Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета "Наглядная геометрия"
элективный курс по геометрии (5, 6 класс)

Васильева Ирина Алексеевна

Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в 7 классе средней школы всегда вызывает у учащихся определённые трудности. Поэтому в 5-6 классах я выбрала курс внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия». Этот курс дает  возможность развить геометрические представления детей на новом для них уровне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева И.А.

Формирование готовности к изучению систематического курса геометрии посредством преподавания предмета

 «Наглядная геометрия»  в 5-6 классах

Все вокруг – геометрия.

ЛеКорбузье

Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью обще-интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей, и не только вербально логического, но и практического и наглядно-образного.

Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования - целостного развития и становления личности средствами математики.

Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в 7 классе средней школы всегда вызывает у учащихся определённые трудности:

во-первых, им приходится работать с совершенно новыми объектами (геометрическими фигурами), восприятие которых требует умения проводить некоторые абстракции;

во-вторых, происходит знакомство учащихся с новой терминологией, которую нужно усвоить в очень короткий срок;

в-третьих, от учащихся требуется не только свободное владение новым для них языком, но и умение думать на этом языке, чтобы активно воспринимать материал и иметь возможность самостоятельно доказывать какие-то утверждения.

Психологи утверждают, что именно в 5-6 классе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период для достижения поставленной цели. Геометрическое мышление в своей основе является разновидностью образного мышления.

Поэтому в 5-6 классах я выбрала курс внеурочной деятельности  «Наглядная геометрия». При подготовке к занятиям я пользуюсь учебным пособием И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», пособием И.Я. Депмана и Н.Я. Виленкина «За страницами учебника математики» и  В. Н. Болховитинов, Б. И. Колтовой, И. К. Лаговский «Твое свободное время».

http://www.drofa.ru/images/data/gallery/101_small_1378297466.jpgЗаВ. Н. Болховитинов, Б. И. Колтовой, И. К. Лаговский - Твое свободное время

Я скачала в электронном виде четыре рабочие тетради «Наглядная геометрия» (авторы:Смирнова И.М., Ященко И.В., 2012.). Я не только распечатываю страницы из тетрадей для ребят, но и мы выполняем задания из них на интерактивной доске, или учимся копировать чертежи.

Задачи, включенные в рабочие тетради, носят исследовательский характер и не требуют знания специальных формул и теорем. Они имеют различный уровень трудности, и направлены на выявление математических способностей, развитие геометрических представлений и конструктивных умений учащихся.
Издание соответствует новому Федеральному государственному общеобразовательному стандарту.
Наглядная геометрия, Рабочая тетрадь №4, Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В., 2012Наглядная геометрия, Рабочая тетрадь №3, Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В., 2012Наглядная геометрия, Рабочая тетрадь № 2, Смирнов В.А., Смирнова И.М., Ященко И.В., 2012Наглядная геометрия, Рабочая тетрадь № 1, Смирнова И.М., Ященко И.В., 2012

В начальной школе дети знакомятся с целым рядом геометрических фигур, работая при этом с готовыми геометрическими формами: различают их на картинке, измеряют длины отрезков, вычисляют периметр и площадь фигуры и т.д. В 5-6 классах появляется возможность развить геометрические представления детей на новом для них уровне. Углубление и расширение геометрических знаний целесообразно проводить через конструирование моделей и изображение уже знакомых или неизвестных фигур, что позволяет детям понять, как устроены эти фигуры, и познакомиться с некоторыми их свойствами.

Структурное же отличие занятий геометрией в 5-6 классах от таковых в начальной школе состоит в объединении геометрического материала в отдельный учебный предмет. При этом важно так мотивировать изучение геометрии, чтобы оно не превращалось в игру, а вызывало интерес учащихся, главным образом, за счет тщательного подбора доступных для детей форм деятельности: рисования, конструирования, решения разнообразных задач.

Большое внимание уделяется развитию пространственных представлений. Детям предлагаются упражнения на изготовление моделей из бумаги и пластилина (дети руками «чувствуют» многие свойства фигур), а также на рассматривание фигур с различных сторон и рисование получившихся результатов.

На занятиях ребята с удовольствием строят геометрические фигуры, чертят узоры с помощью циркуля, лепят геометрические тела из пластилина, конструируют  различные фигуры и орнаменты из «волшебных» квадратов и треугольников, самостоятельно выполняют развертки, а затем склеивают из них геометрические тела(кубы, призмы, пирамиды).N:\dcim\100MEDIA\IMAG0874.jpgN:\dcim\100MEDIA\IMAG0850.jpgN:\dcim\100MEDIA\IMAG0840.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики Милюковского МКОУ Васильева И.А. Внеурочная деятельность «Наглядная геометрия»

Слайд 3

Рабочие тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»

Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятел...

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...

Методические рекомендации по преподаванию Философии в средней школе (систематический курс)

Методические рекомендации по преподаваниюФилософии в средней школе(систематический курс)Горошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и...

Необходимость обучения элементам наглядной геометрии в 5-6 классах как пропедевтики изучения систематического курса геометрии

Статья " Необходимость обучения элементам наглядной геометрии в 5-6 классах как пропедевтики изучения систематического курса геометрии".  В статье говорится  о необходимости изучения геометр...

Формирование мотивации к изучению математики посредством реализации межпредметных связей на уроках математики и во внеурочной деятельности

Мир представляет собой гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до...

Рабочая программа учебного курса по выбору учащихся по геометрии в 7 классе "Наглядная геометрия"

Актуальность программыкруса по выбору учащегося "Наглядная геометрияя" заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Данная программа позволяе...

"Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности"

Данное экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков общ...