план-конспект урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Махорина Людмила Сергеевна

План-конспект урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspe_kt_uroka.docx35.92 КБ
Файл prezentatsiya_dlya_uroka.pptx758.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинска

План-конспект урока по геометрии в 8 классе

«Теорема Пифагора»

                                                                                                                      Разработала:

Махорина Людмила Сергеевна,

                                                                         учитель математики

Тема и номер урока в теме: «Теорема Пифагора», урок №1.

УМК: «Геометрия 7-9 », автор Л.С. Атанасян

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цель урока: Познакомить учащихся с теоремой Пифагора. Доказать ее практически. Определить условия применения теоремы Пифагора, научить первично применять теорему Пифагора для решения задач.

Задачи:

- образовательные: изучить теорему Пифагора; доказать теорему; формировать умения применять теорему Пифагора при решении задач; 

          - развивающие: развитие логического мышления, внимания, творческих способностей, коммуникативных способностей, умения анализировать, делать выводы.

- воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету, воспитание нравственных качеств личности

Образовательная технология: проблемное обучение.

Необходимое техническое оборудование: проектор, ноутбук.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный этап

 Добрый день! Рада вас снова видеть всех на уроке. Желаю вам хорошей, продуктивной работы.

Самооценка  готовности к уроку.

2

Мотивационный этап

Проводится беседа о высказывании А.Н. Крылова: «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (Слайд 1)

Разгадывание ребуса. (Слайд 2)

Запись темы в тетрадь.

- Что такое теорема?

- Кто такой Пифагор?

- Где с ним встречались уже?

-сообщение о Пифагоре

Высказывания детей по этому вопросу

Теорема Пифагора

-Утверждение, которое требует доказательства

-древнегреческий математик

- известная всем таблица умножения носит имя великого Пифагора.

- сообщения

3

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Но прежде чем мы приступим к изучению нового материала, повторим ранее изученный материал: (слайд3)

  • -Дайте определение прямоугольного треугольника.
  • - найдите на рисунке прямоугольный треугольник.
  • - как определили? как доказать, что он прямоугольный?
  • -Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив угла 900?(слайд 4)
  • - Как называются две другие стороны?
  • - назовите какая сторона на рисунке является гипотенузой, а какие стороны - катеты.

Как найти площадь квадрата? (слайд 5)

Найдите площадь квадрата, изображенного на рисунке.

- Это треугольник, у которого один угол прямой.

- под цифрой 3

- значок прямого угла; проверить с помощью чертежного угольника, транспортира, с помощью подручных средств, в которых имеется прямой угол.

- гипотенуза

- катеты

- АВ-гипотенуза

АС, СВ- катеты

- сторону возвести в квадрат.

- S=16

4

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

А теперь решим задачу. (слайд 6)

Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч. Какое будет расстояние между ними через 1час?

 

Физминутка на вспоминание сторон света:

- Встаньте лицом на север, повернитесь лицом на юг, на запад, на восток, присаживайтесь.

- нарисуйте стороны света в тетради

- Используя схему сторон света, начертите в тетрадях схему движения пешехода и велосипедиста, запишите что известно, и что нужно найти.

- Какая фигура получилась?

-Какой треугольник получился?

- Какие стороны мы можем найти?

- находим длины этих сторон.

- как ответить на вопрос задачи?

Тех знаний о прямоугольном треугольнике, которые мы имеем, нам не хватает. Нам нужно выяснить как связаны между собой стороны прямоугольного треугольника.

-Чтобы это выяснить займемся исследовательской деятельностью. (слайд 7)

-Работа в парах:

Перед вами лист, на котором цветом закрашен равнобедренный прямоугольный треугольник, на сторонах которого построены квадраты. Ответьте на вопросы, которые даны на карточке и сделайте вывод.

- Так изначально формулировалась теорема Пифагора.(слайд 8)

- Сейчас теорема звучит так: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. (слайд 9)

В данной работе мы использовали равнобедренный прямоугольный треугольник, а если взять прямоугольный треугольник где катеты будут разной длины. получится так же?

-практическая работа (танграмм)

-Запись теоремы в справочник словесно и символьно.

- читают задачу.

-выполняют задания

- выполняют рисунок

- оформляют задачу.

- треугольник

-прямоугольный

- два катета

-5 и 12

- проблема

- Площадь квадрата, построенного на гипотенузе равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

- вырезают части и складывают квадраты, так, чтобы они совпали.

записывают-

6

Этап первичной проверки понимания изученного

А теперь вернемся к нашей задаче на движение. Теперь вы сможете дать ответ на вопрос задачи. Решите ее.

x2 =52 + 122

x2 = 25+144

x2 = 169

x = 13

7

Этап закрепления изученного

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Решаем вместе 3 задачи на нахождение с, а и в (10 слайд)

-решают задачи

8

Этап подведения итогов занятия

Для чего нам нужна теорема Пифагора?

- отвечают на вопросы

9

Этап информации о домашнем задании

Выучить теорему. Решить кроссворд.

-записывают домашнее задание

10

Этап рефлексии

Учитель объясняет, что нужно сделать.

Нужно выбрать соответствующую картинку, выражающей ваше понимание сегодняшней темы и прикрепить ее к дереву.

Яблоко -  Я доволен своей работой на уроке, у меня все получилось и все было понятно.

Цветок- На уроке я работал(а) неплохо, остались некоторые моменты непонятны.

Листок зеленый - На уроке мне было трудно и ничего непонятно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru «Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле» Крылов А.Н .

Слайд 2

Теорема Пифагор

Слайд 3

Теорема Пифагора.

Слайд 4

Дайте определение прямоугольного треугольника. Найдите на рисунке прямоугольный треугольник:

Слайд 5

Сторона прямоугольного треугольника, лежащая напротив угла 90 0 ? Как называются две другие стороны?

Слайд 6

Как найти площадь квадрата?

Слайд 7

Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч. Какое будет расстояние между ними через 1час?

Слайд 8

1. Найдите площади квадратов, построенных на сторонах данного равнобедренного прямоугольного треугольника . S кв. со стороной c =…. S кв. со стороной a =…. S кв. со стороной b =…. 2 . Сравните площадь квадрата построенного на стороне с и площади двух остальных квадратов 3. Сделайте вывод

Слайд 9

ВЫВОД: Площадь квадрата, построенного на гипотенузе равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

Слайд 10

ТЕОРЕМА ПИФАГОРА В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект отрытого урока по геометрии в 11 классе. «Объем пирамиды»

Урок изучения и  закрепления  знаний по теме "Объем пирамиды"...

План-конспект к уроку по геометрии в 8-ом классе по теме "Теорема Пифагора".

План-конспект к уроку по геометрии в 8-ом классе по теме "Теорема Пифагора"....

План – конспект отрытого урока по геометрии в 11 классе. «Объем пирамиды»

Урок изучения и  закрепления  знаний по теме "Объем пирамиды"...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...