Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"
статья по физкультуре по теме

Жмыхова Наталия Анатольевна

 

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

В условиях социальных и экономических преобразований российского общества приоритетной стала задача достижения современного качества образования. Основная идея модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе   развивать профессионально важные качества личности, а как максимум - создать жизнеспособную, развивающуюся систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть высокого качества подготовки учителя нового типа, способного занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе.

 Результаты научных исследований М.Я. Виленского, Ю.Д. Железняка, Г.М. Соловьева и др. показывают, что сегодня в системе физкультурного образования доминирует тенденция, ориентированная на развитие соматической природы человека. Игнорируются его психическая и социокультурная стороны, что приводит к издержкам образовательно-воспитательного процесса и исключает многогранную, интегративную роль физической культуры в целостной методологии, которая направлена на развитие человека в единстве телесного и духовного.

 Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки современного учителя физической культуры в системе среднего педагогического образования требует нового научного подхода к ее организации и содержанию. При этом необходимым является не только разработка отдельных технологий, но и построение модели формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, а также создание условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, их теоретическое обоснование и проверка степени результативности.

Проблема формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности - всеобъемлющая проблема педагогической теории и практики [О. А. Абдуллина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.]. Ее решение затрагивает все стороны профессионального становления будущего учителя. Вместе с тем недостаточно исследований, которые бы затрагивали эти проблемы в формировании готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Подготовленность студента во многом зависит от того, насколько эффективно будет организован педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования целевой установкой учебной дисциплины «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» является обеспечение готовности студентов к преподаванию физической культуры в образовательном процессе учреждений общего образования. Сообразуясь с этим, «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» как учебная дисциплина должна интегрировано включать в себя спектр специальных знаний, навыков и умений, которые формируются в процессе изучения разных курсов и дисциплин, и реализовывать их в творческом решении профессионально-педагогических задач. Однако на практике механизм такой реализации недостаточно отработан.

Все вышесказанное указывает на потребность изучения проблемы готовности будущих учителей к преподаванию предмета "Физическая культура". В этой связи необходимы действенные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя, обладающего разносторонним личностным развитием, способного к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь. Достичь всего этого невозможно без активной авторской позиции по отношению к собственной жизни. Отмеченное выше позволяет выделить ряд противоречий, которые, с од ной стороны, снижают эффективность подготовки специалистов, а с другой, являются движущей силой развития учебно-познавательного процесса будущих учителей физической культуры.

Среди них важнейшими являются противоречия между постоянно возрастающими требованиями государственных стандартов к деятельности педагога и фактическим уровнем готовности выпускников  к выполнению ими своих профессиональных функций; обоснованной необходимостью использования в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий и недостаточной их реализации в практике работы средних специальных учебных заведений; необходимостью создания организационно-педагогических условий для формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура" и не готовностью системы среднего образования в полном объеме обеспечить процесс ее развития.

 В силу указанных причин определение условий, способствующих формированию готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура", их профессиональному росту имеет актуальный характер и продолжает оставаться центральной в современной системе обучения будущих учителей физической культуры. Это и обусловило выбор проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия эффективности формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -statya_ne_pechatala.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Н.А.Жмыхова

Астраханский социально-педагогический колледж.

В условиях социальных и экономических преобразований российского общества приоритетной стала задача достижения современного качества образования. Основная идея модернизации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе   развивать профессионально важные качества личности, а как максимум - создать жизнеспособную, развивающуюся систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит достигнуть высокого качества подготовки учителя нового типа, способного занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе.

 Результаты научных исследований М.Я. Виленского, Ю.Д. Железняка, Г.М. Соловьева и др. показывают, что сегодня в системе физкультурного образования доминирует тенденция, ориентированная на развитие соматической природы человека. Игнорируются его психическая и социокультурная стороны, что приводит к издержкам образовательно-воспитательного процесса и исключает многогранную, интегративную роль физической культуры в целостной методологии, которая направлена на развитие человека в единстве телесного и духовного.

 Поэтому качественное совершенствование процесса и результата подготовки современного учителя физической культуры в системе среднего педагогического образования требует нового научного подхода к ее организации и содержанию. При этом необходимым является не только разработка отдельных технологий, но и построение модели формирования готовности к будущей профессиональной деятельности, а также создание условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, их теоретическое обоснование и проверка степени результативности.

Проблема формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности - всеобъемлющая проблема педагогической теории и практики [О. А. Абдуллина, А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.]. Ее решение затрагивает все стороны профессионального становления будущего учителя. Вместе с тем недостаточно исследований, которые бы затрагивали эти проблемы в формировании готовности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Подготовленность студента во многом зависит от того, насколько эффективно будет организован педагогический процесс в среднем специальном учебном заведении.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования целевой установкой учебной дисциплины «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» является обеспечение готовности студентов к преподаванию физической культуры в образовательном процессе учреждений общего образования. Сообразуясь с этим, «Теория и методика обучения предмету "Физическая культура"» как учебная дисциплина должна интегрировано включать в себя спектр специальных знаний, навыков и умений, которые формируются в процессе изучения разных курсов и дисциплин, и реализовывать их в творческом решении профессионально-педагогических задач. Однако на практике механизм такой реализации недостаточно отработан.

Все вышесказанное указывает на потребность изучения проблемы готовности будущих учителей к преподаванию предмета "Физическая культура". В этой связи необходимы действенные подходы к профессиональной подготовке будущего учителя, обладающего разносторонним личностным развитием, способного к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т.е. способных учиться всю жизнь. Достичь всего этого невозможно без активной авторской позиции по отношению к собственной жизни. Отмеченное выше позволяет выделить ряд противоречий, которые, с од ной стороны, снижают эффективность подготовки специалистов, а с другой, являются движущей силой развития учебно-познавательного процесса будущих учителей физической культуры.

Среди них важнейшими являются противоречия между постоянно возрастающими требованиями государственных стандартов к деятельности педагога и фактическим уровнем готовности выпускников  к выполнению ими своих профессиональных функций; обоснованной необходимостью использования в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных технологий и недостаточной их реализации в практике работы средних специальных учебных заведений; необходимостью создания организационно-педагогических условий для формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура" и не готовностью системы среднего образования в полном объеме обеспечить процесс ее развития.

 В силу указанных причин определение условий, способствующих формированию готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура", их профессиональному росту имеет актуальный характер и продолжает оставаться центральной в современной системе обучения будущих учителей физической культуры. Это и обусловило выбор проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия эффективности формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "Физическая культура".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад: Основные проблемы и условия формирования общих компетенций в процессе преподавания специальных дисциплин.

Методический доклад на педагогические чтения , предназначен для преподавателей специальных дисциплин. В нем проведен анализ основных проблем при освоении общих компетенций в ССУЗе....

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

Условия формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у стар­шеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Исследовательская работа на тему: «Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у школьников младшего возраста»

Здоровый образ жизни - объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельно...