Рабочая программа по геометрии , 8 классс (к учебнику Геометрия 7-9, Л.С. Атанасян и др)
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Васильева Любовь Николаевна

 

рабочая програма содержит пояснительную записку, цели изадачи реализации программы, планируемые результаты освоения предмета (личностные , метапредметные, предметные) , тематический план, календарно-тематический план

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Образовательная программа основного общего образования МБОУ  «Основная  школа  с. Лебяжье».
  4. Учебный план муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения  «Основная школа  с. Лебяжье».

Цели и задачи реализации программы

Цели :

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Задачи :

- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

- начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

- ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

- ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

- ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;- ознакомить с понятием касательной к окружности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

 личностные:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

•        критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

•        креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

•        умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

•        способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

•        умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

•        умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

•        понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

•        умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

•        умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

•        осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        формирование и развитие учебной компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

•        формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

•        умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

•        умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

•        умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

•        умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

•        умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач

коммуникативные универсальные учебные действия:

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

•        умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

•        слушать партнера;

•        формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Предметные :

В результате изучения геометрии   обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность научиться:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Обучающийся получит возможность научиться:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность научиться:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Четырехугольники. (15ч)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция. Осевая и центральна симметрия.

Площадь.(14ч)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Подобные треугольники.(19 ч )

 Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Окружность.(17ч )

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральный, вписанный углы; величина вписанного угла; двух окружностей; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Повторение. Решение задач (5ч)

Учебно-тематический план

Содержание материала

Кол-во

час

Глава V. Четырехугольники (15ч)

1

Многоугольники

2

2

Параллелограмм и трапеция

7

3

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

3

4

Решение задач

2

Контрольная работа №1

1

Глава VI. Площадь (14 ч)

1

Площадь многоугольника

2

2

Площади параллелограмма, треугольника и трапеции

6

3

Теорема Пифагора

3

4

Решение задач

2

Контрольная работа №2

1

Глава VII. Подобные треугольники (19 ч)

1

Определение подобных треугольников

2

2

Признаки подобия треугольников

5

Контрольная работа №3

1

3

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач

7

4

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

3

Контрольная работа №4

1

Глава VIII. Окружность (17 ч)

1

Касательная к окружности

3

2

Центральные и вписанные углы

4

3

Четыре замечательные точки треугольника

4

4

Вписанная и описанная окружности

4

Решение задач

1

Контрольная работа № 5

1

Повторение. Решение задач

5

ИТОГО

70


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема раздела, тема урока

Количество часов

Дата по

плану

Дата

фактически

Примечание

1

Многоугольники

1

2

Четырехугольники

1

3

4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

2

5

6

Признаки параллелограмма

2

7

Трапеция.

1

8

Теорема Фалеса.

1

9

Задачи на построение

1

10

Прямоугольник.

1

11

Ромб. Квадрат

1

12

Осевая и центральная симметрии

1

13

14

Решение задач

2

15

Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»

1

16

17

Площадь многоугольника.

.

2

18

Площадь прямоугольника

1

19

20

Площадь параллелограмма

2

21

22

Площадь треугольника

2

23

Площадь трапеции

1

24

25

Теорема Пифагора

2

26

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

27

28

Решение задач

2

29

Контрольная работа №2 по теме: «Площади»

1

30

Определение подобных     треугольников.

1

31

Отношение площадей подобных треугольников.

1

32

Первый признак подобия треугольников.

1

33

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1

34

35

Второй  признак подобия треугольников.

Третий признак подобия треугольников.

1

1

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1

37

Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

1

38

39

Средняя линия треугольника

2

40

Свойство медиан треугольника

1

41

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

2

43

Измерительные работы на местности.

1

44

Задачи на построение методом подобия.

1

45

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

46

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

1

47

Решение задач.

1

48

Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

49

50

51

Касательная к окружности.

3

52

Градусная мера дуги окружности

1

53

54

55

Теорема о вписанном угле

3

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

57

Свойство биссектрисы угла

1

58

Серединный перпендикуляр

1

59

Теорема о точке пересечения высот треугольника.

1

60

61

Вписанная окружность

2

62

63

Описанная окружность

2

64

Решение задач по теме «Окружность».

1

65

Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

1

66-

70

Повторение.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по геометрии к учебнику Л.С.Атанасян для 9 класса. ФГОС.

Рабочая программа с  календарно-тематическим планированием по геометрии к учебнику Л.С.Атанасян для 7 класса. ФГОС....

Рабочая программа по геометрии. 7 класс. Учебник Геометрия 7-9 Атанасян Л.С и др.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по геометрии. 9 класс. Учебник Геометрия 7-9 Атанасян Л.С и др.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по геометрии. 8 класс. Учебник Геометрия 7-9 Атанасян Л.С и др.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по геометрии. 10 класс. Учебник Геометрия 10-11 Атанасян Л.С и др.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....