Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач
статья по геометрии на тему

Статья посвящена вопросу подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на уроках стереометрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование готовности к профессиональному самоопределению учащихся в процессе решения прикладных задач

В настоящее время особую актуальность приобретает готовность к профессиональному самоопределению учащихся старшей школы. В условиях современного школьного образования многие старшеклассники оказываются не готовыми самостоятельному выбору дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии сводится к простому получению знаний, умений и навыков. Однако для успешной профессиональной деятельности большое значение имеют сформированное самосознание и саморефлексия, соответствие индивидуальных особенностей и склонностей личности требованиям избираемой профессии, осознание своей профессиональной пригодности.

На сегодняшний день проблема профориентации школьников на ступени общего школьного образования решается при помощи профильного обучения, благодаря которому учащиеся могут выстраивать траекторию обучения в старшей школе. Однако, как показывает анализ научной и популярной литературы, профильное обучение не влияет в должной мере на профессиональную ориентацию школьников, потому что рассчитано на некоторого усредненного ученика и использует методы без предоставления попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе избираемой. Оно сводится, главным образом, к выбору ими профиля при продолжении обучения в старших классах и не касается профориентации, адекватной интересам, возможностям и потребностям рынка труда. Данный факт свидетельствует о том, что крайне необходимы изменения в системе профессиональной ориентации в современной школе. Необходимо сделать акцент не на знания, а на личность учащегося, акцентируя внимание на формирование готовности к  будущей профессиональной деятельности. Такая готовность характеризуется, главным образом, оценкой индивидуальных способностей возможностей личности, сознанием сущности выбранной профессии, востребованности на рынке труда и готовностью овладевать необходимыми для данной профессии знаниями и умениями.

Профессиональное самоопределение вызывает большой интерес исследователей. Рассмотрением данного вопроса занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Е.А. Климова. Б.Г. Ананьева, Э.Ф. Зеера, И.С. Кона. Профессиональное развитие изучалось в работах К.А. Абульхановой – Славской, А.А. Реана и др.

Задачи совершенствования профессионального самоопределения учащихся в системе образования связаны со сменой методологических приоритетов в образовании, которые обращены к личности, ее творческому потенциалу, ценностным ориентациям, раскрытию внутренних механизмов профессионального становления. Современное школьное образование должно стать системным инструментом его сопряжения с перспективными потребностями рынков труда.

Профориентационная работа с учащимися предполагает различные направления. Одним из таких направлений является применение на уроках задач с практическим содержание. Решение практических задач на уроках математики приводит к естественной взаимосвязи теории и практики при преподавании, показывает жизненность и практическую необходимость формирования тех или иных правил, способствует глубокому, не формальному изучению основ математических наук.                                 Например, при изучении стереометрии. Стереометрия формирует необходимые пространственные представления, знакомит учащихся с разнообразием пространственных форм, а также позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире, способствует развитию логического мышления. Помимо того, стереометрия дает представления о тех профессиях, в которых она необходима.

Далее приведем примеры задач, которые показывают применение математики в различных профессиях.

  1. Сколько кв. метров ткани нужно, чтобы пошить конусообразную палатку, высотой 3 м и диаметром 4 м? (швейное производство)
  2. Будет ли защищен во время грозы дом, высотой 6 м, шириной 8 м и длиной 10 м, если высота громоотвода 7 м, а угол между громоотводом и образующей конуса безопасности 60 градусов (строительство)
  3. Необходимо разлить 1 л фруктового мусса в конические бокалы высотой 9 см и диаметром основания 8 см. Сколько бокалов потребуется? Или: какова должна быть высота цилиндрической кастрюли с диаметром дна 26 см, чтобы в ней можно было приготовить 0,75 л плодово-ягодного киселя? (повар)
  4. Для окрашивания поверхности цилиндрической формы используется краскопульт типа СО-20В. Определите сколько раз нужно заправить краскопульт, если его размеры: высота равна 70 см, диаметр равен 30 см; размеры поверхности: высота - 30 м, диаметр - 10 м и расход краски на 1  – 0,3 л. Или: сколько олифы потребуется для окраски внешней поверхности 100 ведер, имеющих форму усеченного конуса с диаметрами оснований 25 см и 30 см и образующей 27,5 см, если на 1   требуется 150 г олифы? (маляр)
  5. Сколько метров стыковых швов пришлось сварить электросварщикам, которые строили газопровод длиной 1450 км, если он был сконструирован из двадцатиметровых труб диаметром 1420 мм? (электросварщик) и т.д.

Таким образом, одним из возможных путей оказания помощи школьникам в профессиональной ориентации является прикладная ориентация школьного курса математики, которая позволяет вооружить ученика теми знаниями, которые, с одной стороны, разовьют его математическую культуру, а с другой стороны, помогут применять эти знания на практике в будущей трудовой деятельности. Изучая математику, учащиеся должны усвоить и оценить её прикладные возможности и получить основные навыки в приложении этой науки на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Методика формирования креативных способностей у учащихся 7-11 классов в процессе решения эвристических задач.

При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Однако, к сожалению, в массовой школьной практике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство отработк...

Концептуальные основы моделирования системы формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению

И.Н. ПронинаПедагог-психолог МБОУ СОШ № 7г. Минеральные Воды     Теоретическое ядро концепции формирования готовности к профессио­нальному самоопределению со...

Условия формирования готовности к профессиональному самоопределению.

    Охарактеризуем стандарты условий формирования готовности у стар­шеклассников к профессиональному самоопределению. Они распадаются на организационные и психолого-педагогические...

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ

Формирование основ инженерного мышления учащихся в процессе решения оптимизационных задач с использованием средств ИКТ (научная статья)...