Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности для повышения качества образовательного процесса
статья по технологии по теме

Использование ИКТ тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока, раньше, учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски. Это было крайне неудобно. Самая красочная книга с закладками, для демонстрации ученикам репродукций во время объяснения материала, сокращало драгоценное время отведенное для проведения практических, лабораторных работ на целых 20% (это где – то около 20 минут).
Предлагаю рассмотреть программные средства, используемые мной в процессе обучения технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Разработка урока

8 класс (вариант для девочек).

Тема урока: Интегрированный урок «Вышивка на компьютере» (технология + информатика)

Цель урока: познакомить с особенностями вышивки и приемами композиционного построения орнамента с помощью компьютера

Задачи урока:

 дать знания о вышивке, как виде декоративно-прикладного искусства, познакомить с историей вышивки, символикой узоров, композицией построения узоров, цветовой гаммой, технологией вышивания;

 формировать практические умения по составлению композиций орнамента с помощью компьютера;

 развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию;

 формировать ИКТ-компетентность учащихся через работу на компьютере с использованием графического редактора Paint, программы Excel;

организовать творческую деятельность учащихся путем составления своих узоров как на бумаге, так и с помощью Excel.

Оформление кабинета. Для создания творческой атмосферы и эстетического восприятия учащимися пространственной среды в оформлении кабинета используются вышитые изделия, альбомы, журналы по вышивке.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы с вами познакомимся с историей вышивки и как с помощью компьютера составить рисунки для вышивки.

- Что такое вышивка? Это вид декоративно-прикладного искусства, шитье узорами на ткани.

- Каково значение вышивки?

-  украшение, декорирование текстильных изделий

-  оберег

Вышитые узоры в народном сознании связаны с добром, благом. Вышитые узоры наделялись магической силой и служили оберегом – это основная функция вышивки, а декоративность на втором плане.

С самого раннего возраста девушка заготавливала себе приданое, в котором обязательными были вышитые полотенца, одежда, предметы быта.

Это помогало решать такие проблемы как:

  1. материальное обеспечение будущей семейной жизни;
  2. стремление украсить свою одежду, интерьер жилища;
  3. совершенствование магического действия в создании оберега;
  4. возможность выразить себя, свое чувство красоты;
  5. приучение девушек к кропотливому труду, воспитание ее воли.

3. Анализ работ

У вышивальщиц в разных краях, областях и эпох были свои узоры, приемы выполнения вышивки. Каждый вид вышивки получил свое название по той местности, где он возник и существует.

Задание1.

Проанализируйте композиционное построение узоров.

ВЫВОД: узоры располагаются строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трехчастных композиций: срединная - широкая полоса и бордюры, симметрично обрамляющие центральную часть

Многоярусные композиции украшали наиболее нарядные изделия.

Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, вышитые узоры очень разнообразны по общему виду. Это достигалось благодаря различным комбинациям и перестановкам фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

Задание 2

Какую особенность вышивок можно выделить? (технику вышивания). Какими швами выполнены творческие работы?

ВЫВОД: Наиболее распространенными являются двусторонний шов, набор, крестик, тамбур, шов «вперёд иголку», шов «назад иголку».

4. Галерея работ

Проанализируйте образцы вышивок ,представленные в презентации .

Что вы можете сказать об используемых материалах. Это льняное полотно, шитье хлопчатобумажными, шелковыми нитками, золотошвейное шитье и жемчужное.

5. Подготовительный этап (создание эскизов на компьютере)

Сегодня мы попробуем нарисовать мозаику узоров, используя компьютер. Прежде чем приступить к созданию орнамента, пусть каждый из вас разработает эскиз сначала на бумаге.

6. Основной этап – работа на компьютере

Прежде чем нарисовать ваши орнаментальные композиции, давайте для начала нарисуем небольшой узор все вместе, используя программу Excel. Откройте ее.

У каждого из вас на столах лежат алгоритмы рисования орнамента. (см. Приложение 1)

После того, как каждый из учащихся попробовал нарисовать орнамент, он составляет собственную орнаментальную композицию.

7. Рефлексивный и итоговый этап

Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши мастера. Давайте подойдем к каждому компьютеру и посмотрим, у кого что получилось.

На столах у вас лежат листочки, напишите, пожалуйста, ваши впечатления об уроке, интереснее создавать орнамент с помощью ручки и карандаша или компьютера?

Приложение 1

Алгоритм рисования орнамента с помощью программы Excel к уроку  

1. Создать сетку на рабочем столе для выполнения схем:

·  выделить столбцы от А до BV

·  задать им размер: Формат:

1)  строка – высота строки 6,75

2)  столбец – ширина столбца 0,75

3)  Получится 40 страниц на одном листе

4)  Сетку сохранить в меню Файл

2.Создать рисунок с помощью цвета заливки каждой выделенной ячейки (клетки) по схеме

Ускорить работу можно следующим образом:

а) выпавшее окно палитры с цветом заливки оставить на поле, чтобы каждый раз не вызывать его для заливки очередной клетки. Для этого удерживая курсор на верхней полосе окна палитры, передвинуть её в нужное место на экране

б) выделить все клетки одного цвета, удерживая кнопку Ctrl, и залить их нужным цветом

3. Выполнив один раппорт, скопировать его и вставить несколько раз. Получится нужная полоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

Формирование готовности учителя технологии использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Использование ИКТ наиболее актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для п...

информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя физики.

Данную презентацию можно использовать при изучении силы трения. Самостоятельно,  в ходе выполнения практических заданий учащиеся выясняют причины возникновения силы трения, способы увеличения и у...

Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.

тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...

обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".

Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....

Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на занятиях по иностранному языку

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.Среди многообразия современных образовательных технологий...

«Повышение качества образовательного процесса через внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка »

Специфика иностранного языка как предмета, прежде всего, заключается не столько в формировании у учащихся знаний о языке, сколько выработка определенных навыков и умений в различных видах речевой деят...