«Перпендикулярность плоскостей: признак перпендикулярности двух плоскостей»
план-конспект урока по геометрии (10 класс)

конспект урока по алгебре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no1.docx532 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок № 39

Предмет: геометрия

Класс  10

Тема урока: «Перпендикулярность  плоскостей: признак перпендикулярности двух  плоскостей»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: изучить признак перпендикулярности плоскостей и использовать его при решении задач стереометрии.

Задачи:

Образовательные (формирование познавательных УУД) :

- сформировать у обучающихся целостное представление о  перпендикулярности  двух плоскостей.

Развивающие (формирование  регулятивных УУД):

- развивать логическое мышление, выработать умение анализировать и сравнивать, развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные( формирование личностных и коммуникативных УУД)

– развитие интереса к предмету, воспитание у обучающихся навыков учебного труда, ответственности за конечный результат.

Планируемые  результаты:

Предметные: уметь применять признак перпендикулярности двух  плоскостей при решении задач.

Метапредметные: умение обрабатывать информацию, формировать  коммуникативную компетенцию, уметь отбирать  способы решения задач, контролировать и оценивать  процесс  и результаты своей деятельности.

Личностные : уметь работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное и проблемное обучение, ИКТ- технология.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

Литература:

     Учебник: Геометрия. 10-11 классы: учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. Атанасян Л. С.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, задания для  учащихся

1. Организационный момент (1 мин)

Включает в себя приветствие учителем класса, проверка готовности к уроку. Настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания. ( 1 мин)

На дом задано решение задачи из учебника под номером 167. Проверка наличия. Выяснить, есть ли вопросы по домашнему заданию.

3. Актуализация опорных знаний

(3 мин)

Фронтальный опрос . Поработаем устно на вопросы.

1.Точка А лежит на ребре двугранного угла. Верно ли, что ABC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру? -

2.Верно ли, что BAC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС лежат в гранях двугранного угла?-

Верно ли, что BAC - линейный угол двугранного угла, если лучи АВ и АС перпендикулярны его ребру, а точки В и С лежат на гранях угла? +

3.Линейный угол двугранного угла равен 80°. Найдется ли в одной из граней угла прямая, перпендикулярная другой грани? –

4.ABC -линейный угол двугранного угла с ребром а. Перпендикулярна ли прямая а плоскости ABC?+

5.Что называется двугранным углом?

4.Постановка учебной задачи

(формулировка темы и задач урока) (3 мин)

Мы уже знаем, что можно определить перпендикулярность плоскостей по измерению линейной меры двугранного угла, образованного двумя пересекающимися плоскостями. Какие же еще методы существуют? ( по признаку)

Какова тема нашего урока? ( дети формулируют  тему) .

Итак, тема сегодняшнего урока – признак перпендикулярности плоскостей.

Давайте подумаем какие задачи мы должны решить на уроке ?(изучить признак перпендикулярности плоскостей и использовать его при решении задач стереометрии)

5.Изучение нового материала

(слайд 7)

( 15 мин)

При пересечении двух плоскостей образуются четыре двугранных угла. Углом между пересекающимися плоскостями называется линейный угол φ этого двугранного угла, который 0° < φ ≤ 90° (рис. 1).http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1180.jpg

http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1181.jpg

Если φ = 90°, то плоскости называются перпендикулярными (взаимно перпендикулярными) (рис. 2).

Приведите примеры взаимно перпендикулярных плоскостей.( Плоскости стены и пола, стены и потолка комнаты)

Ясно, что в этих случаях каждый из четырех двугранных углов, образованных пересекающимися плоскостями, прямой (рис. 2). Рассмотрим признак перпендикулярности двух плоскостей.

Работа с учебником  стр.52 ( прочитайте формулировку теоремы и ее доказательство )

Теорема: Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны.

Дано: α, β, АВ лежит в плоскости α, АВ  β, АВ ∩ α = А (рис. 3).

Доказать: α  β.

http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1182.jpg

Доказательство: α ∩ β = АС, АВ  АС, так как АВ  β по условию. Проведем в плоскости βAD  AC. BAD - линейный угол двугранного угла. Но BAD =90°, так как ВА  β. Значит, α β. Запишите теорему и её доказательство в тетради и сделайте чертёж

Какие следствия вытекают из этой теоремы?

  1. Плоскость, перпендикулярная к ребру двугранного угла, перпендикулярна к его граням (следствие).
  2. Перпендикуляр, проведенный из любой точки одной из двух взаимно перпендикулярных плоскостей к линии их пересечения, есть перпендикуляр к другой плоскости .
  1. Первичное закрепление

(Устные задачи) слайд №8

 ( 3 мин)

  1. Закрепление нового  материала

 ( 10 мин)

Решить № 172 ( у доски  ученик)

Дано: ΔАВС, С = 90°, АС лежит в плоскости α, угол между плоскостями α и ABCравен 60°, АС = 5 см, АВ = 13 см (рис. 4).Найти: расстояние от точки В до плоскости α.

Решение: Построим ВК  α. Тогда КС - проекция ВС на эту плоскость. ВС  АС по условию, значит, по теореме о трех перпендикулярах, КС  АС. Отсюда следует, что ВСК - линейный угол двугранного угла между плоскостью α и плоскостью треугольника, ВСК = 60°. Из ΔВСА по теореме Пифагора: http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1184.jpg http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1183.jpg

Из ΔВКС: http://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1185.jpghttp://compendium.su/mathematics/geometry10/geometry10.files/image1186.jpg 

Ответ: 6√3 см.

  1. Контроль знаний ( слайд 9)

( 5 мин)

Тест  по теме: Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей»

  1. Домашнее задание ( 1 мин)

П. 23, выучить теорему и ее доказательство, решить № 173.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

( 3 мин)

Что нового вы узнали на уроке?

Что было сложным на уроке? Какие задания вызвали затруднения?

Оценивание и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Презентация к уроку геометрии 10 класс

Презентация к уроку геометрии 10 класс по теме  "Признак перпендикулярности прямой и плоскости". Доказательство признака, задачи на закрепление материала...

Признак перпендикулярности плоскостей

Презентация к уроку геометрии в 10-м классе....

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Признак перпендикулярности прямой и плоскости...

Признак перпендикулярности двух плоскостей

Урок геометрии в 10 классе.Автор учебника: Л.С. Атанасян.Тема урока: «Признак перпендикулярности двух плоскостей»Тип урока: Урок изучения нового материалаФормируемые результаты:Предметные: ввести поня...