Технологическая карта урока "Средняя линия трапеции и ее свойства"
методическая разработка по геометрии (9 класс)

Михайлова Юлия Валерьевна

Технологическая карта урока "Средняя линия трапеции и ее свойства"  для 9 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_mihaylova_yu.v._kpk_2022.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО (полностью)

Михайлова Юлия Валерьевна

Место работы

МБОУ «Лицей №145» Авиастроительного района г.Казани

Предмет

Математика

Класс

9

Тема и номер урока в теме

Средняя линия трапеции и ее свойства

Тема урока: Средняя линия трапеции и ее свойства

Тип урока: урок открытия «новых» знаний

Дата урока: 15.10.2021

Образовательные ресурсы: «Геометрия, 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций»/ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2018.

Цель урока:

  • организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности по нахождению средней линии трапеции, дать общую характеристику ее свойств;
  • способствовать развитию грамотной математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания.

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):
  • организовать деятельность учащихся по:

-повторению понятия средней линии треугольника и ее свойств;

-умению находить среднюю линию в трапеции, ее значения, а также изучения ее свойств;

-обеспечить творческое применение полученных знаний при решении задач;

- формированию нового понятия, рассмотрению его свойств и формированию полученных знаний при решении геометрических задач на данную тему.

  • формировать познавательные умения через формулировку проблем, выдвижение предложений, применение знаний в новой ситуации, проверки правильности решений;
  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

воспитывать познавательный интерес и любознательность, любовь к математике;

воспитать ответственное отношение к учебному труду, волю и настойчивость, самостоятельность и активность, умение преодолевать трудности;

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;

формировать целостное и гармоничное понимание и восприятие мира;

умение анализировать визуальную информацию;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД):

умения обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод;

умения логически мыслить; использовать математическую речь;

способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету через формулировку проблем, выдвижение предложений, применение знаний в новой ситуации;

формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, само и взаимоконтроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формы и методы, технологии обучения: технология системно-деятельностного подхода

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - уметь применять знания о средней линии трапеции, применять ее свойства при решении задач;
  • личностные - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; обеспечить познавательную мотивацию к обучению; уметь отстаивать свою точку зрения.
  • метапредметные:
  • регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости; высказывать своё предположение; самостоятельно выполнять предложенные задания.
  • коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; вступать на уроке в беседу; формировать умение работать в паре; учить приемам представлять классу результат деятельности пары.
  • познавательные -  добывать новые знания: находить и извлекать необходимую информацию в учебнике; - перерабатывать полученную информацию: наблюдать, делать самостоятельные выводы; - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и проводить аналогии, уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

                                              Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

формируемые способы деятельности

осуществляемые действия

формируемые

способы

деятельности

осуществляемые действия

формируемые

способы

деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

(Решение задач по готовым чертежам)

Задача 1

- Рассмотрите треугольник MKN. Что вы можете сказать про его стороны? Чем являются стороны треугольника MKN  в треугольнике АВС?

- Какими свойствами обладают стороны треугольника MKN?

- В каком соотношении находятся периметры треугольников MKN и АВС?

Задача 2

- Чем является отрезки HL и LK в треугольниках АВС и АСD соответственно?

-  Какими свойствами обладают отрезки HL и LK?

-Запишите длину оснований трапеции ВС и AD.

Отвечают устно и письменно на вопросы

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы

Взаимодействуют с учителем и учениками во время фронтальной беседы

Слушать и понимать речь других учащихся, оформлять свои мысли в устной форме, уточнять, продолжать. приводить примеры, корректировать высказывания учащихся, строить понятные высказывания

Контролируют  и корректируют правильность ответов учащихся,

Уметь адекватно оценивать информацию, контролировать и корректировать ответы учащихся, высказывать своё предположение

Актуализация знаний, выявление места и причины затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление причин затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Разделяет класс на три группы. Разъясняет задания для каждой группы.

- Решая задачу, вы получаете число — номер буквы в алфавите.

- Разгадайте кроссворд. Назовите ключевое слово.

- Восстановите теоремы, посвященные средней линии треугольника.

Задает наводящие вопросы.  

Осуществляет проверку выполнения задания каждой группы:

- Назовите ключевое слово, которое вы получили. Верный ответ «Отрезок».

- Назовите ключевое слово разгаданного кроссворда. Верный ответ «Середина»

-Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?  - Сформулируйте тему урока и цели на урок.

Работа в группах.

Первая группа решает задачи на пройденную тему и расшифровывает ключевое слово. Вторая группа разгадывает кроссворд с основными геометрическими понятиями. Третья группа собирает геометрический пазл, восстанавливая правильность теорем по свойствам средней линии треугольника.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы

Уметь слушать и понимать речь других, грамотно оформлять мысли в устной и письменной речи

Контролируют правильность ответов учащихся. корректируют ответы при необходимости

Уметь контролировать правильность ответов учащихся, корректировать их при необходимости, высказывать своё предположение

Изучение новых знаний и способ деятельности

Организует усвоение учениками способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Попробуйте сформулировать определение средней линии трапеции. Запишите.

- Выполните чертеж. В трапеции АВСD изобразите ее среднюю линию MN.

- Сформулируйте основные свойства средней линии трапеции.

(с проверкой на доске)

(проговаривают свойства)

-Запишите теоремы, выражающие свойства средней линии трапеции. (параллельна основаниям и равна полусумме оснований трапеции)

Отвечают на вопросы письменно и устно.

Проводят исследование средней линии трапеции.

Осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от условий. Строить логическую цепочку рассуждений

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы

Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других

Контролируют правильность ответов учащихся. корректируют ответы при необходимости

Уметь контролировать правильность своих ответов и ответов учащихся, корректировать их при необходимости, высказывать своё предположение, анализировать условия достижения цели

Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи

Организует работу по учебнику и готовым чертежам на интерактивной доске.

- Выполните №792, 794, 796 (c проверкой на доске, записью в тетради).

- Решите задачи по готовым чертежам.

Организовывает блиц-опрос учащихся в качестве физкультминутки:

- Если утверждение истинно — поднимите руку

- Если утверждение ложно — отрицаете головой

Организует мини-исследование в парах.

- Можно ли доказать теорему о средней линии трапеции, используя векторный метод?

- Выполните чертеж, изобразив в трапеции векторы направленные по соответствующим отрезкам трапеции, как показано на слайде 15.

- Восстановите запись рассуждения, показанного на слайде 15.

- Ответьте на вопросы, выделенные на слайде. Почему сумма векторов МА + МВ = 0?

Почему сумма векторов

CN +  DN = 0?  

- Какими являются векторы MN, ВС, АD?

Отвечают на вопросы письменно и устно.

Участвуют в блиц-опросе.

Осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от условий. Строить логическую цепочку рассуждений

Взаимодействуют с учителем и учениками во время беседы

Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других

Контролируют правильность ответов учащихся. корректируют ответы при необходимости

Уметь контролировать правильность своих ответов и ответов учащихся, корректировать их при необходимости, высказывать своё предположение, анализировать условия достижения цели

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует фиксирование содержания урока, самооценку учебной деятельности.

-Подведём итог работы на уроке

-Какую цель вы ставили?

-Достигли ли вы цели?

-Расскажите, чему вы учились на уроке?

-Оцените деятельность класса на уроке

-Оцените свою деятельность на уроке (работа с листами самооценки прием «телеграмма»)

-Дом. задание: п.88 №793, 795, 798

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, осуществляют самооценку деятельности.

Учащиеся записывают пожелания самим себе по итогам работы на уроке.

Устанавливать логические связи, выделять применяемые мыслительные операции

Формулируют собственное мнение, позицию

Уметь формулировать собственную позицию, мнение

Оценивают правильность действий на уроке

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме " Кислоты и их свойства" 8 класс

Ф.И.О. учителя: Погонялина О.В. Класс: 8 Дата:___________________ . Предмет:  химия Тема урока: Кислоты, их классификация и свойства.Технологическая карта с использование ЭОР Тема урока...

Технологическая карта 5 класс по теме: "Умножение. Свойства умножения"

Технологическая карта для преподавателей 5 класса по учебник Козлова, Рубин...

Технологическая карта урока "Равнобедренный треугольник и его свойства"

Технологическая карта урока "Равнобедренный треугольник и его свойства"в рамках перспективного перехода на ФГОС 2 поколения...

Технологические карты уроков 33-35 Буквенная запись свойств сложения и вычитания

Технологические карты уроков 33-35 Буквенная запись свойств сложения и вычитания по ФГОС...

Технологические карта урока геометрии по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Геометрия. 7 класс

Технологическая карта урока геометрии 7 класса по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач". Урок проведен в форме игры "Математические бои"....

Технологическая карта урока Функция y=√x, ее свойства и график.

Цель урока: формирование прочных умений и навыков вычислять квадратный корень из чисел неотрицательного числа; знакомство с графиком функции  , с правилом построения графика данной функции и её с...

Технологическая карта урока "Функция y=cosx, ее свойства и график"

Урок самостоятельных, групповых и коллективных работ репродуктивного типа - устных и письменных упражнений с  использованием инновационных технологий...