открываются фонтаны и многое другое. Как вы думаете, специалистам, занимающимся такими видами деятельности нужны математические знания? Я с вами полностью согласна – нужны.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (3 минуты)

Давайте рассмотрим возможную жизненную ситуацию.

Мэрия города предложила благоустроить участок неправильной формы с обязательным выполнением следующих условий: половину территории должна занимать игровая площадка, а оставшуюся часть необходимо озеленить.

Перед вами модель этого участка. Ваша задача: разместить на участке игровую площадку, удовлетворяющую требованиям заказчиков.    Давайте составим с вами план действий.
1) Измерить площадь участка (как?)

2)  Вычислить площадь игровой зоны.

3) Придумать форму и разместить.

Критерии оценивания по вашему проекту будут следующими:

Объём вычислений (0-2 балла)

Простота работы на местности (0-2 балла)

III. Реализация проекта и его представление (15 минут)

IV. Постановка учебной задачи.(17 минут)

Мы с вами не с можем пока перейти к оцениванию ваших проектов, потому что в конкурсе появилась конкурирующая фирма. Давайте рассмотрим одно из предложенных специалистами решений и выступим экспертами со стороны заказчика.

Перейдём к пункту 2 в наших рабочих листах.

Выдвинем гипотезы по данному проекту: какой формы получилась площадка? Удовлетворяет ли этот проект заявленным требованиям? Запишем их.

Какими способами можно проверить наши гипотезы?

1 способ: воспользоваться предложенным макетом, провести необходимые  измерения и вычислить площади.

2 способ: разрезать макет и проверить наложением.

3 способ: провести математическое доказательство.

Группы делим на «теоретиков» и «практиков». «Теоретики» доказывают (ввести обозначения), «практики» проверяют двумя способами. Данный проект у вас на столах в конвертах.

Проверяем результат работы практиков: вывод.

Записываем результат работы «теоретиков».

Защита у доски одним из учеников.

Вывод (запишите недостающие слова)

Вы – большие молодцы. Хочу сказать вам, что ваши исследования привели вас к очень важному заключению. Доказанное нами утверждение уже известно в математике как теорема Вариньона. Пьер Вариньон – французский математик 18 века.

 

V. Рефлексия .Подведение итогов.(5 минут)

А теперь давайте оценим все проекты с точки зрения наших критериев.

Критерии оценивания:

Объём вычислений (0-2 балла)

Простота работы на местности (0-2 балла)

Скажите, пожалуйста, помогла бы теорема Вариньона решить вопрос с разбиением участка? В чём её помощь, если вы и без неё справились?

В качестве подведения итогов сегодняшнего урока, я попрошу вас заполнить таблицу, поставив галочки в нужных ячейках.

Домашнее задание (на выбор)

1. Доказать теорему Вариньона для невыпуклого четырёхугольника.

2. Решить задачу, применив теорему Вариньона: Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон выпуклого четырёхугольника, взаимно перпендикулярны и равны . Вычислите площадь четырёхугольника.



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Не было затруднений

Узнал что-то новое

Было интересно

Повторение

Создание проекта

Исследование проекта

Домашнее задание (на выбор)

1. Доказать теорему Вариньона для невыпуклого четырёхугольника.

2. Решить задачу, применив теорему Вариньона: Отрезки, соединяющие середины противоположных сторон выпуклого четырёхугольника, взаимно перпендикулярны и равны. Вычислите площадь четырёхугольника.

Фамилия, Имя: ______________________________________________

1. Выберите верные утверждения.

1.

А) В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Б) Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны, то этот четырехугольник — параллелограмм.

В) Диагонали  любого ромба равны.

2.

К) Средняя линия треугольника параллельна стороне и равна её половине.

Л) Диагонали параллелограмма равны.

М) Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

3.

М) Если диагонали параллелограмма равны и перпендикулярны, то он является квадратом.

Н) Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторонами, равны, то треугольники подобны.

О) Площадь квадрата равна произведению его диагоналей

4.

П) Если коэффициент подобия треугольников равен 2, то их площади отличаются в 2 раза.

Р) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.

С) Если две стороны четырёхугольника равны и параллельны, то этот четырёхугольник является параллелограммом.

5.

Т) Диагонали прямоугольника перпендикулярны.

У) Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

Ф) Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника, то треугольники подобны.

                                             

2. Участок неправильной формы ландшафтные дизайнеры разделили на части следующим образом: выделили центральную часть, последовательно соединив середины сторон, для игровой зоны; оставшиеся участки засадили деревьями и кустарниками. На игровую или зелёную зону выделено больше места?

Гипотеза 1 ________________________________________________

Гипотеза 2________________________________________________

Гипотеза 3________________________________________________

Гипотеза 4________________________________________________

Исследование

«Практики»_______________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________

«Теоретики»:____________________________________________________

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________________________________________

Вывод: __________________________________________________

ВЫВОД: Четырехугольник, образованный путем последовательного соединения середин сторон выпуклого четырехугольника, является _____________________, и его площадь равна ___________  площади данного четырехугольника.
_______________________________________________



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение свойств геометрических фигур к решению практических задач Урок вводного повторения, 9 класс Реймхен Людмила Леонидовна, учитель математики МБОУ СОШ № 36

Слайд 2

Выберите верные утверждения 1 2 3 4 5

Слайд 3

МУРМАНСК

Слайд 4

МУРМАНСК

Слайд 5

МУРМАНСК Критерии оценивания: 1) Объём вычислений (0-2 балла) 2) Простота работы на местности (0-2 балла ) 3) Точное соответствие требованию (0-2 балла)

Слайд 7

А В С D K L M N

Слайд 8

Вывод Реймхен Людмила Леонидовна, учитель математики МБОУ СОШ № 36 Четырехугольник, образованный путем последовательного соединения середин сторон выпуклого четырехугольника, является _____________________, и его площадь равна ___________ площади данного четырехугольника. ТЕОРЕМА ВАРИНЬОНА

Слайд 9

МУРМАНСК Критерии оценивания: 1) Объём вычислений (0-2 балла) 2) Простота работы на местности (0-2 балла ) 3) Точное соответствие требованию (0-2 балла)

Слайд 10

Этапы урока Не было затруднений Узнал что-то новое Было интересно Повторение Создание проекта Исследование проекта

Слайд 11

МУРМАНСК

Слайд 12

Выберите верные утверждения 1. А) В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов . Б) Если в четырехугольнике две противоположные стороны равны, то этот четырехугольник — парал­лелограмм. В ) Диагонали любого ромба равны.

Слайд 13

Выберите верные утверждения 2. К) Средняя линия треугольника параллельна стороне и равна её половине. Л) Диагонали параллелограмма равны. М) Площадь треугольника равна по­ловине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой сто­роне.

Слайд 14

Выберите верные утверждения 3. М) Если диагонали параллелограмма равны и перпендикулярны, то он является квадратом. Н) Если две стороны одного тре­угольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, образованные этими сторона­ми, равны, то треугольники подоб­ны. О) Площадь квадрата равна произведению его диагоналей

Слайд 15

Выберите верные утверждения 4. П) Если коэффициент подобия треугольников равен 2, то их площади отличаются в 2 раза. Р) Если два угла од­но­го тре­уголь­ни­ка равны двум углам дру­го­го тре­уголь­ни­ка, то такие тре­уголь­ни­ки по­доб­ны. С) Если две стороны четырёхугольника равны и параллельны, то этот четырёхугольник является параллелограммом.

Слайд 16

Выберите верные утверждения 5. П) Если коэффициент подобия треугольников равен 2, то их площади отличаются в 2 раза. Р) Если два угла одного треугольни­ка равны двум углам другого тре­угольника, то такие треугольники подобны. С) Если две стороны четырёхугольника равны и параллельны, то этот четырёхугольник является параллелограммом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.

В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы  с различными материалами для мини-исследований, интересные ...

Электронный образовательный ресурс по геометрии "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"

Урок по геометрии  "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"...

Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»

В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII  вида»....

ПРОЕКТ: «Арифметическая и геометрическая прогрессии. Урок решения ключевых задач»

ОглавлениеОбщая характеристика темы. 3Историческая справка. 3Особенности и роль темы в математике и в школьном курсе математики. 5Инвариантное содержание темы (из программы по математике) 6Обзор литер...

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления»

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления» проводится в 11 классе в рамках темы "Математичес...

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР" 5 класс

Урок "Решение практических задач по теме: ПЛОЩАДИ И ОБЪЕМЫ ФИГУР",  5 класс...