алгебра, геометрия 8 класс
рабочая программа по геометрии (8 класс)

рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometr.doc179 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_algebra_8_klass.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель МО

_________/_____________

                   Ф.И.О

 протокол № __

 от  «__» __________ 20__г.

             «Согласовано»

Заместитель директора по УР  

_______/__________

                   Ф.И.О

от  «__» __________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №179»

 ____________ Э. В. Наумова

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Рабочая  программа

по учебному предмету «Геометрия 7-9»

для обучающихся 8 а,б классов

(базовый уровень)

Учитель :Дубровина О.В.

МБОУ «Гимназия 179»

Ново-Савиновского района г. Казани

 

     

Принято на заседании педагогического совета

протокол № ____                                                                        

от «_____» _________ 20____ г.                                                                      

                                                                                                 


Пояснительная записка

1. Нормативная база.

Рабочая программа по геометрии составлена на основе

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 31.12.2015 №1577.

 -Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №179»

 - Авторской программы по геометрии для 8 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. –М.: Просвещение, 2018)

2. Цели и задачи обучения

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. В направлении личностного развития:

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умствен- ному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

  1. В метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  1. В предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для развития математических способностей и механизмов мышления, формируемых математической деятельностью.

В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.

Таким образом, решаются следующие задачи:

• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;

• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;

• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;

3. Место учебного предмета в решении общих целей и задач

Федеральный базисный учебный план  отводит для обязательного изучения учебного предмета в 7–9 классах  208 часов, из них в 7 классе – 70часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 70 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).

4. Содержание учебного предмета

Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».  

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и ее свойства, виды углов, многоугольники, круг.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

Окружность, круг

Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников.

Геометрические фигуры в пространстве (объемные тела)

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельность прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Подобие

Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

Представление об объеме и его свойствах. Измерение объема. Единицы измерения объемов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.

Расстояния

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

Построение треугольников по трем сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

Геометрические преобразования

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.

Движения

Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

Векторы и координаты на плоскости

Векторы

Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

Координаты

Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.

Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

История математики

Возникновение математики как науки, этапы ее развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырех. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я. Бернулли, А.Н.Колмогоров.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Роль российских ученых в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш.

5. Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Геометрия» в 7-9 классах

Личностные результаты:

 развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

 воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

 развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные результаты:

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Предметные результаты:

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

  1. распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
  2. распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  3. определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
  4. вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

  1. вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
  2. углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
  3. применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Выпускник научится:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  2. распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  3. находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
  4. оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
  5. решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  6. решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  7. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
  2. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
  3. овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  4. научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
  5. приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
  6. приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

  1. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
  2. вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
  3. вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
  4. вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
  5. решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
  6. решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность:

  1. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  2. вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  3. приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

Координаты

Выпускник научится:

  1. вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
  2. использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
  3. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Векторы

Выпускник научится:

  1. оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
  2. находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
  3. вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

  1. овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
  2. приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство».

Учебно-тематическое планирование

8 класс

№ раздела, темы

Наименование раздела программы

Кол-во часов

В том числе контрольные работы

1

Повторение

2

-

2

Четырехугольники

14

1

3

Площади фигур

14

1

4

Подобные треугольники

20

2

5

Окружность

15

1

6

Повторение

5

1

Итого

70

6

Учебно-методический комплект

Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Поздняк, И.И.Юдина « Геометрия 7-9», Учебник, М.: Просвещение,2018

Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян. Пособие для учителей. М.: Просвещение,2014

А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова. Геометрия 8. Самостоятельные и контрольные работы.,2016

Л.С. Атанасян и др. Изучение геометрии в 7 – 9 классах.

Б.Г.Зив, В.М. Мейлер. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс. – М.: Просвещение, 2009.

Е.М.Рабинович Задачи и упражнения на готовых чертежах по геометрии для 7-9 классов. – Москва-Харьков.: Илекса,2006

Календарно-тематическое планирование

8 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Повторение Треугольники

1

2

Повторение Параллельные прямые

1

ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ (14 часов)

3

Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

1

4

Многоугольники. Решение задач

1

5

Параллелограмм и его свойства.

1

6

Признаки параллелограмма.

1

7

Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

8

Трапеция. Виды трапеций.

1

9

Теорема Фалеса. Решение задач по теме «Трапеция».

1

10

Задачи на построение циркулем и линейкой

1

11

Прямоугольник.

1

12

Ромб и квадрат.

1

13

Решение задач. С/работа

1

14

Осевая и центральная симметрии

1

15

Решение задач по теме «Четырехугольники».

1

16

Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»

1

       

ПЛОЩАДЬ (14 часов)

17

Площадь многоугольника.

1

18

Площадь прямоугольника

1

19

Площадь параллелограмма.

1

20

Площадь треугольника

1

21

Отношение площадей треугольников, имеющих по равному углу.

1

22

Площадь трапеции.

1

23

Вычисление площадей фигур.

1

24

Решение задач. С/работа

1

25

Теорема Пифагора.

1

26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора».

1

28

Решение задач.

1

29

Решение задач. Формула Герона

1

30

Контрольная работа №2по теме «Площади фигур».

1

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ (20 часов)

31

Определение подобных треугольников.

1

32

Отношение площадей подобных треугольников.

1

33

Первый признак подобия треугольников.

1

34

Решение задач.

1

35

Второй признак подобия треугольников.

1

36

Третий признак подобия треугольников.

1

37

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».

1

38

Контрольная работа №3 по теме «признаки подобия треугольников»

1

39

Теорема о средней линии треугольника.

1

40

Свойство медиан треугольника.

1

41

Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике

1

42

Решение задач.

1

43

Измерительные работы на местности.

1

44

Решение задач на построение методом подобия. С/работа.

1

45

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

46

Значения синуса, косинуса, и тангенса для углов 30, 45, 60

1

47

Соотношения между сторонами и углами.

1

48

Решение задач.

1

49

Контрольная работа №4по теме «применение подобия к доказательству  и решению задач».

1

50

Обобщающее повторение по теме

1

ОКРУЖНОСТЬ (15 часов)

51

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

52

Касательная к окружности.

1

53

Решение задач.

1

54

Градусная мера дуги окружности

1

55

Теорема о вписанном угле.

1

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд.

1

57

Решение задач. С/работа.

1

58

Свойство биссектрисы угла

1

59

Теорема о серединном перпендикуляре

1

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

1

61

Вписанная окружность.

1

62

Свойство описанного четырехугольника

1

63

Описанная окружность.

1

64

Свойство вписанного четырехугольника

1

65

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность».

1

ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

66

Решение задач.

1

67

Решение задач.

1

68

Решение задач.

1

69

Контрольная работа

1

70

Решение задач

1

Итого

70


Приложение 1

Нормы оценки знаний

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменные работы и устный ответ.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах как недочет.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу. Содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.


Оценка письменных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если: 
- работа выполнена полностью;
- в логичных рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если

умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах

или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах

или графиках, но ученик обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не обладает обязательными

умениями по данной теме в полной мере.


Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала недостаточно обоснованности основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.



Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

руководитель МО

_________/_____________

                   Ф.И.О

 протокол № __

 от  «__» __________ 20__г.

             «Согласовано»

Заместитель директора по УР  

_______/__________

                   Ф.И.О

от  «__» __________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №179»

 ____________ Э. В. Наумова

Приказ №        ______ от

«___» _________        20__г.

Рабочая  программа

по учебному предмету «Алгебра 7-9»

для обучающихся 8 а,б классов

(базовый уровень)

Учитель :Дубровина О.В.

МБОУ «Гимназия 179»

Ново-Савиновского района г. Казани

 

     

Принято на заседании педагогического совета

протокол № ____                                                                        

от «_____» _________ 20____ г.                                                                      

                                                                                                 


Пояснительная записка.

1. Нормативная база:

Рабочая программа по алгебре составлена на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897; с изменениями от 31.12.2015 №1577.

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №179»

 - Авторской программы по алгебре для 8 классов (авторы – Ю.Н. Макарычев и др. –М.: Просвещение, 2018)

2. Цели и задачи изучения алгебры

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. В направлении личностного развития:

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному  эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству  и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

3. Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения алгебры 7-9 класс на этапе основного общего образования отводится не менее 312 часов из них 105 часов в год в 7 классе из расчета 3 часа в неделю, 105 часов в год в 8 классе из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год в 9 классе из расчета 3 часа в неделю. Из части, формируемой образовательным учреждением, добавляется 104 часа из расчета 1 час в неделю в 7 классе, в год 35 часов , 1 час в неделю в 8 классе, в год 35 часов, 1 час в неделю в 9 классе в год 34 часа. Этот час в календарно-тематическом планировании выделен курсивом. Т. о. на изучение алгебры в 8 классе отводится 4 часа в неделю, всего 140 часов в год.

             Дополнительные часы используются

 для более основательного изучения соответствующих тем программы курса, что позволяет в каждой теме проводить более глубокую отработку знаний и умений учащихся;

для организации обобщающего и систематического повторения и контроля;

для организации по ликвидации пробелов в основных темах курса;

4. Содержание учебного предмета

Рациональные числа

Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью.

Иррациональные числа

Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Примеры доказательств в алгебре. Иррациональность числа . Применение в геометрии. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел.

Тождественные преобразования

Числовые и буквенные выражения

Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.

Целые выражения

Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.

Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.

Дробно-рациональные выражения

Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Преобразование выражений, содержащих знак модуля.

Квадратные корни

Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.

Уравнения и неравенства

Равенства

Числовое равенство. Свойства числовых равенств. Равенство с переменной.

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений:использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.

Простейшие иррациональные уравнения вида , .

Уравнения вида .Уравнения в целых числах.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Системы линейных уравнений с параметром.

Неравенства

Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Проверка справедливости неравенств при заданных значениях переменных.

Неравенство с переменной. Строгие и нестрогие неравенства. Область определения неравенства (область допустимых значений переменной).

Решение линейных неравенств.

Квадратное неравенство и его решения. Решение квадратных неравенств: использование свойств и графика квадратичной функции, метод интервалов. Запись решения квадратного неравенства.

Решение целых и дробно-рациональных неравенств методом интервалов.

Системы неравенств

Системы неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной: линейных, квадратных. Изображение решения системы неравенств на числовой прямой. Запись решения системы неравенств.

Функции

Понятие функции

Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений, нули, промежутки знакопостоянства, четность/нечетность, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения. Исследование функции по ее графику.

Представление об асимптотах.

Непрерывность функции. Кусочно заданные функции.

Линейная функция

Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.

Квадратичная функция

Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.

Обратная пропорциональность

Свойства функции . Гипербола.

Графики функций. Преобразование графика функции  для построения графиков функций вида .

Графики функций , ,, .

Последовательности и прогрессии

Числовая последовательность. Примеры числовых последовательностей. Бесконечные последовательности. Арифметическая прогрессия и ее свойства. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Сходящаяся геометрическая прогрессия.

Решение текстовых задач

Задачи на все арифметические действия

Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.

Задачи на движение, работу и покупки

Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.

Задачи на части, доли, проценты

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.

Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.

Основные методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, перебор вариантов. Первичные представления о других методах решения задач (геометрические и графические методы).

Статистика и теория вероятностей

Статистика

Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, графики, применение диаграмм и графиков для описания зависимостей реальных величин, извлечение информации из таблиц, диаграмм и графиков. Описательные статистические показатели числовых наборов: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение.

Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах.

Случайные события

Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера. Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Представление эксперимента в виде дерева. Независимые события. Умножение вероятностей независимых событий. Последовательные независимые испытания. Представление о независимых событиях в жизни.

Элементы комбинаторики

Правило умножения, перестановки, факториал числа. Сочетания и число сочетаний. Формула числа сочетаний. Треугольник Паскаля. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением комбинаторных формул. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайные величины

Знакомство со случайными величинами на примерах конечных дискретных случайных величин. Распределение вероятностей. Математическое ожидание. Свойства математического ожидания. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей. Применение закона больших чисел в социологии, страховании, в здравоохранении, обеспечении безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

5.Планируемые результаты изучения учебного предмета «АЛГЕБРА в 7 – 9 КЛАССАХ»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

   1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

   2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

   3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

   4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

   5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

   6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

   7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

   8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

   9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

   1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

   2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

   3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

   4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

   5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

   6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

   7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

   8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

   9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

   10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

   11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

   12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

   13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

   14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

   15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

   16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

   17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

   1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

   2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих  вероятностный характер;

   3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

   4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

   5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

   6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

   7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

   8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Выпускник научится:

   1) понимать особенности десятичной системы счисления;

   2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;

   3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;

   4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;

   5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;

   6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.

Выпускник получит возможность:

   1) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;

   2) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;

   3) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Выпускник научится:

   1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;

   2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.

Выпускник получит возможность:

   1) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;

   2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).

ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ

 

Выпускник научится:

   1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.

Выпускник получит возможность:

   1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;

   2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Выпускник научится:

   1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи,  содержащие буквенные данные; работать с формулами;

   2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;

   3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;

    4) выполнять разложение многочленов на множители.

Выпускник получит возможность:

   1) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;

   2) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).

УРАВНЕНИЯ

Выпускник научится:

   1) решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;

   2) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

   3) применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.

 

Выпускник получит возможность:

   1) овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;

   2) применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.

НЕРАВЕНСТВА

Выпускник научится:

   1) понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;

   2) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;

   3) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.

Выпускник получит возможность научиться: 

   1) разнообразным приёмам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;

   2) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ

 

Выпускник научится:

   1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);

   2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;

   3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

   1) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на

 основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

   2) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.

ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

Выпускник научится:

   1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);

   2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.

 

Выпускник получит возможность научиться:

   1) решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;

   2) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.

ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.

Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.

СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ

Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.

Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.

КОМБИНАТОРИКА

Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.

Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.

6.Учебно-тематическое планирование

8 класс

Раздел

Количество часов

Компонент

Контр.работы

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ

21

11

2

КВАДРАТНЫЕ КОРНИ

17

10

2

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

22

8

2

НЕРАВЕНСТВА

19

4

2

СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ

13

-

1

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 8 КЛАССА

14

1

3адм

всего

105

35

9+3

7. Учебно-методический комплект 

1.Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. 8 класс. Учебник.М. Просвещение, 2018г.,

2.Программы по алгебре для 7 – 9 класса. Автор Ю.Н. Макарычев. Пособие для учителей. М.: Просвещение,2016

3.Л.И Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворов Алгебра 8 класс. Дидактические материалы..- М.: Просвещение, 2010

4.Поурочное планирование по алгебре. К учебнику Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. Алгебра. 8 класс. М. Экзамен 2008г

8. Календарно – тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

План

Факт

Повторение курса 7 класса (5 часов).

Повторение. Уравнения с одной переменной. Линейная функция.

1

Повторение. Степень. Одночлены.

1

Повторение. Многочлены.

1

Повторение. Формулы сокращенного умножения.

1

Входной контроль

1

21.09

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ (32 часа)

Рациональные выражения

1

Рациональные выражения

1

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

1

Приведение дроби к новому знаменателю. Сокращение дробей

1

Приведение дроби к новому знаменателю. Сокращение дробей

1

Упрощение выражений

1

Упрощение выражений Сам. работа

1

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

Упрощение выражений

1

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

1

Упрощение выражений

1

  1. .

Упрощение выражений

1

Преобразование выражений в дробь

1

Обобщение по теме

1

Контрольная работа № 1

1

Умножение дробей.

1

Возведение дроби в степень

1

Деление дробей

1

Упрощение выражений.

1

Упрощение выражений. Сам. работа.

1

Преобразование рациональных выражений

1

Преобразование рациональных выражений

1

Выполнение действий с рациональными дробями

1

Выполнение действий с рациональными дробями

1

Доказательство тождеств

1

Упрощение выражений.

1

Упрощение выражений. Сам. работа.

1

Функция у= и ее график

1

Функция у= и ее график

1

Обобщение по теме

1

Контрольная работа №2

1

КВАДРАТНЫЕ КОРНИ (27ч)

Рациональные числа

1

Иррациональные числа

1

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень

1

Уравнение х= а

1

Уравнение х= а

1

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

1

Функция у=и ее график

1

Функция у=и ее график

1

  1. .

Самостоятельная работа

1

Квадратный корень из произведения

1

Квадратный корень из дроби

1

Квадратный корень из степени

1

Квадратный корень из степени

1

Обобщение по теме

1

Контрольная работа №3

1

Вынесение множителя из под знака корня

1

Вынесение множителя из под знака корня

1

Внесение множителя под знак корня

1

Самостоятельная работа

1

Преобразование выражений

1

Преобразование выражений

1

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни

1

Освобождение от иррациональности в знаменателе

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольная работа №4

1

Обобщающее повторение 1 полугодия

1

Контрольная работа 1 полугодие

1

КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ (30ч)

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения.

1

Решение неполных квадратных уравнений

1

Решение квадратных уравнений, выделением квадрата двучлена.

1

Формула корней квадратных уравнений.

1

Нахождение корней квадр. уравнения.

1

Нахождение корней квадр. уравнения

1

Формула (2) корней квадратных уравнений

1

Решение квадратных уравнений

1

Решение квадратных уравнений.

1

Решение квадратных уравнений. Сам. работа.

1

Решение задач с помощью квадратных уравнений

1

Решение задач с помощью квадратных уравнений

1

Решение геометрических задач с помощью квадратных уравнений.

1

Теорема Виета.

1

Теорема, обратная теореме Виета

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольная работа № 5

1

Дробные рациональные уравнения.

1

Нахождение корней уравнения

1

Решение уравнений.

1

Решение уравнений.

1

Решение уравнений.Сам. работа

1

Решение задач с помощью рациональных уравнений

1

Решение задач с помощью рациональных уравнений

1

Решение задач «на движение».

1

Решение задач «на движение».

1

Решение задач «на работу»

1

Решение задач геометр содержания

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольная работа № 6

1

Неравенства  (23 часа)

Числовые неравенства

1

Доказательство неравенств

1

Свойства числовых неравенств

1

Оценка выражений

1

Сложение числовых неравенств.

1

Умножение числовых неравенств

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольная работа № 7

1

Погрешность и точность приближения

1

Пересечение и объединение множеств

1

  1. .

Числовые промежутки

1

Линейные неравенства с одной переменной

1

Решение неравенств с одной переменной

1

Решение неравенств с одной переменной

1

Решение сложных неравенств с одной переменной

1

Решение неравенств.

1

Решение неравенств. Сам. раб

1

Системы неравенств с одной переменной.

1

Решение систем неравенств с одной переменной.

1

Решение двойного неравенства

1

Решение систем неравенств. Сам. работа.

1

Обобщающий урок по теме

1

Контрольная работа № 8

1

СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ (13ч)

Определение степени с целым показателем

1

Нахождение значений степенного выражения

1

  1. .

Свойства степени с целым показателем

1

  1. .

Упрощение выражений.

1

Преобразование выражений

1

Преобразование выражений. Сам. работа.

1

Стандартный вид числа.

1

  1. .

Сбор и группировка статистических данных

1

Решение задач

1

Наглядное представление стат. информации

1

Решение задач.

1

Построение диаграмм и др

1

Контрольная работа № 9

1

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 8 КЛАССА (8 ч)

Повторение. Рациональные дроби.

1

Повторение. Действия с рац. дробями

1

Повторение. Выражения, содержащие кв. корни.

1

Повторение. Квадратные уравнения.

1

Повторение. Дроб. рацион. уравнения.

1

Повторение. Числовые неравенства

1

Повторение. контрольная работа.

1

Повторение. Анализ контр. работы.

1


Приложение 1.

Нормы оценки знаний

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
   Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменные работы и устный ответ.
   При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
   Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
   К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
   Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах как недочет.
  Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу. Содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.


 Оценка письменных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логичных рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

-работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения  недостаточны (если

 умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах

 или графиках  (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах

  или графиках, но ученик обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что ученик не обладает обязательными

  умениями по данной теме в полной мере.


Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
 Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала недостаточно обоснованности основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя


Приложение 2

Контрольная работа по алгебре на повторение курса 7 класса

I вариант

  1. Упростите выражение а) 3аb·(-5ab);        б) (2ху)
  2. Решите уравнение 3х – 5(2х+1) = 3(3-2х)
  3. Разложите на множители а) 2ху-6у;        б) а-4а
  4. Периметр треугольника АВС равен 50 см. Сторона АВ на 2 см больше стороны ВС, а сторона АС в 2 раза больше стороны ВС. Найдите стороны треугольника.
  5. Постройте график функции у=2х-2. Определите, проходит ли график функции через точку А(-10;-20) 

II вариант

  1. Упростите выражение а) –2ху·3ху;        б) (-4аb3)2.
  2. Решите уравнение 4(1-5х)=9-3(6х-5).
  3. Разложите на множители а) аb- аb        б) 9х-х
  4. Турист прошел 50 км за 3 дня. Во второй день он прошел на 10 км меньше, чем в первый день, и на 5 км больше, чем в третий. Сколько километров проходил турист каждый день.

Построить график функции у=-2х+2. Определите, проходит ли график функции через точку А(10;-18)

контрольная работа за 1 полугодие

I вариант

А1. Сократите дробь   .

1).   ;          2)  ;               3)      ;          4).     .

А2. Значение выражения      при х= -5 равно:

1)                2)       3) 2         4) -2

А3.  Представьте в виде дроби  .

1)  ;          2) ;           3);            4) .

А4. Вычислить:  

1) 7,9                2) 16                3) 7,09                4) 8,9                

В1.  Упростить выражение: .

В2. Выполнить действия:

С1. Докажите, что значение выраженияесть число натуральное и запишите его в ответ.

2 вариант

А1. Сократите дробь:    

1)                 2)                 3)                4)

А2. Значение выражения:      при   у=7   равно:

1) 2;                2)            3)            4) -2

А3.  Представьте в виде дроби:  

1) ;           2);         3);             4).

А4. Вычислить:

1) 2,3                2) 2,03                3) 6,3                4) 5

В1. Упростить выражение:    

В2. Выполнить действия:

С1. Докажите, что значение выражения   есть число натуральное и запишите его в ответ.

Итоговая контрольная работа по алгебре в 8 классе

Вариант 1

А1. Решите уравнение: 2 + х – 4 = 0

1) -;2        2) 1;-        3) –1;         4) 4;-3

А2. Сократите дробь:

1) –2b        2)         3)         4)

A3. Представьте в виде дроби:  :

1) -        2) -        3)

А4. Решите систему неравенств: 

1)         2)         3)         4)

В1. Упростите выражение: ( - )2 +

В2. Один из корней уравнения х2 + рх + 5 = 0 равен –5. Найдите р.

С1. Решите уравнение:  -  = 0

Вариант 2

А1. Решите уравнение: 2 + х – 3 = 0

1) ;-1        2) 3;-2        3) ;         4) 1;-

А2. Сократите дробь:

1)         2)         3)         4)

A3. Представьте в виде дроби:  :

1)         2)         3) -

А4. Решите систему неравенств: 

1)         2)         3)         4)

В1. Упростите выражение: ( + )2 -

В2. Один из корней уравнения х2 - 7х + q = 0 равен 4. Найдите q.

С1. Решите уравнение:  -  = 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

Рабочая программа по геометрии и алгебре 8 класс

Рабочая программа по предмету Геометрия 8 класс, базового уровня к учебнику Л.С.Атанасяна и рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику Ю.Н.макарычева,  . Содержат пояснительную записку, цели...

учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...

Календарно-тематическое планирование по математике - 5,6 классы, алгебре, геометрии, физике - 8,9 классы на 2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование по математике - 5,6 классы, алгебре, геометрии, физике - 8,9 классы на 2014-2015 учебный год...