Урок геометрии в 5 классе по ФГОС с умственной отсталостью 1 вариант по теме: "Различение треугольников по длинам сторон"
план-конспект урока по геометрии (5 класс)

Василевич Наталья Николаевна

Конспект урока геометрии в 5 классе по ФГОС с умственной отсталостью 1 вариант. Обучающиеся должны получить минимальный и достаточный уровни знаний по теме. В ходе урока учащиеся учатся воспроизводить определения видов треугольников по длинам сторон. Различать треугольники по длинам сторон (разносторонний, равносторонний, равнобедренный). Называть количество углов, вершин и сторон треугольника, называть треугольник буквами. Измерять с помощью линейки и определять вид треугольника. Строить  треугольники с помощью чертежных инструментов. Изучение темы расчитано на 2 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе

Тема урока: Различение треугольников по длинам сторон

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: учить различать треугольники по длинам сторон

Задачи:

  1. Формировать умение различать треугольники по длинам сторон
  2. Развивать глазомер, математическую речь
  3. Воспитывать самоконтроль, умение объективно оценивать свою деятельность;
  4. Корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия

- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

- уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

- оказывать помощь сверстникам и взрослым.

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Коммуникативные учебные действия

- вступать в контакт и работать в коллективе на уроке, при выполнении домашнего задания (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться к окружающим, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;

-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в общей деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Предметные УД:

- Воспроизводить определения видов треугольников по длинам сторон.

- Различать треугольники по длинам сторон (разносторонний, равносторонний, равнобедренный).

- Называть количество углов, вершин и сторон треугольника, называть треугольник буквами.

- Измерять с помощью линейки и определять вид треугольника.

Речевой материал: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Оборудование: жетоны для оценивания заданий (красный круг, синий квадрат, зеленый треугольник), карточки с заданиями для устного работы, карточки для самостоятельной работы, индивидуальные карточки, модели треугольников, ребус.

«Математика» М. Н. Перова / учебник для 5 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -13-е изд - М.: Просвещение, 2019.

Структура урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

3.Изучение нового материала

4.Закрепление материала

5.Итог урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

- Один очень древний математик на вопрос «Что приятнее всего?» отвечал – Достичь желаемого.

-Я желаю каждому из вас достичь желаемого результата на сегодняшнем уроке, и чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам в жизни.

- Ребята, скажите какой сейчас урок?

- А чем мы занимаемся на уроках геометрии?

- Проверим готовность к уроку, я назову принадлежности, а вы проверите, все ли у вас есть для работы на уроке. Будьте внимательны!

- учебник, ручка, простой карандаш, краски, тетрадь, линейка, кисточка, треугольник.

- Что я назвала лишнее?

- Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас необходимы рабочим, строителям, инженерам, летчикам.

- Вот и мы с вами сегодня тоже будем говорить об одной геометрической фигуре, рассмотрим ее виды. А вот о какой фигуре пойдет речь, мы узнаем, если отгадаем ребус.

- Верно, это треугольник.

- Знания о треугольнике вам понадобятся на уроках швейного дела. Например, есть техника шитья – лоскутное шитье, где нужно составить узор из треугольников.

На уроках столярного дела вы также будете заниматься геометрической резьбой.

- Тема сегодняшнего урока – различение треугольников по длинам сторон.

- Как вы думаете, какую цель поставим перед собой? Чему будем учиться?

- А что нужно уметь для того, чтобы различать треугольники по длинам сторон?

- Думаю, что сегодняшний урок геометрии будет интересным для вас: вы будете работать устно, выполнять моделирование, побудете в роли дизайнеров, будете слушать и разгадывать сказку-загадку, измерять стороны треугольника и определять его вид, узнаете интересные факты о треугольнике.

- Задания выполнять будете все вместе, в парах, некоторые ребята будут работать индивидуально.

- Вспомним ребята правила работы в парах:

1. Повернуться друг к другу в пол оборота.

2. Разговаривать негромким голосом, чтобы не мешать другим.

3. Слушать друг друга, не перебивая.

4. Исправлять ошибки, не обижая товарища.

5. Помогать друг другу.

- Каждое выполненное задание будет оцениваться вами жетонами, они лежат в коробочке на партах: красный кружок, если задание выполнили без ошибок или допустили одну ошибку, синий квадрат, если в задании допустили 2-3 ошибки, зеленый треугольник, если допустили 4-5 ошибок.

Оценку «5» вы получите за урок, если наберете больше всего красных кружков;

«4» - если наберете больше всего синих квадратов;

«3» -  если вы наберете больше всего зеленых треугольников.

- Чтобы получить хорошую оценку за урок, вы должны постараться выполнить правильно задания, допустив как можно меньше ошибок. Будьте внимательными, старательными и активными.

Встают, здороваются с учителем

Геометрия

Чертим, строим, измеряем

- Кисточка, краски – для урока рисования.

Разгадывают ребус – треугольник

Будем учиться различать треугольники по длинам сторон.

Точно выполнять измерение сторон

Актуализация опорных знаний

Устная работа

- Что такое треугольник?

- Сколько сторон у треугольника?

- Сколько углов у треугольника?

- Какие виды углов вы знаете?

- Как различаются треугольники по видам углов?

- Перед вами лежат карточки, положите их так, чтобы определение было верным.

Оцените работу друг друга

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Различение треугольников по длинам сторон»

Геометрическая фигура

Три

Три

Тупой, прямой, острый

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный

Работают в парах

Записывают

Изучение нового материала

Объяснение нового материала

- Треугольник – «жесткая» фигура. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже изменить нельзя, не разрушив его. Это свойство широко используется в практике.

- Делая садовую калитку обязательно прибивают планку (доску), иногда две планки, чтобы получить треугольники. Это придает калитке прочность, иначе ее перекосит.

- Стропила зданий (несущая система скатной крыши) имеют вид треугольников. Это придает устойчивость крыше.

- При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники.

- У вас на партах лежат карточки, вам нужно измерить стороны треугольника, написать длину каждой стороны.

- Возьмите карточку № 1. Измерьте стороны треугольника и запишите длины сторон этого треугольника.

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника?

- Если в треугольнике все стороны разные, то такой треугольник называется разносторонний.

- Посмотрите, как пишется этот термин.

- Возьмите карточку № 2. Измерьте стороны треугольника и запишите длины сторон этого треугольника.

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника?

- Если в треугольнике две стороны равны, то такой треугольник называется равнобедренный.

- Посмотрите, как пишется этот термин.

- Возьмите карточку № 3. Измерьте стороны треугольника и запишите длины сторон этого треугольника.

- Что можно сказать о длинах сторон этого треугольника?

- Если в треугольнике все три стороны равны, то такой треугольник называется равносторонний.

- Посмотрите, как пишется этот термин.

- Итак, ребята, мы с вами узнали еще три вида треугольников, которые различаются по длинам сторон – разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

Оцените свою работу

Измеряют, записывают

Разные

Две стороны равны

Все три равны

Закрепление изученного материала

Физминутка

1.Моделирование

- Выполним моделирование треугольников из полос бумаги.

- Возьмите полоски розового цвета. Постройте треугольник. Как называется такой треугольник?

- Возьмите полоски зеленого цвета. Постройте треугольник. Как называется такой треугольник?

- Постройте из полосок равнобедренный треугольник. Что для этого надо сделать?

Оцените себя

2.Графический диктант

- Отступите вниз от темы 3 клетки, и вправо от полей или от начала страницы 3 клетки и поставьте точку.

- Считаем: 5 клеток вниз, ставим точку, 5 клеток вправо, ставим точку. Соединим по линейке эти три точки.

- Какая фигура получилась?

- Посмотрите внимательно, какой это треугольник?

- Какой треугольник называется равнобедренным?

- Отсчитайте вправо от этого треугольника 4 клетки и поставьте точку.

- Вправо от нее отсчитайте 4 клетки и поставьте точку, а вниз от нее 8 клеток и поставьте точку.

- Соедините эти три точки.

- Какая фигура получилась?

- Посмотрите внимательно, какой это треугольник?

- Какой треугольник называется разносторонним?

Оцените свою работу

- А сейчас мы отдохнем. Все встали. Выпрямили спины, руки вдоль туловища.

1. руки на пояс

2. руки на плечи

3. руки вверх

4. хлопок

5. руки на плечи

6. руки на пояс

7. руки вниз

8. хлопок

- Зажмурьте глаза. Откройте. Найдите равносторонний треугольник.

- Какого он цвета? (желтый цвет улучшает память)

- Найдите равнобедренный треугольник.

- Какого он цвета? (синий цвет позволяет принять правильное решение)

- Найдите равносторонний треугольник.

- Какого он цвета? (зеленый цвет успокаивает, настраивает на рабочий лад)

- Тихонько сядьте на свои места.

2.Сказка о треугольнике

- Ну а теперь я проверю, насколько хорошо вы усвоили признаки видов треугольников. Послушаем сказку.

- Собрались представители всех видов треугольников на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот старый треугольник сказал:

- Давайте отправимся все в царство треугольников. Кто придет первым, тот и будет королем.

Все согласились. Рано утром с восходом солнца отправились все треугольники в далекое путешествие.

- На пути путешественников повстречалась река, которая сказала:

- Переплывут меня только те треугольники, у кого хотя бы две стороны равны. Часть треугольников остались на берегу.

- Какие виды треугольников остались на берегу?

- Какие благополучно переплыли и отправились дальше?

- Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого все стороны равны. По мосту прошел только один треугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

- Кто остался у обрыва?

- Кто стал королем?

- Какой треугольник называется равносторонний?

Оцените себя

- Ребята, а вы знаете, что в Атлантическом океане есть место, по форме напоминающее геометрическую фигуру. Это место, расположенное между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется «бермудским треугольником». Загадочность заключается в том, что в нем бесследно исчезают корабли и самолеты. Природа «бермудского треугольника» остается тайной и по сей день.

- Более подробно о нем вы можете прочитать в библиотеке или в Интернете.

Моделирование «Собери домик»

- Сейчас мы с вами побудем дизайнерами.

- Составим домик в качестве эскиза работ.

- Составьте домик и приклейте его на картон.

Оцените работу соседа по парте

Равносторонний

Разносторонний

Взять 2 полоски розового цвета и одну зеленого

Индивидуально работают двое учащихся- разложить треугольники по цвету

Треугольник

Равнобедренный

У которого две стороны равны

Треугольник

Разносторонний

У которого все стороны разные

Желтый

Синий

З

еленый

Разносторонние

Равнобедренные, равносторонние

Равнобедренный

Равносторонний

У которого все стороны равны

Работают в парах

Итог урока

- Подведем итог урока.

- С какой геометрической фигурой работали?

- Какие виды треугольников сегодня узнали?

- Что понравилось больше всего?

- Пригодятся знания вам в жизни? Где?

- На следующем уроке мы продолжим изучать треугольник, научимся строить треугольники.

Домашнее задание

- Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. Из различных видов треугольников вам необходимо составить картинку: это может быть животное или геометрический рисунок.

Оценки за урок

- Подсчитайте количество заработанных жетонов

- Поднимите руки, у кого больше всего красных кружков. Вы получаете за урок оценку «5»

- Поднимите руки, у кого больше всего синих квадратов. Вы получаете за урок оценку «4»

- Поднимите руки, кто набрал больше всего зеленых треугольников. Оценка «3».

(Учитель может добавить один балл учащемуся на свое усмотрение).

- Ребята, я думаю, урок для вас был интересным и полезным. Каждый из вас старался достичь желаемого результата. Ну а ребята, которые не получили оценку еще постараются и на следующем уроке обязательно получат хорошие оценки.

Окончен урок и выполнен план

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились

И знания точно уж вам пригодились

- Урок окончен!

Треугольник

Равносторонний, равнобедренный, разносторонний

На стройке, на уроках швейного дела…

Записывают в дневники

Подсчитывают количество жетонов

Анализируют свою работу и работу соседа по парте

Встают, прощаются с учителем

Используемая литература:

1.Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Приложение

1.Работа в парах

Треугольник называется прямоугольным, если…

у него один прямой угол

Треугольник называется тупоугольным, если…

у него один тупой угол

Треугольник называется остроугольным, если…

у него все углы острые

2.Карточки для изучения материала

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a3d/0000cd8c-3a2776d4/hello_html_6d43d603.png

Труегольник АВС - __________________________________

https://static10.tgstat.ru/channels/_0/21/21d0d309b54e81ced5ce2dfa533c3bd7.jpg

Треугольник АТМ - _______________________________

https://img2.freepng.ru/20180315/vhe/kisspng-triangle-blue-shape-computer-icons-clip-art-fill-cliparts-5aaaaa21ee3e51.6244759715211341139759.jpg

Треугольник СЕК - _________________________________

Математические термины

РАЗНОСТОРОННИЙ

РАВНОСТОРОННИЙ

РАВНОБЕДРЕННЫЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ

Слайд 2

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Слайд 3

ТРЕУГОЛЬНИК ВОКРУГ НАС

Слайд 6

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект урока геометрии в 5 классе "Различение треугольников по длинам сторон"

Урок сообщения новых знаний. Презентация и конспект урока могут быть использованы учителями, работающими в коррекционной школе VIII вида, по учебнику Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика 5, Москва "...

Рабочие материалы к уроку по теме : "Различение треугольников по длинам сторон".

Данный материал можно использовать в качестве Рабочей тетради по данной теме для самостоятельной работы учащихся. Материал представлен для 2 уровней обучающихся....

Конспект урока для обучающихся 5 класса "Различение треугольников по длинам сторон"

Конспект урока для обучающихся 5 класса  коррекционной школы с легкой умственной отсталостью....

Презентация к уроку математики для обучающихся 5 класса коррекционной школы " Различение треугольников по длинам сторон".

Презентация к уроку математики для обучающихся 5 класса коррекционной школы (с легкой умственной отсталостью)"....

Открытый урок по математике в 5 классе коррекционной школы VIII вида " Классификация треугольников по длинам сторон и видам углов"

Урок математики в 5 классе коррекционной школы по теме "Классификация треугольников по длинам сторон и видам углов. Цель: формирование умений обучающихся классифицировать треугольники по длинам с...

Конспект урока по предмету "Математика"по теме: " Различение треугольников по длинам сторон", 5 класс, 2022 год.

Урок математике в 5 классе , коррекционной школы 8 вида. Различение треугольников по длинам сторон....