Конспект урока для 7 класса на тему « Аксиома параллельных прямых»
план-конспект урока по геометрии (7 класс)

Решетникова Лия Александровна

Конспект урока для 7 класса на тему « Аксиома параллельных прямых»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 102701-aksioma-parallelnykh-pryamykh.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

АКСИОМА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРЯМЫХ

Цели: дать представление об аксиомах геометрии; ввести аксиому параллельных прямых и следствия из нее.

Ход урока

I. Анализ результатов самостоятельной работы.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа об аксиомах геометрии (использовать материал пункта 27 учебника и Приложение 1 на с. 344–348 учебника, Приложение 2 на с. 349–351, а также книгу: Глейзер Г. И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1982).

2. Записать в тетрадях:

Аксиомами называются те основные положения геометрии, которые принимаются в качестве исходных положений, на основе которых доказываются далее теоремы и строится вся геометрия.

3. Предложить учащимся  задачу,  решение  которой дано в начале п. 28: через точку М, не лежащую на прямой а, провести прямую, параллельную прямой а. Решение этой задачи доказывает существование прямой, проходящей через данную точку и параллельной данной прямой.

4. Вопрос к учащимся: Сколько таких прямых можно провести?

5. Рассказать учащимся о том, что в геометрии Евклида, изложенной им в книге «Начала» ответ на данный вопрос следует из знаменитого пятого постулата, и этот ответ таков: через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. Пятый постулат знаменит тем, что долгие годы его пытались доказать на основе остальных аксиом Евклида. И лишь в прошлом веке, во многом благодаря великому русскому математику Н. И. Лобачевскому, было доказано, что пятый постулат не может быть выведен из остальных аксиом. Поэтому утверждение о единственности прямой, проходящей через данную точку параллельно данной прямой, принимается в качестве аксиомы.

6. Заострить внимание учащихся на том, что в аксиоме утверждается, что через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной (единственность прямой), а существование такой прямой доказывается.

III. Закрепление изученного материала.

1. Устно решить задачи №№ 196, 197.

Указание: при решении задачи № 197 полезно на рисунке показать учащимся два возможных случая расположения прямых:

1) все четыре прямые пересекают прямую р;

2) одна из четырех прямых параллельна прямой р, а три другие прямые пересекают ее.

Эти два случая иллюстрируют ответ на вопрос задачи: по крайней мере, три прямые пересекают прямую р.

2. Разъяснение смысла понятия «следствия».

Записать в тетрадях: следствиями называются утверждения, которые выводятся непосредственно из аксиом или теорем.

3. Рассмотреть следствия  1°  и  2°  из  аксиомы  параллельных  прямых.

4. Решить задачи №№ 198, 200, 218.

Решение задачи № 218: отметим произвольную точку, не лежащую на прямой b, и проведем через нее прямую с, параллельную прямой b. Так как прямая а пересекает прямую b, то она пересекает и прямую с. Таким образом, прямая с пересекает прямую а и параллельна прямой b.

5. Решить задачу № 219*.

Решение

Предположим, что прямые а и b не параллельны, то есть пересекаются. Тогда можно провести прямую с, которая пересекает прямую а и не пересекает прямую b (задача № 218). Но это противоречит условию задачи. Значит, наше предположение неверно и а || b.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: изучить пункты 27 и 28; ответить на вопросы 7–11 на с. 68 учебника; решить задачи №№ 217, 199.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Аксиомы параллельных прямых"

урок изучения нового материала....

Задачи по теме :"Аксиома параллельных прямых"

Задачи по геометрии за курс 7класса...

Презентация по теме "Аксиома параллельных прямых"

Презентация по теме "Аксиома параллельных прямых" предназначена для урока геометрии в 7 классе. В ней дается первое представление об аксиомах, следствиях и аксиоматическом методе в геометрии....

Урок геометрии 7 класс по теме Аксиома параллельных прямых

Данные материалы предназначены для закрепления изученного материала по теме курса геометрии 7 класса "Аксиома параллельных прямых"....

Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"

Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....

Конспект урока геометрии в 7-м классе по теме "Аксиома параллельных прямых"

Цель: ввести понятие аксиомы, рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствия....

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Признаки параллельности прямых" к учебнику Л.С.Атанасяна 7-9 кл.

Данный конспект урока предназначен для изучения и закрепления нового материала  по теме"Признаки параллельности прямых"...