Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Волкова Надежда Михайловна

В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы  с различными материалами для мини-исследований, интересные формы организации исследовательского обученияна уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip12.62 КБ

Предварительный просмотр:

Решение практических задач исследовательского обучения на уроках изобразительного искусства в образовательной практике современной начальной школы

Автор статьи:

 Волкова Надежда Михайловна,

учитель изобразительного искусства МОУ «Гимназия №5» г.Саратов.

   Одним из эффективных способов познания окружающего мира учениками начальной школы считается обучение путём исследования. В основу методики проведения учебных исследований учениками начальной школя (классы, где я работаю), легли рекомендации доктора педагогических наук Савенкова А.И.   Знаний на уроках изобразительного искусства ученики получают двумя  путями: посредством преподавания и посредством собственного опыта. Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Творческий потенциал ребенка необходимо использовать на каждом уроке, и одним из методов использования является исследовательский метод обучения. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости этого метода. Предмет изобразительное искусство преподаю в 1-4 классах по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского. Некоторые темы уроков позволяют использовать исследовательский метод. Конечно, возраст накладывает  естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно, но при этом учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Задачи, которые стоят перед учителями изобразительного искусства требуют современных методов обучения.

   На своих уроках применяю различные образовательные технологии: метод проектов, урок с применением ИКТ, здоровьесберегающие технологии и все больше применения находит практика использования метода исследовательского обучения, ибо исследование – это всегда творчество. Путь к знаниям начинается с интересного исследования. В этой статье остановлюсь на самостоятельной исследовательской практике обучающихся на уроках изобразительного искусства. На протяжении всего курса обучения учу детей умению наблюдать, всматриваться в окружающий нас мир предметов, поступков, событий. Творческий человек без этого не состоится. Наблюдение – это самый доступный метод исследования.

   Домашнее задание, которое я задаю, часто начинается со слова «понаблюдайте». Например, понаблюдайте за поведением насекомых («Праздник весны» - 1класс), понаблюдайте за поведением домашних животных (тема «Изображение и реальность» - 2 класс),  понаблюдайте за состоянием природы («В музеях хранятся пейзажи» - 3 класс), понаблюдайте за изменением цвета деревьев осенью («Выразительные возможности аппликации» - 2 класс), понаблюдайте за поступками человека («Мудрость старости» - 4 класс).

   В процессе наблюдения в научных исследованиях применяют различные приборы. На своих уроках я использую увеличительное стекло (лупу). Прежде чем заняться бумагопластикой, оригами, конструированием из различной бумаги мы знакомимся со свойствами бумаги, производством, исследуем,  из чего же состоит бумага.

   Исследование в 3  классе. Бумагу изготовляют из материалов растительного происхождения: древесины, соломы, камыша, даже ткани, с добавлением глины, талька клея и др. Все материалы растительного происхождения состоят из волокон большей или меньшей длины, толщины, гибкости и прочности. Рассматриваем через лупу кусочки рисовальной, цветной, оберточной бумаги  по линии разрыва. Края получились лохматые, ворсистые, видны отдельные волокна различной толщины, особенно на образце оберточной бумаги. Ученики делают вывод, что бумага состоит из волокон, при разрыве бумаги нарушается связь между волокнами. При сгибании бумаги некоторые волокна надламываются, поэтому бумага легко рвётся.

   Исследование во 2 классе. Взять полоску гладкой бумаги и потянуть за концы (она прочная, не рвется). Взять смятый лист, он легко порвётся. Ученикам раздаётся полоска рисовальной бумаги. Одну половину они скомкают и расправят, затем потянут за концы. Произойдёт разрыв на участке В.

   

                                           А                                                 В

Вывод: смятая бумага менее прочная, чем гладкая.

Исследование в 1 классе заключается в следующем. Квадратик бумаги сложить пополам и разрезать. Одну из половинок скомкать в шарик. А теперь попробовать распрямить скомканную бумагу, стараясь придать ей первоначальный вид. Этого ученикам сделать не удаётся. Вывод: смятой, скомканной бумаге невозможно вернуть её прежний вид и изготовить красивое и полноценное изделие.

   Определённый этап урока я отвожу на развитие  внимания и наблюдательности.  Эти упражнения необходимы ученикам для выполнения рисунков по памяти.

   Задание для учеников 1 класса. Понаблюдайте, определите и нарисуйте, на какие  простые геометрические фигуры похожи деревья.

                                                                                                     

                  ЕЛЬ                       ДУБ                                      ЯБЛОНЯ                   КАШТАН

Очень хорошее задание для развития наблюдательность и памяти. Ученики впоследствии свободно рисуют крону деревьев различных форм.

      В 3 классах при изучении темы «Маски» предлагаю ребятам понаблюдать за поведением и мимикой людей и дорисовать, какое выражение лица могут иметь люди.

 Ученики дорисовывают разных по характеру и эмоциям людей:  веселых, грустных, серьёзных, злых, добрых и т.д. Данное упражнение помогаем конструировать маску, которую ученики делают в практической части урока.

   На уроках изобразительного искусства  использую так называемый «мысленный эксперимент». Например, в 3 классе при изучении темы «В музеях хранятся натюрморты»  провожу мысленный эксперимент с отражениями  геометрических тел.

 

Предлагаю детям рассмотреть рисунок, где изображены геометрические тела и солнце, и определить, правильно ли художник нарисовал тени? Какая тень соответствует каждому геометрическому телу? Данный эксперимент помогает в обучении определения падающей тени и в написании натюрморта.

   Всем художникам знаком приём смешивания красок. Во 2 классе при изучении темы «Три основные краски, строящие многообразие мира»» провожу с учениками эксперимент по смешиванию красок. Красный, синий и жёлтый  - это основные или главные цвета. Остальные цвета получаются при их смешивании. Путем эксперимента, смешивая краски, выясняем, как можно получить оранжевый, зеленый, фиолетовый цвет. Урок провожу в форме игры, и все ученики превращаются в художников – эльфов, парящих над цветочной поляной. Сначала весь лист заполняем крупными пятнами основных цветов: желтый, красный, синий. Не дав им просохнуть, перекрываем каждое пятно другим основным цветом: На желтом пятне красной краской рисуем цветок, и он становиться оранжевым. На синем рисуем желтый цветок, и он превращается в зелёный, а на красном рисуем синий цветочек и он превращается в фиолетовый цветок.  В 1 классе подобный эксперимент провожу, когда знакомимся с монотипией. Сложив лист бумаги пополам, рисуем на левой половинке листа карандашом половину бабочки. Затем обводим этот карандашный набросок красками.

Наносим основные цвета на левую сторону рисунка, пока краски не высохли, складываем лист пополам и прижимаем ладошками. Развернём лист и посмотрим, что стало с рисунком. Цветные пятна с левой половинки отпечатались на правой, при этом  одни цвета переходят в другие: желтый и синий встретились – получился зеленый цвет, красный и желтый превратились в оранжевый.

     На уроках творчества необходимо развивать  дивергентное (альтернативное)  мышление и решать дивергентные задачи, имеющие множество правильных ответов. Во втором классе при изучении темы «Изображение и фантазия» ученики решают  задачу создания фантастического существа. Используют приём склеивания  (соединения) в мифах, сказках и легендах мы читаем о русалках, кентаврах, драконах.  На этом уроке ученики рисуют фантастических животных, соединяя реально существующих птиц, насекомых, животных в единое существо. Устраивая в конце урока выставку, мы рассматриваем «рыбокотов»,  «птицетигров» и других «чудо-юдо» существ.

     По программе Б.М. Неменского  из класса в класс идёт блок тем по изучению архитектурных строений. Один из творческих приемов, который использую на уроках при решении дивергентных задач – аналогия. В архитектуре есть такое направление, как биоархитектура, основанная на примерах, взятых из природы. Основная задача биоархитектуры – научиться строить у природы. «Дом, который построила природа», - тема 1 класса, в которой я предлагаю из пластилина  слепить дом, похожий на гриб, огурец, цветок, ракушку, и т, что предложат ещё и сами ученики.

      В изобразительном искусстве одним из творческих приёмов является типизация. «Образ человека и его характер» - это темы 2 класса. Предлагаю ученикам по выбору нарисовать богатыря или вражью силу. Затем ученики рассказывают о своём рисунке, каким характером обладают герои их рисунка, какая особенность во внешности у каждого персонажа, какое сочетание красок использовались для создания разнохарактерных персонажей.

     Не многие учителя изобразительного искусства последнее время стали выходить на пленер. Я это делаю дважды в год: осенью и весной. Плене – это один из путей активизации исследовательской и поисковой активности обучающихся. На пленере мы изучаем, исследуем и зарисовываем различные предметы: деревья, ветки, траву, сухие травинки, насекомых; рассматриваем плывущие облака и грозовые тучи; определяем линию горизонта. Проведение урока изобразительного искусства в сквере школы или парке даёт импульс для творчества, вызывает интерес к предмету.

    Большое значение при полнении практического задания уделяю коллективной игре, как средству исследовательского поведения, при выполнении коллективной работы. У меня несколько таких проектов: «Русские избы», «Средневековый город», «Мраморный акрополь» (4 класс), «Посуда в твоём доме» (3 класс), «Праздник в городе» (2 класс), «Цветы для мамы» (1 класс). Один из примеров игровых сюжетов - создание панно «Улица средневекового города» (4 класс). На этих уроках ребята учатся работать вместе, они исследуют архитектуру Западной Европы в средние века, вносят свои идеи в архитектуру зданий. Каждый ученик в технике аппликация, путём симметричного вырезания готовит основу готического здания: собор, ратушу, жилой дом. В вырезанные окна вклеивают витражные стекла, затем соединяют здания в одну линию – это улица средневекового города. На переднем плане располагают фигурки жителей этого города (их рисуют отдельно, вырезают и наклеивают). В конце урока проводим обсуждение и каждый может рассказать о своей работе.  В ходе этой работы активизируется внимание к историческому прошлому, ибо каждый народ земли – художник. Данное направление  развивает мышление ребёнка и формирует исследовательские умения и навыки.

      На уроках изобразительного искусства стараюсь предлагать задания, включающие детей в творческий, самостоятельный, исследовательский метод и метод исследовательского обучения  все чаще стараюсь использовать в основном учебном процессе.

Список использованной литературы.

  1. И.А.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников.
  2. Б.М.Неменский Изобразительное искусство. Методическое пособие.1-4 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Решение практических задач на оптимизацию"

В методической разработке урока представлена деловая игра  "Экскурсия в "Агентство РеПраЗО"...

Урок на тему "Решение практических задач с помощью темы «Арифметическая прогрессия»

Урок разработан для учащихся  9 класса. Цель урока - показать учащимся применение темы «Арифметическая прогрессия» при решении практических задач....

Электронный образовательный ресурс по геометрии "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"

Урок по геометрии  "Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач"...

Урок информатики "Решение практических задач с помощью электронных таблиц"

Цель урока:обучающая – закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах, развивать интерес к решению задач;развивающая –- выбирать программное обеспечен...

урок математики в 8 классе «Подобие треугольников. Решение практических задач»

Урок геометрии (конспект и презентация) по теме "Подобие треугольникоов. Решение практических задач "...

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления»

Урок по теме: «Задачи на максимум и минимум. Применение математических методов в решении практических задач: CSI: место преступления» проводится в 11 классе в рамках темы "Математичес...