Условия формирования готовности к профессиональному самоопределению.
статья на тему

Пронина Ирина Николаевна

      Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у стар­шеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические. Апробированные организаци­онные условия мы находим в работах Т.В. Аникаевой, Н.В. Кирий и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_usloviya_formirovaniya_gotovnosti.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования готовности к

профессиональному самоопределению

Пронина И.Н.

педагог-психолог МБОУ СОШ № 7

 г. Минеральные Воды

Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у старшеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические. Апробированные организационные условия мы находим в работах Т.В. Аникаевой, Н.В. Кирий и других.

       Т.В. Аникаева в своей работе выделяет образовательную среду школы в качестве условия профессионального самоопределения. Использование этого условия возможно, по мнению автора, если раскрыты возможности для профессионального самоопределения старшеклассников, выявлены этапы освоения старшеклассниками возможностей образовательной среды во взаимосвязи с этапами профессионального самоопределения, определены способы педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников при освоении образовательной среды

Н.В Кирий разработала организационно-процессуальные и технологические аспекты внутришкольного управления процессом профессионального самоопределения. Изучая систему внутришкольного управления она определила организационную структуру и технологию внутришкольного управления. Реализованная технология внутришкольного управления процессом профессионального самоопределения включает проблемно-ориентированный и рефлексивный анализ состояния процесса профессионального самоопределения, разработку проекта перевода процесса профессионального самоопределения учащегося в новое качественное состояние, обеспечение устойчивости управляемого процесса процессом профессионального самоопределения. Организационная структура внутришкольного управления была построена по горизонтально-сетевому принципу и учитывала возможности конкретного образовательного учреждения.

С.Н. Чистякова, раскрывая психолого-педагогические условия, основным считает диагностику особенностей индивидуального развития учащихся, их интересов, склонностей и возможностей, и организацию образовательного процесса адекватно индивидуальным особенностям развития учащихся. Мы разделяем эту точку зрения.

Анализ научной литературы и собственный опыт позволил определить условия, при которых наиболее оптимально происходит формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению.

К организационным условиям формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению можно отнести: профильное обучение, реализующее личностно ориентированную парадигму образования; содер-жание образования профильного обучения, представляющее собой целостную систему, направленную на достижение адекватности профессиональных потребностей личности, ее возможностей и потребностей рынка труда; деятельность учащегося для проверки правильности выбора будущей профессии («проба сил»); оперативная перепрофилизация учащихся (в случае необходимости); кооперация старшей ступени школы с соответствующими учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; организационно-управленческое обеспечение процесса формирования готовности у старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Профильное обучение позволяет организовать уровневое обучение, адекватно степени выраженности того или иного типа интеллекта и мышления.

В связи с профилизацией обучения меняется и содержание образования. Вводятся предметы школьного компонента, исходя из их целесообразности профессиональному самоопределению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подгот...

Дидактическая разработка на тему:"Технология критического мышления как средство формирования готовности к саморазвитию личности".

Выступление на областном конкурсе. Методическое объединение по обмену опытом. Применение теехнологии РКМ....

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач

Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на уроках стереометрии...

"Повышение психологической готовности педагогов как условие формирования и развития инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст доклада на Всероссийской конференции "Актуальные проблемы коррекционной педагогики" содержит результаты проводимого в школе анонимного анкетирования педагогов.Рассмотрен процесс постеп...