Проект "Геометрия и искусство"
проект по геометрии (11 класс)

Ковалева Елена Ивановна

я познакомилась с работами Морица Эшера. В художественной школе изучали мозаичное искусство и в работах Эшера нашла большое количество мозаик. Познакомила с этими работами своих одноклассников и в результате получились две копии работ «Бабочки » и «День и ночь», а еще одна работа «» оказалась незаконченной. Именно она и натолкнула на гипотезу и идею исследования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_i_iskusstvo.docx525.85 КБ

Предварительный просмотр:

“Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением, — сказал как-то раз Эшер — Они словно сами избирают, в каком виде им появиться...

С этим высказываним великого голландского художника я познакомилась в процессе работы над проектом «Геометрические исследования мозаик Морица Эшера».

После просмотра его работ возникло очень много вопросов:

  • Что привело художника к таким сюжетам его работ;
  • Кто он по происхождению и откуда берет истоки его искусство.

Итак, я познакомилась с работами Морица Эшера. В художественной школе изучали мозаичное искусство и в работах Эшера нашла большое количество мозаик. Познакомила с этими работами своих одноклассников и в результате получились две копии работ «Бабочки » и «День и ночь», а еще одна работа «» оказалась незаконченной. Именно она и натолкнула на гипотезу и идею исследования.

Объект исследования: творчество Мориса Эшера.

Предмет исследования: мозаики.

Цель проекта: рассмотреть мозаики Мориса Эшера  как результат геометрических преобразований и расширить свой кругозор.

Гипотеза: мозаики Эшера тесно связаны с геометрическими преобразованиями, которые придают его работам фантастичность и необычность.

Задачи исследования:

Изучить творчество М. К. Эшера и определить связь  его творчества с математикой. Подготовить презентацию в программе PowerPoint в виде виртуальной экскурсии, усовершенствуя навыки в работе с информационно-коммуникационными технологиями. Осуществить межпредметные связи: истории, математики, изобразительного искусства, информатики.

Методы исследования: поиск информации, анализ, сравнение, обобщение.

Возможности Интернета помогли исследованию и   показали, что творчество Эшера интересует многих.

План

  1. Вступление.
  2. Биография Морица  Корнелиуса Эшера.
  3. Геометрия и мозаика.
  1. Мозаика.
  2. «Вы называете это математикой»
  1. История мозаичного искусства.
  2. Источники информации.

  1. Биография  Морица Корнелиуса Эшера

Мориц Корнелиус Эшер  родился 17 июня 1898 года в Ливердене (Нидерланды), младший сын в семье инженера-гидравлика Г.А.Эшера и Сары Гличман. С 1907 года Морис учится плотницкому делу и игре на пианино, обучается в средней школе. Оценки по всем предметам у Мориса были плохими за исключением рисования. Учитель рисования заметил талант у мальчика и научил его делать гравюры по дереву. В 1916 году Эшер выполняет свою первую графическую работу, гравюру на фиолетовом линолеуме - портрет своего отца Г. А. Эшера. Он посещает мастерскую художника Герта Стигемана, имевшего печатный станок. На этом станке были отпечатаны первые гравюры Эшера.  В 1918-1919 годах Эшер посещает Технический колледж в голландском городке Дельфт. Он получает отсрочку от службы в армии для продолжения учебы, но из-за плохого здоровья Морис не справился с учебным планом, и был отчислен. В результате, он так и не получил высшего образования. Он учится в Школе архитектуры и орнамента в городе Гаарлеме. Там он берет уроки рисования у Самюэля Джесерена де Месквита, который оказал влияние на жизнь и творчество Эшера. В 1921 году семья Эшера посетила Ривьеру и Италию. Очарованный растительностью и цветами средиземноморского климата, Морис сделал детальные рисунки кактусов и оливковых деревьев. Появилась первая публикация в журнале "Пасхальные цветы" (гравюра на дереве). Эшер заканчивает школу искусств и отправляется путешествовать по центральной Италии; делает много набросков. В сентябре посещает в Испании Альгамбру (дворцовый комплекс, в настоящее время музей исламской архитектуры), считая ее наиболее интересной, особенно ее огромные мозаики "колоссальной сложности и математическо - художественного смысла". Внутренние дворики, переходы, фонтаны и водоёмы прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцырезьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе.

 В 1929 году выходит первая литография и становится членом ассоциации художников-графиков, пользуется большим уважением как "терпеливый, спокойный холодный чертежник", а его работы критикуют за их "излишнюю интеллектуальность".В 1950 году Морис Эшер обретает популярность как лектор. Тогда же в 1950 году проходит его первая персональная выставка в Соединенных Штатах и начинают покупаться его работы. В1954 году в Амстердаме состоялась большая выставка Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу. Математики сразу признали художника «своим»; с этого времени его рисунки – неизменный атрибут физико-математических изданий.

 27 апреля 1955 года Мориса Эшера посвящают в рыцари и он становится дворянином.В августе 1960-го Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже. Математические и кристаллографические аспекты творчества Эшера становятся очень популярными.

Вывод: на основании изученного делаю вывод, что необычные существа в работах  Эшера навеяны  путешествиями по Италии и мозаичными орнаментами Альгамбры. Особенностью Альгамбры является резьба по штукатурке, в которой арабские мастера высекли ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи. Математические начала мозаичных работ – Эшер член ассоциации художников – графиков, выставка Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу.

  1. Геометрия и мозаика.
  1. Мозаика.

Мозаика - это набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. Различают мозаики регулярные и нерегулярные. Нерегулярные мозаики образуют неповторяющиеся узоры. Математически доказано, что регулярное замощение плоскости возможно только тремя правильными многоугольниками: треугольником, квадратом и шестиугольником. Этим вопросом интересовались ученики известной школы Пифагора на острове Крит в Греции. Занимаясь вопросом о покрытии плоскости правильными одноименными многоугольниками, пифагорейцы нашли, что возможны только три случая таких покрытий: вокруг одной точки плоскости можно плотно уложить или шесть правильных треугольников, или четыре правильных четырехугольника (квадрата), или же три правильных шестиугольника.

http://www.math.md/school/istoriar/pythagorasr/image1.gif http://www.math.md/school/istoriar/pythagorasr/image2.gif http://www.math.md/school/istoriar/pythagorasr/image3.gif


Если обратим внимание на числа правильных многоугольников в этих трех случаях, то увидим, что их отношение равно отношению 6:4:3, если же возьмем отношение числа сторон этих многоугольников, то найдем, что оно равно отношению чисел 3:4:6.

Можно доказать, что другими равными правильными многоугольниками заполнить плоскость нельзя. Сумма углов многоугольников, сходящихся в одной вершине паркета, должна быть равна 360º.

Рассмотрим правильные пятиугольники. Углы правильного пятиугольника равны 108˚; 10801080 4=4320. В одной вершине не может сходиться три правильных пятиугольника, так как сумма углов  3240<3600. Если же число правильных пятиугольников больше или равно 4, то сумма углов  4320>3600, поэтому нельзя заполнить плоскость пятиугольниками. Аналогично, для правильных семиугольников, восьмиугольников и т. д., так как их углы больше 1200 и в сумме они будут составлять величину, большую 3600.

Таблица возможных наборов углов разных паркетов

600

600

600

600

600

600

Паркет из треугольников

600

600

600

600

600

1200

Паркет из треугольников и шестиугольников

600

600

600

900

900

 

Два паркета из треугольников и

четырёхугольников.

600

600

900

1500

 

 

Нет паркета.

600

600

1200

1200

 

 

Паркет из треугольников и шестиугольников

600

900

900

1200

 

 

Паркет из треугольников, четырёхугольников и шестиугольников.

600

1500

1500

 

 

 

Паркет из треугольников и двенадцатиугольников

900

900

900

900

 

 

Паркет из квадратов.

900

1200

1500

 

 

 

Паркет из четырёхугольников, шестиугольников и двенадцатиугольников

900

1350

1350

 

 

 

Паркет из четырёхугольников и восьмиугольников

1200

1200

1200

 

 

 

Паркет из шестиугольников

2.2 «Вы называете это математикой»

В процессе своей работы он черпал идеи из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании пространственных фигур на плоскость. Об этом факте рассказывают черновики художника. (  Приложение. Слайд);

     В гравюре "Рептилии" маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры.

Он был очарован всевозможными парадоксами и в том числе "невозможными фигурами". Парадоксальные идеи Роджера Пенроуза были использованы во многих работах Эшера.


      Эшер интересовался всеми видами мозаик - регулярными и нерегулярными  - а также ввел собственный вид, который назвал "метаморфозами", где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость. Позже в 1957 году в своем эссе о мозаиках Эшер написал: «
В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились».Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, отражение, смещение и др. Также он исказил базовые фигуры, превратив их в животных, птиц, ящериц и проч. Эти искаженные образцы мозаик имели трех-, четырех- и шестинаправленную симметрию, таким образом сохраняя свойство заполнения плоскости без перекрытий и щелей.

На слайдах показаны преобразования плоскости:

  • параллельный перенос   (Приложение. Слайд );
  • поворот   (Приложение. Слайд );
  • центральная симметрия  (Приложение. Слайд );
  • преобразование подобия – гомотетия (Приложение. Слайд );

“Оживающие орнаменты” Эшера дают полное представление о замысле художника: орнамент  постепенно нарушает свою строгую упорядоченность, превращаясь в живые существа.

        Эшер — один из самых интересных художников XX века. Его почитатели: математики, логики, философы. Каждая картина требует непрерывной расшифровки. Интерес математиков к Эшеру вызван переплетением искусства графики и геометрических принципов симметрии. Парадоксально, но сам Эшер всегда был далек от изучения математических конструкций: «Забавно, что я неожиданно оказался связан с этой наукой, потому что в школе так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Знаете, я был плохим учеником. И вот теперь математики используют мои книги для иллюстраций своих книг! Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию, как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен». Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. Но Эшер не понял ни одного слова.

Вывод: многочисленные мозаичные работы Эшера построены с помощью разнообразных преобразований плоскости, с которыми я познакомилась благодаря рассмотренным работам, и подтверждается опубликованными черновиками. (Приложение. Слайд );

3.История мозаичного искусства.

В своей работе конечно же не возможно было не познакомиться с историей мозаично искусства.

Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий Ближнего Востока в III тысячелетии до н.э. Шумеры украшали деревянные и глиняные изделия ракушками, слоновой костью, приклеивая их смолой.

Первая мозаика выкладывалась на полу и имела практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее ею стали украшать музыкальные инструменты, мебель, посуду и даже стены храмов.

Тематика мозаичных работ древних шумеров была разнообразной – от военных сюжетов до мифологических и фантастических сцен. Среди сохранившихся произведений мозаичного искусства того времени (2,5 тыс. лет до н.э.): шкатулка «Штандарт Ура» (Лондон, Британский музей) и арфа царицы Шубад из погребения в Уре (Багдад, Иракский музей), украшенные перламутром, ляпис-лазурью и золотом.

Чуть позднее, во времена Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда Египет вел завоевательные походы в Азии, Нубии и Ливии, в стране каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие дворцы представителей высшей касты, стены и полы которых украшались драгоценной мозаикой.

Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.

Византийцы «подняли» мозаику с пола на потолок, и открыли особый сплав непрозрачного и очень плотного цветного  стекла, которое получило название «смальта».

Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние».

В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отражала разнообразие бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные: мозаики «Битва Александра с Дарием» и «Уличные музыканты» (Неаполь), колоссальная работа «Пол из Пренесты» Палестрины с изображением долины реки Нил и «Голуби на чаше» (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция римских мозаик I - III вв. н.э. находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса).Триумфальная процессия Диониса. Музей Сусса, Тунис, III век н.э.

Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, Италия, V в.

. значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V–VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи. Равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: «Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским».Мозаики Базилики Сан Витале в Равенне, Италия, VI в.

Искусствоведы считают, что самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи –мозаики храма Софии в Константинополе и фреска «Никейские ангелы» в Никее. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

В  Византии VIII – IX вв. запрет иконописи изменило сюжеты живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, в светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.

Высокого расцвета достигло искусство мозаики в Италии, Грузии (мозаики Гелатского монастыря, XII в.).

На Руси мозаика появилась после принятия христианства (X в.), но не получила большого распространения  из-за дороговизны материала: смальту делать не умели и ее приходилось привозить из-за моря.«Евхаристия», мозаика Софийского собора в Киеве, Украина, 1040-е гг.

Сегодня великолепные мозаики того периода можно увидеть в церкви Святой Софии (XI в.) и в Михайло-Златоверхом монастыре (1113 г.) в Киеве.

После монголо-татарского нашествия мозаики на Руси не создавались, и постепенно технология их изготовления была утрачена вплоть до XVIII в.

XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики – самой сложной из всех мозаичных техник. Мастера из Флоренции первые стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и не претерпела изменений до наших дней. С XIII-XIV вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески.Лучшие образцы среднеазиатской мозаики — созданная в XIV-XV вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча.Флорентийская мозаика. Фрагмент панно-вставки в деревянный шкаф, работа Петергофской гранильной фабрики, выполненная для  императрицы Марии Федоровны, Россия, XIX в.

 Майоликовая мозаика купола мавзолея Тюрабек-ханым, Куня-Ургенч, Туркменистан, XIV в.

В России  возрождение мозаичного искусства,  в начале 1750-х гг., связано с работами,великого русского ученого М.В. Ломоносова.  К началу 1760-х гг. на специально построенной фабрике под Санкт-Петербургом Ломоносов создал более 100 основных тонов цветных смальт и свыше тысячи их оттенков. В XVIII в. это было единственное в России художественно-промышленное предприятие. Ученый разработал собственную технику мозаичного набора в стиле академической живописи. За первые 15 лет работы мозаичной мастерской Ломоносова были созданы портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Александра Невского и др. выдающихся людей России. Особый художественный интерес представляет набранный самим ученым образ Христа. Ломоносовым был разработан грандиозный проект: памятник-надгробие великому преобразователю России Петру I, для которого была создана картина «Полтавская баталия». Последняя работа Ломоносова и единственная монументальная мозаика XVIII в. в России. Украшает парадную лестницу в здании Академии наук в Санкт-Петербурге. Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие.Базилика Сан-Марко, фасад, Венеция, Италия, XI - XIII вв.«Полтавская баталия», фрагмент мозаики, Ломоносовская мастерская, Россия, XVIII в.

В середине XIX в. для перевода живописных икон Исаакиевского собора в мозаику была основана мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Первые художники мастерской учились мозаичному искусству в Италии. Внутреннее убранство из мозаики, храм Спас на Крови, Санкт-Петербург, Россия, нач. XX в.

В 1890 г. частной мастерской Фроловых. было создано почти все внутреннее и наружное (впервые!)мозаичное убранство храма Спаса на Крови, мозаики многих других церквей Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Мастерская сотрудничала с крупнейшими художниками и архитекторами России: В.М. Васнецовым, Н. Рерихом, Л.Н. Бенуа, В.А. Косяковым, А.В. Щусевым и многими другими.

В первые послереволюционные годы главной темой мозаичных полотен является революция. В 1930-е гг. возобновленная мастерская Фроловых  выполняет мозаики для театра им. В.Э. Мейерхольда, осуществляет консервацию мозаик Михайловского Златоверхого монастыря (Киев), создает герб для павильона СССР на всемирной выставке в Париже, начинает работать над созданием мозаик для метрополитена Москвы (станции «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).«Бег», фрагмент мозаики, ст. метро «Спортивная», Санкт-Петербург, Россия, 1985 г., автор оригинала – А.К.Быстров.

После войны к созданию эскизов для мозаики были привлечены художники А.А. Дейнека, И.Э. Грабарь и др. В 1950-60-х гг. создаются первые мозаики для Ленинградского метрополитена.Фрагмент напольного ковра из мрамора в итальянском стиле, мозаичная мастерская «Артель», Москва, Россия, 2007 г.

Большую роль в развитии монументальной живописи в СССР (в т.ч. мозаики) сыграл руководитель мастерской монументальной живописи Института им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, профессор А.А. Мыльников. В 1990-е гг. после долгого перерыва начинают создаваться мозаики для церквей и часовен. Авторами ряда иконописных образов становятся выпускники Института им. И.Е. Репина.

Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Спрос, как известно, рождает предложение, и сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне.

Заключение.

В процессе работы с помощью одноклассников создали копии работ Мориса Эшера, на примере одной из них практически нашли принцип построения мозаики; с помощью графического редактора Gimp  и анимации PowerPoint показали возможные преобразования с помощью которых создавались работы; много интересного узнала о жизни и деятельности художника; по его высказываниям попыталась представить себе Морица Эшера как вечного выдумщика и человека, который смог бы сделать еще более грандиозные работы с помощью современных графических редакторов; передо мной ожила геометрия как наука творящая прекрасное; знакомство с историей мозаичного искусства обогатило мои знания по истории; мое путешествие провело меня к флорентийской мозаике и к современным  работам этого направления.

Источники информации

  1. http://valeriya.in/maurits-escher- художник искал вдохновение в математических принципах, воплощая их на бумаге. Из его черновиков видно, что рисунку предшествуют математические расчеты и детальное построение. 
  2. http://www.oh-wie-scha.de/homepage_whocares017.jpg- работы художника
  3. http://artelectronics.ru/posts/matematicheskie-illyuzii-moritsa-eshera- биография и математические начала работ
  4. http://graphic.org.ru/esher.html биография
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3874862/post172684308- мозаики
  6. http://obiskusstve.com/111975022197737912/ispaniya-algambra-zemnoj-raj/- путешествие в Италию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....