Учебно- Методические материалы Геометрия 9 класс Л.Г. Атанасян
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Технологическая карта урока. Геометрия 9 класс Л.Г. Атанасян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_treugolnikov.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Дата : 06.12.2019 г.
Ф.И.О. Подлипалова Ирина Терентьевна

Предмет: геометрия
Класс: 9

 УМК: Геометрия.7-9 класс: учеб. для образовательных организаций /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев.- 20 изд. – М.: Просвещение, 2010-384 с.

Тип урока: Урок повторения и обобщения

                               

 Тема: Решение   треугольников

 

Задачи

Обр     

Образовательная:  повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов и умение использовать их при решении задач, применять соотношения между сторонами и углами треугольника в решении задач стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. Подготовка учащихся к выпускному экзамену

Развивающая:  показать связь теории с практикой, способствовать выработке навыков решения задач, применяя раннее  изученный  материал.

Воспитательная:  воспитывать ответственное отношение к учебному труду, развитие нравственно – эмоциональных  качеств личности, ценностных ориентаций и отношений общей культуры, воспитание умения и потребности учиться; воспитание ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе.

  • актуализировать представления учащихся о геометрической прогрессии
  • способствовать заинтересованности  учащихся в освоении нахождения области определения по типам функций
  • способствовать выработке правил  нахождения геометрической прогрессии; 

УУД

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания по данной теме, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные УУД: организация обучающимися своей учебной деятельности ,умение ставить цели и достигать их; принимать решения, осуществлять самоконтроль своей деятельности, прогнозировать события

Коммуникативные УУД: Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с окружающими. ,умение сотрудничать, разрешать конфликты, адекватно использовать речевые средства, уметь убеждать.

 Познавательные УУД: умения различать, выделять тип задания и способы решения умение классифицировать, анализировать, сравнивать, строить аналогии,

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся знают формулировку  Геометрическая прогрессия  и формула n-го члена геометрической прогрессии Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, осваивают  новые виды деятельности: решать учебные задачи, контролируют процесс и результат учебной математической деятельности.

 Метапредметные: Восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста заданий, умение составлять знаково-символическую модель, приведение и разбор примеров, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Учащиеся обобщают и  систематизируют знания по теме «Решение треугольников». Умеют передавать,  информацию сжато, полно, выборочно, работают по заданному алгоритму.

 Регулятивные: у учащихся сформирована и развита способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умеют планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умеют оценивать результаты своей деятельности в соответствии критериев оценивания своей работы  и определять степень своей успешности при выполнений своей работы в течение урока.

Основные понятия

   теорем синусов, косинусов, суммы углов треугольника,  следствия из теоремы синусов

Межпредметные связи

 Геометрия, математический   анализ, физика

Оборудование

 Компьютер ,интерактивная доска, ,карточки для самостоятельной работы, образцы-решения, презентация

Формы урока

фронтальная,  Г – групповая, решение задач по уровням

Технология

 Технология деятельностного  метода, технология  управления  самообучением

 

Ход урока

       I.  Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока, эпиграфа к уроку и его девиза.
  2. Вводная беседа учителя: «Решение треугольников основано на использовании теорем синусов, косинусов, суммы углов треугольника, следствия из теоремы синусов (в треугольнике против большей стороны лежит больший угол, против большего угла лежит большая сторона). Повторим как по данным длинам или градусным мерам трёх элементов треугольника вычислить остальные его элементы, т.е. решать треугольники.

      II.  Повторение.

  1. Что называют решением треугольников?
  2. Какие теоремы применяются при решении треугольников?
  3. Сформулируйте теорему синусов? Следствие из теоремы синусов? Теорему косинусов?
  4. Чему равна сумма углов треугольника?
  5. Какие задачи при этом можно выделить? (по стороне и двум прилежащим к ней углам; по двум сторонам и углу между ними; по трём сторонам; по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу)
  6. Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) =600; 2) =300; 3) =450. (с222-ав;  с222-ав;  с222-ав)
  7. Пользуясь формулой а222-2вс, исследуйте, как изменяется сторона а при возрастании угла  от 00 до 1800 (при постоянных значениях в и с)?                         Ответ: при возрастании угла от 00 до 900 значение, а возрастает, т.к. при этом убывает, оставаясь положительным. При дальнейшем возрастании угла  от 900 до 1800 значения убывают от 0 до -1. Следовательно, значения  при этом продолжают возрастать.
  8. Чему равен ?  ()
  9. . Каким может быть ?  Ответ: =300 или =1500.  

           1) , - тупой. Тогда  =300;

        2) , а=300;

        3) , а > c, то =300 или =1500.

 11. Почему теорема косинусов является обобщённой теоремой Пифагора?

     (когда треугольник АВС прямоугольный с прямым углом при вершине С; ).

  12. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в222)

 13. В треугольнике KLN,  KL=8,4 cм,  LN=13,2 см,  KN=7,5 см. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший?

 14. Стороны треугольника 10см, 12см, 7см. Может ли угол, противолежащий стороне 7см, быть тупым? Почему?

 15. Стороны треугольника 9см и 12см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9см, быть прямым? Почему?

III.  Решение задач на повторение.

Решение задач по уровням:

1 группа: уровень С

Задача: В треугольнике АВС угол В равен 600. Биссектриса угла В пересекает сторону АС в точке Д; АД=4см, ВД= 6см. Найдите углы треугольника АВС и его сторону АС.

Решение:

В                                                

                                                                                     

2 группа: уровень В

Задача: В треугольнике АВС АВ=0,6см, ВС=0,5см, . Найдите сторону АС.

Решение:

                                                                                        

                 

3 группа: уровень А

Задача: В треугольнике АВС АВ=10см, . Найдите сторону АС.

Решение:       

                            

IV. Историческая справка:

Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён.  

В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.

V.  Решение задач с практическим содержанием.

Решение задач в группах по уровням.

1 группа:

Задача: Как найти расстояние до недоступного предмета? Расстояние до цели?

Решение:

                                                                             

             

                                   Решение:  

                                               

2. Из какой точки легче попасть в цель – из точки А или из точки С? Для этого найдём СВ.

2 группа:

Задача: Найти ширину озера АВ, если АС=120м, ,.

Решение: 

                                                                                                                                   

3 группа:

Задача: Измерили  расстояние СВ=62м, СА=80м. Угол между ними 600. Найдите расстояние между двумя деревьями А и В.

Решение:                                     

                                                   

                                                     

VI . Итоги урока.  

  1. Рефлексия.

Я сегодня выполнял тяжелую работу

Я сегодня добросовестно работал

Я сегодня занимался любимым делом

  1. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание по уровням:

 1. Повторить: «Преобразование фигур на плоскости»

3 уровень:

Задача:

«Две планки длиной 35см и 42см скреплены одним концом. Какой угол между ними надо взять, чтобы расстояние между другими концами планок равнялось 24см?»

2 уровень:

Задача:

«Две планки длиной 35см и 42см скреплены одним концом. Какой угол между ними надо взять, чтобы расстояние между другими концами планок равнялось 24см? Может ли это расстояние для какого-нибудь угла равняться 5см; 80см?»

1 уровень:

Задача:

В 12ч 00 мин нарушитель свернул с основной магистрали и помчался по шоссе со скоростью 140 км/ч. В 12ч00мин инспектор ГАИ помчался по просёлку со скоростью 70 км/ч на перерез нарушителю. Успеет ли инспектор остановить нарушителя у перекрёстка шоссе и просёлка?

                                   Магистраль                          ГАИ

        200        2км                     500

Приложение 1:

Лист контроля:

ФИО

Повторение

Решение задач

Тестовый

контроль

Итоговая

оценка

1 группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

1

2

3

2 группа

1

2

3

3 группа

1

2

3

Приложение 2:

Тестовый контроль:                                                               Тестовый контроль:

Вариант: __________                                                              Вариант: ________

ФИО:____________________________________                ФИО:________________________________

                                                                                     

                         № ответа

№  задания

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

                         № ответа

№  задания

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

           


Приложение 3:

презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки "Геометрия, 8" Атанасян

Тесты, самостоятельные, контрольные работы по геометрии для 8 класса к учебнику "Геометрия, 7-9" Атанасян. Надеюсь, что кому-нибудь будут полезны,...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...

Учебно- Методические материалы Геометрия 9 класс Л.Г. Атанасян

Технологическая карта урока  по геометрии "Конус" 9 класс...

Учебно- Методические материалы Геометрия 9 класс Атанасян Л.Г.

Технологическая карта урока геометрии 9 класс  Атанасян Л.Г....

Рабочая программа по геометрии на 2019-2020 учебный год Класс: 7-9. Атанасян

Рабочая программа по  геометрии для 7-9 классов  на 2019-2020 учебный год.  Атанасян...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...