"Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности"
опыты и эксперименты по обществознанию (8, 9 класс)

Лащук Наталья Николаевна

Данное экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности является органичным продолжением теоретической подготовки учащихся к созданию семьи в рамках выбранной автором методической темы. В исследовании представлены проектируемые результаты деятельности и полученные результаты в ходе проведения автором эксперимента, апробированного в течение двух лет и представленного в динамике в 8-9-ых классах общеобразовательной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lashchuk_-_attestatsiya_opyty_i_eksperimenty.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности

Проведенное в рамках курса «Обществознание» экспериментальное исследование состояло из констатирующего эксперимента (до и после проведения исследования) и формирующего эксперимента.

В эксперименте участвовало 144 учащихся 8-9 классов (74 учащихся экспериментальной группы классов, где я преподаю, и 70 учащихся контрольной группы из иной школы Санкт-Петербурга). Экспериментальная группа  состояла из учащихся классов, в которых я преподаю.

На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Нами разработан комплекс методик, направленных на исследование выше перечисленных компонентов этико-психологической готовности учащихся к браку.

До и после проведения исследования использовались: методика «Незаконченные предложения», сочинения и анкеты школьников на темы: «Мое настоящее», «Мое будущее», «Жизненный план», «Смысл жизни», «Счастье», «Семья», «Моя семья», «Что дает семья?», «Ценности семьи», «Нравственные нормы брака», «Что необходимо для счастливой семейной жизни?», «Модель благополучной семьи», «Я - будущий семьянин», «Я - будущий родитель», «Модель моей будущей семьи», «Что такое любовь?», «Идеал любви», «Мой идеал жены и мужа», «Мой идеал матери и отца». Данные методики, сочинения и анкеты были направлены на определение уровня выделенных показателей. Экспериментальные данные по показателям мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, действенно-практического и интеллектуально-познавательного компонентов этико-психологической готовности к семейной жизни были обработаны методом контент-анализа.

Для подтверждения результатов контент-анализа использовались субъективные оценки этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни, отражающие их функциональную грамотность, компетентность и образованность в этих вопросах. Субъективные оценки были получены на основании анкетирования (анкеты «Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи») и тестирования (методика «Жизненные ориентации выпускников школы», тест Т. Лири, направленный на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия).

В результате обобщения данных, полученных до начала формирующего эксперимента, выяснилось: 45% учащихся экспериментальной и контрольной групп считают себя хорошо подготовленными к созданию собственной семьи (из них 15% отмечают, что к семейной жизни их подготовила школа), 28% - подготовлены на среднем уровне, 27% - плохо подготовлены. Для учащихся 8-9-ых классов характерны различные уровни развития этико-психологической готовности к семейным отношениям.

Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается у 16% девушек и 15% юношей, эмоционально-волевого - у 14% девушек и 21% юношей, действенно-практического - у 7% девушек и 10% юношей, интеллектуально-познавательного - у 15% .девушек и 14% юношей.

У 65% учащихся наблюдается недостаточная значимость ценности «дружная семья», у 74% школьников отмечается принижение значимости ценности «любимый человек». Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния (направленности на другого) наблюдается у 36% девушек и 29% юношей, ориентация на потребность быть любимым(-ой) у 60% девушек и 34% юношей. Ориентация на понимание любви как сексуального влечения отмечается у 4% девушек и 37% юношей.

У 23% девушек и 19% юношей контрольной и экспериментальной групп выявлено наличие особенностей поведения, свидетельствующих о недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.

Статистическая проверка экспериментальной и контрольной групп на однородность с использованием критерия Пирсона (критерия согласия распределений) в основном показала отсутствие достоверных различий между группами. Анализ состава групп по гендерному признаку показал наличие достоверных различий по ряду параметров.

В целом у трети учащихся можно отметить невысокий уровень этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Как показали предварительные результаты, в настоящий период времени в недрах родительской семьи подготовка молодежи к семейной жизни осуществляется недостаточно, носит в основном стихийный характер. Существующая сегодня традиционная система обучения также не предполагает подготовку к будущему супружеству и, соответственно, не формирует этико-психологическую готовность школьников к семейной жизни. В этой связи мною была разработана и апробирована модель формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Формирование модели по изучаемому вопросу может предполагать создание и учет ряда педагогических условий, а именно:

- модуль 1 – теоретическая подготовка учащихся (изучение основ психологических знаний;

- модуль 2 – тренинг коммуникативной компетентности, необходимой в семейной жизни;

- модуль 3 – реализация компетентностного и аксиологического подходов в обучении;

- модуль 4 – использование технологий личностно-ориентированного обучения учащихся;

- модуль 5 – консультирование учащихся;

- модуль 6 – организация работы с родителями учащихся.

Проектируемые результаты:

1 .Сформированность ценностной доминанты на семье (мотивационно - ценностный компонент этико-психологической готовности к браку).

2. Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния, основы брака (эмоционально - волевой компонент).

3. Коммуникативная компетентность (действенно - практический компонент).

4. Знания, необходимые для создания и укрепления семьи (интеллектуальнопознавательный компонент).

Теоретическая подготовка старшеклассников и тренинг коммуникативной компетентности были осуществлены посредством соответствующей работы на уроках обществознания, создания и апробации внеклассных занятий, направленных на формирование этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни.

Внеклассные занятия координируют достижение метапредметных образовательных результатов готовности учащихся к семейной жизни в рамках совместной деятельности учащихся и учителя, которая реализуется в процессе решения ситуационных заданий.

В ходе эксперимента посредством использования компетентностного и аксиологического подходов возможно формирование ценностной доминанты на семье и любви как основе брака, а также формирование коммуникативной компетентности и самостоятельности в принятии решений в сложных семейных ситуациях. Раскрытие ценностного содержания семейно-брачных отношений стало возможным также в ходе изучения данного вопроса в других учебных дисциплинах; истории, литературы и др.

Ценностное содержание семейно-брачных отношений было представлено через систему понятий: мотивация к созданию семьи, духовно-нравственные нормы брака, ценностные ориентации, семейные ценности, родительский пример и его направленность, любовь как направленность на другого, ожидания и притязания супругов, коммуникативная компетентность, способы разрешения конфликтов в семье, психология личности, взаимоотношения юношей и девушек, психология семейных отношений.

     Эффективность этико-психологической подготовки учащихся к семейной жизни стала возможна, на наш взгляд, за счет перевода этих понятий в «личностный смысл» деятельности школьников, что становится возможным при использовании в образовательном процессе технологий личностно-ориентированного обучения.

Использование учителями в работе технологий личностно-ориентированного обучения предполагает:

- проведение психолого-педагогических семинаров с учителями, задействованными в работе по представленным темам;

- создание в школе учебно-методического комплекса, направленного на формирование этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Консультирование учащихся по данной проблематике проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Организация работы с родителями включала в себя психологическое и педагогическое консультирование.

Взаимодействие педагога-консультанта с родителями предполагало актуализацию ценностей, жизненных смыслов, установок и коррекцию родительско-детских взаимоотношений. Также с родителями был проведен всеобуч и тренинговые занятия, направленные на формирование навыков конструктивного взаимодействия, которые могут стать образцом для подражания их детьми.

После апробации модели проводилась итоговая диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Сравнительный анализ показателей этико-психологической готовности школьников к семейной жизни в экспериментальной и контрольной группах позволил констатировать, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается положительная динамика уровня формирования всех показателей этико-психологической готовности к браку. Динамику данной готовности возможно проследить на основе контент-анализа полученных результатов до и после проведения исследования (см. табл.). Контент-анализ включал в себя определение объема высказываний (в %) по заданным категориям и единицам анализа.

Динамика формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в экспериментальной группе

Критерии

Достоверность различий в группе девушек

Достоверность различий в группе юношей

Мотивационно-ценностный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- желание вступить в брак

- ориентация на пожизненность супружеских уз

- ориентация на преобладание духовного общения над физическим

- стремление к идеалу семейного счастья

- умение определять собственные жизненные ориентации, строить жизненный план, рассуждать о смысле жизни, цели жизни, счастье

- понимание роли мужа как защитника семейства

- осознание ответственности мужа за духовно-нравственное состояние членов семьи

- понимание роли жены как хранительницы домашнего очага

- понимание роли жены как помощницы мужа, душевной опоры мужа

- ориентация на духовные потребности семьи

- понимание отцовства как моральной опоры семейства

- понимание роли матери в привитии детям доброты и сердечности

- ориентация на воспитание в детях доброты, сочувствия, сострадания, справедливости и честности

- понимание влияния на детей личного примера и авторитета родителей

- отрицательное отношение к абортам

p<0,01

н/з

p<0,05

н/з

p<0,05

н/з

p<0,01

н/з

p<0,05

н/з

н/з

p<0,05

н/з

н/з

p<0,01

p<0,01

p<0,01

н/з

p<0,05

p<0,05

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

p<0,05

н/з

p<0,05

p<0,05

p<0,05

Эмоционально-волевой компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- понимание необходимости душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата

- готовность к исполнению роли эмоционального психотерапевта

- доминанта на значимом другом (способности любить)

p<0,05

p<0,01

p<0,05

н/з

p<0,01

p<0,05

Действенно-практический компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- умение выделять положительные качества другого человека

- умение слушать человека, уважение его взглядов, способность понимать переживания другого человека, прощать его недостатки

- женственность (мужественность) в поведении

- способность брать на себя ответственность

- тенденция добросердечности, доброжелательности

- тенденция отзывчивости, тактичности, склонности к заботе о близких, умения уступать

- согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке

- умение моделировать возможные семейные ситуации и предлагать способы их решения

p<0,05

p<0,05

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

p<0,05

н/з

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

Интеллектуально-познавательный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- наличие представлений о психологии личности

- наличие знаний о взаимоотношениях юношей и девушек

- понимание природы эгоизма, знание как преодолеть эгоизм

- понимание типичных ошибок воспитания в семье

p<0,01

p<0,05

н/з

н/з

p<0,01

н/з

p<0,05

p<0,05

Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается уже у 38% девушек и 40 % юношей, эмоционально-волевого - у 32% девушек и 38% юношей, действенно-практического - у 22% девушек и 28% юношей, интеллектуально-познавательного - у 33% девушек и 32% юношей.

Динамика результатов, полученных методом контент-анализа подтверждается результатами, полученными в ходе проведения методик («Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи», тест Т. Лири). По самооценкам учащихся отмечается существенное влияние представленной модели на формирование этико-психологической готовности учащихся к браку.

У 34% учащихся экспериментальной группы наблюдается повышение значимости ценностей «дружная семья» и «любимый человек». Наблюдается повышение выраженности ориентации на другого человека и снижение выраженности ориентации на понимание любви как сексуального влечения. В экспериментальной группе улучшились показатели коммуникативной компетентности, необходимой для гармоничной семейной жизни.

В целом у трети учащихся улучшился уровень этико-психологической готовности к семейной жизни.

Выраженная динамика результатов в экспериментальной группе позволяет рекомендовать разработанную нами модель формирования этико-психологической готовности к семейной жизни для школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...

Информационный лист педагогичесского опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

Анкеты для выявления готовности обучающегося к семейной жизни.

Составленные анкеты помогут выявить  отношение  обучающегося к созданию в будущей семьи,выяснить отношение молодежи к браку,выявить умение обучающихся правильно выстраивать отношения в семье...

"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"

В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков ...

Методика "Незаконченные предложения" на тему "Нравственные основы брака и семьи" в рамках курса "Обществознание", модифицированная Лащук Н.Н.

Представленная методика может быть использована на уроках обществознания, психологии, во внеурочной деятельности, в работе педагога-психолога, является опросником, направленным на исследование системы...