Урок геометрии в 10-м классе на тему: "Параллельность прямой и плоскости"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

Это урок по изучению, закреплению и систематизации знаний на уроке "Геометрии" в 10 классе по теме "Параллельность прямой и плоскости". 
Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? Урок даёт определение и признаки параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_geometrii_v_10_kl.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Урок по геометрии в 10-м классе на тему: «Параллельность прямой и плоскости»

Койбаева Ирина Ивановна, учитель математики

 МКОУ СОШ №2 с. Дур-Дур Дигорского района РСО-Алания

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Цели урока:

1. Образовательные: 

  • рассмотреть возможные случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве;
  • ввести понятие параллельности прямой и плоскости;
  • изучить признак параллельности прямой и плоскости;
  • формировать умения и навыки читать и строить чертежи пространственных конфигураций, пространственных фигур к задачам.

2. Развивающие: 

  • развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • учить учащихся учиться математике, самостоятельно добывать знания.

3. Воспитательные: 

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный .

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая .

Оборудование: мультимедиа проектор; экран; модель плоскости; цветные мелки; сканер.

Структура урока:

  1. Организационный момент (дети делятся на группы и выбирают старшего) – 2 мин.
  2. Проверка д/з – 3 мин.
  3. Активизация опорных знаний – 5 мин.
  4. “Открытие” новых знаний – 20 мин.
  5. Первичное осмысление и закрепление новых знаний – 9 мин.
  6. Подведение итогов урока – 4 мин.
  7. Постановка домашнего задания – 2 мин.

1. Организационный момент.

 Приветствие учеников.  Ребята, в 10 классе мы начали изучать какой раздел геометрии? Мы изучили с вами систему аксиом стереометрии, следствия из системы аксиом, параллельность прямых в пространстве .

2 . Проверка д/з.

«Что помогает решить задачу ? Что для вас сейчас сложно при решении задач по стереометрии  ?»

 При решении задач по геометрии очень важно уметь грамотно построить чертёж.

С помощью сканирования нескольких тетрадей с д/з  проверяем правильность построения и выделяем ошибки чертежей .

Задания : 1) прямые МС и МD пересекают плоскость a в одной точке;

                 2) прямые МС и МD пересекают плоскость a в разных точках;

                 3) прямая а пересекает плоскость в точке А, точки М и Т лежат на прямой а по разные от точки А , через эти точки проведены параллельные  прямые ММ1 и ТТ1, которые пересекают плоскость в точках М1 и Т1 соответственно .

3.Активизация опорных знаний.

Повторение теории . Один из учащихся приготовил презентацию, с помощью которой проверяет теорию.  Необходимо сформулировать утверждение, опираясь на геометрическую иллюстрацию . Приложение 1.

4. “Открытие” новых знаний.

Ребята, как вы думаете, какие существуют возможности взаимного расположения прямой и плоскости? Сколько общих точек у прямой и плоскости в каждой из возможностей? Приведите примеры из окружающего нас мира, иллюстрирующие эти возможности .

Приложение  2  (слайд №1)

О том, что две первые возможности осуществимы, мы уже убедились на прошлых уроках и  взаимное расположение прямой и плоскости зависит от количества общих точек .Вопрос: “Как вы думаете, такое взаиморасположение прямой и плоскости по аналогии прямым на плоскости, как называется?” (Параллельностью прямой и плоскости)  и третий случай даёт нам определение параллельности прямой и плоскости (просьба сформулировать самостоятельно) (слайд №2).

Часто при решении задач надо установить параллельность прямой и плоскости. Как, это можно сделать? (Можно воспользоваться определением или признаком параллельности прямой и плоскости (т.е. теоремой, дающей достаточное условие параллельности прямой и плоскости)). « Рассмотрим случай , когда прямая а лежит в плоскости ,  через точку в пространстве , не лежащую в плоскости , можно провести прямую параллельную прямой а ?»  Прямая а лежит в плоскости Прямая а параллельна какой прямой? Прямая а1 где лежит? Получили: , т.е. признак параллельности прямой и плоскости. Учащиеся в группах обсуждают условия признака и формулируют признак параллельности прямой и плоскости. (слайд №3,№4).

Учащиеся в группах обсуждают доказательство признака методом «от противного» .К доске вызывается ученик, представитель одной из групп, доказывает признак параллельности прямой и плоскости, остальные учащиеся это делают в тетрадях.

Вопрос: “Существенно, ли в этой теореме, что а (Да, так как среди прямых, параллельных прямой а1, есть и лежащие в плоскости . А их мы не называем параллельными плоскости ).

4. Первичное осмысление и закрепление новых знаний.

  1. В классной комнате, используя признак параллельности прямой и плоскости, укажите прямые и параллельные им плоскости.
  2.  Решение задач под руководством учителя и с его помощью в группах и с записью на доске. (слайд №5)

5. Подведение итогов урока. 

Учитель «ЧТО НОВОГО ВЫ СЕГОДНЯ УЗНАЛИ НА УРОКЕ ?»

Учащиеся  подводят итог урока : три случая взаимного расположения прямой и плоскости, определение параллельности прямой и плоскости, признак параллельности прямой и плоскости ; по просьбе учителя  главные в группе оценивают работу класса на уроке; оценивают свою собственную работу на уроке. Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

6. Постановка домашнего задания.

.  ЗАДАНИЕ :                         ПОСТРОИТЬ 

         А)  ПРЯМАЯ МР ПАРАЛЛЕЛЬНА ПЛОСКОСТИ а , ПРЯМАЯ МТ ПЕРЕСЕКАЕТ ЭТУ ПЛОСКОСТЬ В ТОЧКЕ  Т .

          Б)  ПЛОСКОСТЬ а ПЕРЕСЕКАЕТ ТРИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ a,b И c СООТВЕТСТВЕННО В ТОЧКАХ  А, В , С, ЛЕЖАЩИХ НА ОДНОЙ ПРЯМОЙ .

          В)  ПЛОСКОСТЬ а ПЕРЕСЕКАЕТ ТРИ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ a,b И c СООТВЕТСТВЕННО В ВЕРШИНАХ ТРЕУГОЛЬНИКА  АВС .

Учебник п.6, № 20.

Урок окончен, спасибо, вам, за урок, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

Урок геометрии в 7 классе по теме Параллельные прямые.Признаки параллельности

Урок  геометрии   в   7 классе Автор   Безносова Анна Ивановна МБОУ СОШ № 2 Иркутская обл п. Усть-Уда Тема: «Параллельные прямые. Признаки параллельности прямы...

Зачетная работа для учащихся 10 класса по теме "Параллельность прямых и плоскостей"

10 класс Зачет № 1 по геометриипо теме  «Параллельность прямых и плоскостей»   I вариант 1. Дайте определения:а) стереометрияб) параллельные прямые в пространствев)...

Урок математики в 10 классе на тему "Параллельность прямой и плоскости"

Разработка урока + презентация к уроку математики в 10 класса по теме "Параллельность прямых и плоскостей"...

Зачет № 1 по геометрии (10 класс) по теме "Параллельность прямой и плоскости"

Рабочая программа 10 класса по геометрии предусматривает проведение зачетов после изучения основных тем курса.Методические рекомендации содержат всего 6 билетов и не охватывают весь материал. Зачет со...

Контрольная работа по геометрии для учащихся 10 класса по теме "Параллельность в пространстве".

Целью данной контрольной работы есть контроль знаний, умений и навыков учащихся 10 класса применять аксиомы стереометрии и основные теоремы о параллельности прямых и плоскостей при решении задач, а та...