Рабочая программа_8 класс_геометрия
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Файзулина Ирина Сергеевна

Рабочая программа 8 класс геометрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_geometriya.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, примерного календарно-тематического планирования.

Рабочая программа учебного курса по геометрии для 8 класса разработана ИОСО РАО, реком. МО РФ. Сб. «Программа для общеобразовательных школ, школ (классов) с углубленным изучением математики, гимназий, лицеев»: Математика 5-11 кл. Сост. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. , концепции преподавания математики и учебной программы по математике Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов».

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ 6. Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Геометрия. 7-9класс :учеб.дляобщеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.:Просвещение,  2020.
  2. Бутузов В.Ф. Геометрия. Дидактические материалы. 8 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов. – М.: Просвещение,  2012.
  3. Геометрия. Поурочные разработки. 8 класс.: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Просолов. – М.: Просвещение, 2010.

5. Дидактические материалы по геометрии для 8кл.: / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2005

6. В.В., Ершова А.С., ГолобородькоВ.В.,. Самостоятельные и контрольные  работы по алгебре и геометрии для 8 класса.-7-е  изд., испр. и  доп.- М.:ИЛЕКСА,-2012.

Цели изучения:  развитие у учащихся пространственного воображения и логическогомышления путём систематического изучения

свойств геометрических фигур на плоскости  и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.

Цели изучения:  развитие у учащихся пространственного воображения и логическогомышления путём систематического изучения

свойств геометрических фигур на плоскости  и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.

Цель программы: развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём  систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

Задачи:

  • научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
  • начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
  • ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия
  • при решении прямоугольных треугольников;
  • ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
  • ознакомить с понятием касательной к окружности.

Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  3. формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  5. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  6. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  8. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  2. умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  4. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
  5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  8. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  9. первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  10. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  11. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  12. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  13. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  14. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  15. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  16. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  17. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  1. овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  2. умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  3. овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  4. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  5. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
  6. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
  7. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:

  • Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
  • Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
  • Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
  • Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.
  • Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
  • Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.
  • Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
  • Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
  • Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
  • Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.
  • Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.

При формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности основное внимание предполагается уделять:

в познавательной деятельности:

-владение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями;

-владение алгоритмической культурой, пространственным воображением, математической интуицией, творческими способностями на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности;

в информационно-коммуникационной деятельности:

-владение навыками самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт через написание докладов, рефератов.

-в рефлексивной деятельности :

-формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления через организацию контроля, взаимопроверки, работы по оцениванию в группах.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы иотношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

68  учебных часов распределены следующим образом: на усвоение базового уровня 64 часа,4часа повторения. Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет ученику с невысоким уровнем математической подготовки адаптироваться к изучению нового материала.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольной работой и зачетом. Контрольные работы составляются с учетом обязательных результатов обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме смотра знаний.

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Кол-во часов

Контрольные

работы

зачеты

Четырехугольники.

17

1

1

Площадь.

14

1

1

Подобные треугольники

19

2

2

Окружность

13

1

1

Обобщающее повторение курса геометрии 8 класса

4

1

Всего

68

5

6

Глава 5. Четырехугольники. 17ч

Основная цель    - дать учащимся систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах;  сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать определения рассматриваемых четырехугольников; формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства этих четырехугольников; определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
  • уметь: распознавать на рисунке и по определению четырехугольники; применять признаки в решении задач; строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией

Глава 6. Площадь. 14ч

Основная цель    - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать основные свойства площади, формулы площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировки теоремы Пифагора и обратной к ней теоремы;
  • уметь применять их в решении задач.

Глава 7. Подобные треугольники. 19ч

Основная цель        - сформировать понятие подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия  треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать определения пропорциональных отрезков, подобных треугольников, формулировки и доказательства теорем, выражающих признаки и свойства подобных треугольников; определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
  • уметь воспроизводить доказательства признаков подобия треугольников, доказывать основное тригонометрическое тождество, применять их в решении задач.

Глава 8. Окружность. 13ч

Основная цель       - дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойствах, вписанной и описанной окружностях.

В результате изучения данной главы учащиеся должны:

  • знать случаи расположения прямой и окружности; определение, свойство и признак касательной; определения центрального, вписанного углов, теорему о вписанном угле и следствия из нее; какая окружность называется вписанной, описанной, теоремы о свойствах окружностей.
  • уметь доказывать и применять их в решении задач.

Повторение 4 часа

Календарно- тематическое планирование. Геометрия 8 класс.

Темы

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

Глава 5. Четырехугольники.

17

Многоугольники

1

Решение задач

1

Параллелограмм

1

Признакипараллелограмма

1

Решение задач по теме: «Параллелограмм»

1

Решение задач по теме: «Параллелограмм»

1

Трапеция

1

Решение задач по теме: «Трапеция»

1

Теорема Фалеса

1

Прямоугольник

1

Решение задач по теме: «Прямоугольник»

1

Ромб, квадрат

1

Решение задач по теме: «Ромб. Квадрат»

1

Осевая и центральная симметрия

1

Решение задач

1

Зачет № 1 по теме: «Четырехугольники»

1

Контрольная работа № 1 по теме: «Четырех-угольники»

1

Глава 6. Площадь

14

Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника

1

Площадь прямоугольника

1

Площадь параллелограмма

1

Решение задач по теме: «Площадь параллелограмма»

1

Площадь треугольника

1

Решение задач по теме: «Площадь треугольника»

1

Площадь трапеции

1

Решение задач по теме: «Площадь»

1

Теорема Пифагора

1

Решение задач по теме: «Теорема Пифагора»

1

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

Решение задач

1

Зачет № 2 по теме: «Площадь»

1

Контрольная работа № 2 по теме: «Площадь»

1

Глава 7. Подобные треугольники

19

Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников

1

Отношение площадей подобных треугольников

1

Первый признак подобия треугольников

1

Второй и третий признаки подобия треугольников

1

Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

Зачет №3 по теме:«Признаки подобиятреугольников»

1

Контрольная работа №3 по теме: «Признаки подобия треугольников»

1

Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

1

Свойство медиан треугольника

1

Пропорциональные отрезки

1

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

Решение задач по теме

1

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, 60°, 90°

1

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1

Решение задач по теме:«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

Зачет№4 по теме: «Применение подобия треугольников, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

Контрольная работа №4 по теме: «Применение

подобия треугольников, соотношение

 между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

Глава 8. Окружность

13

Анализ контрольной работы. Взаимное расположение прямой и окружности

1

Касательная к окружности

1

Центральный угол

1

Теорема о вписанном угле

1

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

Свойство биссектрисы угла

1

Серединный перпендикуляр

1

Теорема о точке пересечения высот треугольника

1

Вписанная окружность

1

Свойство описанного четырехугольника

1

Описанная окружность

1

Свойство вписанного четырехугольника

1

Зачет №5 по теме:«Окружность»

1

Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»

1

Анализ контрольной работы. Повторение темы: «Четырехугольники»

1

Повторение темы: «Окружность»

1

Промежуточная аттестация

1

Обобщающее повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Рабочая программа 7 класс (геометрия)

Данная программа разработана на основе федерального компонента образовательного стандарта образовательной области «Математика». За основу данной программы взята «Программы  общеобразователь...

Рабочая программа 7 класс геометрия

Данные рабочие программы помогут учителям в разработках своих программ....

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 5-6 класс к учебнику Виленкина, 7-9 класс алгебра к учебнику Макарычева, 7-9 класс геометрия к учебнику Атанасяна.

Рабочая программа по математике 5-9 классы1. Пояснительная запискаМатематика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предме...

Рабочая программа 7 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 7 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...

Рабочая программа 9 класс. Геометрия. 2ч. в неделю, авторы учебника: Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др

Рабочая программа составлена для 9 классов базового уровня изучения предмета Геометрия общеобразовательных учреждений. Содержит разделы: аннотация, цели, учебно- тематический план, планируемые результ...