Формирование функциональной грамотности МА
план-конспект урока по математике (8 класс)

Наталья Валерьевна Пацина

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Математика и быт»

Направление: Математическая грамотность, 8 класс

Название урока: Математика и быт.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Цель урока: повышение математической грамотности учащихся методом реализации проектных заданий в малых группах учащихся.

Задачи урока:

обучающие:

  • способствовать формированию математических компетенций в части применения известного математического аппарата для решения практико-ориентированных задач с выраженным прикладным значением;
  • сформировать навыки планирования и самостоятельного выбора методов и инструментов решения задачи, анализа правильности решения и оформления ответа;

развивающая:  

  • способствовать развитию общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы, оценивать правильность выполнения действий);

воспитательная:

  • способствовать развитию коммуникативных и социальных компетенций в части работы в малых группах, коммуникации и распределения обязанностей в них, аргументированной дискуссии и совместного решения поставленных задач, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, маркеры, листы с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

– Здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет необычный урок – вам предстоит узнать, как математика влияет на нашу повседневную жизнь. Для начала давайте организуем групповую работу: объединитесь в три группы и выберите себе капитанов.

Ученики делятся на группы.

2. Расшифровка темы урока

– Отлично! А теперь давайте приступим к первому заданию и расшифруем тему урока, спрятанную в ребусе (Приложение 7.1). Как только ваша группа справится с этим заданием, пусть её капитан напишет ответ на листочке и принесёт его мне, чтобы остальные группы могли ещё немного подумать.

Ученики расшифровывают название «Функциональная грамотность».

– У вас получилось расшифровать тему урока! Но как вы её понимаете? Что это означает?

Ответы учеников, при необходимости – подсказки учителя.

- Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Как вы думаете, какие задачи мы будем рассматривать?

Ответы учеников.

- Какова цель нашего занятия ?

Ответы учеников.

– Кажется, мы разобрались в том, чем будем сегодня заниматься. А теперь давайте посмотрим точное определение функциональной грамотности (Презентация).

Материал под запись: 

Математическая грамотность – это использование  математических  знаний суждений, терминов, знаков и формирование функциональных умений по выявлению и решению проблем окружающего мира. Она помогает осуществлять деятельность, направленную на решение задач поискового и исследовательского характера, устанавливать представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники. Помогает иметь представление о математике как части общечеловеческой культуры.

3. «Своя игра».

– А теперь давайте поиграем в увлекательную математическую игру с несложными заданиями. Перед вами таблица тем и вопросов (Презентация, слайд 7). Мы открываем один из вопросов, и вы думаете над правильным ответом. Как только кто-то нашёл ответ, капитан команды поднимает руку и даёт ему слово. Если ответ правильный, вашей команде начисляются баллы за вопрос, а её капитан выбирает следующий вопрос. Если же ответ неверный, попробовать ответить может другая команда.

Ученики играют в математическую «Свою игру» (Презентация).

3.Танграм

– Мы неплохо освежили в памяти основные арифметические действия, а теперь давайте перейдём к геометрии. Сейчас я выдам каждой из ваших команд по конверту. Откройте его и посмотрите, что внутри.

Ученики открывают конверты, смотрят на вырезанные из плотного картона фигуры: Два больших треугольника, один средний треугольник, два маленьких треугольника, один квадрат и параллелограмм (Приложение 7.2).

– Сейчас мы сыграем с вами в игру, которая называется «Танграм». Её правила очень просты. Из фигур, которые вы достали из конверта, нужно собирать новые фигуры так, чтобы в каждую собранную фигуру входили все семь элементов, они не налегали друг на друга, а просто примыкали друг к другу. Вот так.

Учитель показывает один из примеров из приложения 7.2.

– А теперь давайте начнём с простого и соберём квадрат.

Ученики собирают квадрат.

– Отлично, у вас получилось! А как насчёт других фигур? Подумайте, что ещё можно собрать из этих элементов и попробуйте это сделать.

Ученики предлагают разные варианты, 2-3 минуты.

– Что ж, вы отлично справились! Наконец, мы подходим к последнему заданию сегодняшнего урока – разгадывание кроссворда. Возьмите кроссворд (Приложение 7.3) и постарайтесь ответить на вопросы к нему (Приложение 7.4).

Заключительное слово.

– Сегодня мы узнали много нового и убедились в том, что математика окружает нас повсюду в жизни и в быту. Не забывайте об этом и применяйте свои математические знания правильно! На этом наш урок окончен, до свидания.

 

Приложение 7.1

  1. Расшифровать тему урока

А

Ц

В

К

П

Р

Т

Н

О

У

Светлый вертикальный

Ь

И

Д

М

С

Светлый горизонтальный

Г

Я

Е

Л

ф

- Как вы понимаете тему урока «Функциональная грамотность»?

- Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Как вы думаете, какие задачи мы будем рассматривать ?

- Какова цель нашего занятия ?

Слайд 1.

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Слайд 2. 

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Слайд 3. 

Под математической грамотностью

 в начальной школе понимается

использование элементарных математических  знаний, суждений, терминов, знаков и формирование функциональных умений по выявлению и решению проблем окружающего мира на уровне НОО. Она  помогает понимать необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни.

В основной школе 

Математическая грамотность – это использование  математических  знаний суждений, терминов, знаков и формирование функциональных умений по выявлению и решению проблем окружающего мира на уровне ООО. 

Она помогает осуществлять деятельность, направленную на решение задач поискового и исследовательского характера, устанавливать представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники.

Помогает иметь представление о математике как части общечеловеческой культуры.

 Математическая грамотность на уровне СОО-это

Способность  формулировать,   применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Она  помогает понять   роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому  гражданину

Слайд 4. 

Развивать математическую грамотность надо постепенно. Математическая грамотность включает в себя 4 содержательных области: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количество». Они  охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями.

Содержательные области связаны с предметными областями  числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика.

И опираются, и используются в жизненных ситуациях.

2. Практическая работа.

Игра

3.Танграм Приложение 7.2

Правила игры

  1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
  2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга
  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
  4. Начинать нужно с того,чтобы найти место самого большого треугольника.
    У каждого на парте лежит конверт, открываем конверт и вынимаем из него фигуры:
    Два больших треугольника. Один средний треугольник. Два маленьких треугольника. Один квадрат. Параллелограмм.

Задания:
Соберите квадрат.

кроссворд

По горизонтали:
2. Точка плоскости, равноудалённая от всех точек окружности.
4. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.
6. Часть прямой.
8. Всякое множество точек, конечное или бесконечное, на плоскости или в пространстве.
9. Множество всех точек прямой, лежащих между двумя данными её точками.
10. Единица длины.
12. Результат действия вычитания.
13. Английская мера длины.
14. Одно из измерений параллелепипеда.
15. Многогранник.
16. Старинная мера массы.
18. Самая большая хорда окружности.
20. Фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.
21. Столетие.
22. Французский математик, который ввёл прямоугольную систему координат.
23. Единица массы.
24. Единица времени.

По вертикали:
1. Множество всех точек координатной плоскости (х ; у), где х - аргумент, у - значение функции.
2. Единица массы.
3. Сторона грани.
5. Место, занимаемое цифрой в записи числа.
7. Компонент действия вычитания.
11. Знак действия.
15. Сотая часть числа.
17. Буква греческого алфавита.
18. Расстояние между концами отрезка.
19. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой



Предварительный просмотр:

ВИТРАЖНАЯ  КАРТИНА

-на занятии учащиеся выступят в роли художников. Они создадут витраж-аппликацию из 25 геометрических фигур и придумают его описание. После краткой презентации работ, учащиеся найдут площадь своего витража для того, чтобы определить расход материалов. Работа организуется в группах по 4-5 человек. Занятие разработано, с учетом формирования компетенций критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации («4К»).

Цель: применение известных учащимся представлений о площади в нестандартной ситуации, (поиск способа нахождения площади в предложенной ситуации: перерасчет кв см., вычисление суммы и разности площадей, моделирование фигур) путём вовлечения в смысловое чтение и открытие новых знаний.

Планируемые результаты:        

Предметные: знать определения, свойства и признаки геометрических фигур, а также формулы площади данных фигур

Познавательные: уметь осуществлять смысловое чтение, анализировать, обобщать и применять изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки объектов, строить рассуждение, излагать полученную информацию в устной и письменной форме.

Регулятивные: уметь самостоятельно определять цели обучения, осуществлять самоконтроль и оценивать достигнутый результат.

Коммуникативные уметь организовать учебное взаимодействие в группе и обменяться знаниями между членами группы

Оборудование геометрические фигуры разного цвета (25 шт). белый лист (формат А2 или А3). клей, лист групповой работы

Геометрические фигуры и площади:

1 большой квадрат (4х4см)

1маленький квадрат (2х2см)

1большой прямоугольник (4х8см)

1 маленький прямоугольник (2х4см)

Площадь

Значение слова «супрематизм» прочитать

СУПРЕМАТИ́ЗМ, -а, м. Иск. Разновидность русского абстрактного искусства начала 20 в., выдвинувшего идею беспредметного рисунка, изображения в виде комбинации линий, плоскостей, объемных форм.[От лат. supremus — наивысший]

  • Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
  • На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.
  • Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 года, когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие. В 1919 году Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма. Председателем Творком (Творческого комитета) УНОВИСа был Лазарь Хидекель, один из наиболее известных художников-супрематистов и создатель архитектурного супрематизма.
  • В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли своё воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.

Технологическая карта урока

Задания

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.«ВЫЗОВ» (5 мин.)

Актуализация знаний и целеполагание

Геометрические фигуры в конверте

        

Рассмотрим вид монументального-декоративного искусства- витраж (окно)

Сегодня мы познакомимся с одним из стилей витражей-супрематизм

-вам необходимо для этого: лист А3, цветные геометрические фигуры. Необходимо придумать небольшую легенду-рассказ по сюжету витража. Задача использовать все 25 геометрических фигур из конверта. Внимательно прочитайте инструкцию

Просмотр презентации, видео, знакомство со стилем супрематизм

-активность учащихся

Учащиеся ставят цель занятия -создадим витраж из бумаги в стиле супрематизма.

2.«ОСМЫСЛЕНИЕ и РЕАЛИЗАЦИЯ  ЗАДАНИЯ»  20-25 мин.

Задание 1

 Придумать название картины, составить описание

Задание 2

Создание витражной картины

Задание 3

Нахождение площади трапеции, треугольника, шестиугольника

-учитель наблюдает за ходом вовлеченности ребят в придумывание названия картины, вида картины, учитель консультирует учащихся, отвечает на вопросы, которые возникают у них.

- если создали витраж и подготовили небольшое описание, то приступайте ко 2 –му заданию

- учитель задает проблемный вопрос, характеризующий критическое мышление «Как высчитать площадь фигур, если фигуры пока не имеют общепринятых формул?»

Учащиеся делятся на команды, знакомятся с содержанием конверта, создают витраж. Записывают легенду своей картины, выбирают учащегося, который будет делать презентацию работы своей группы.

-взаимообучение и открытие новых знаний

-учащиеся находят площадь поверхности фигур, таких как трапеция, треугольник (прямоугольный, равнобедренный, малый и большой)

-находят площадь маленького шестиугольника, и большого шестиугольник

-обсуждают результаты своей работы, оформляют информацию в таблице

 «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

Подведение итогов занятия

Как вы считали площади фигур? (сумма известных фигур площадей)

- ученики придумывают номинации работам

ЛИСТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

1 ЗАДАНИЕ

-        возьмите фигуры, придумайте сюжет, название и создайте витраж с помощью 25 геометрических фигур;

2 ЗАДАНИЕ

- составьте рассказ (10-12 предложений), о том, что вы хотите рассказать с помощью своей картины;

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 ЗАДАНИЕ

- рассчитайте площадь отдельных геометрических фигур

трапеция

S=

Треугольник (самый маленький)

S=

Треугольник (самый большой)

S=

Шестиугольник (малый)

S=

Шестиугольник (большой)

S=


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности

Данный доклад посвящен  теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...