"Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания"
статья по обществознанию (8, 9 класс)

Лащук Наталья Николаевна

В публикации представлены теоретические аспекты нравственной и этико-психологической подготовки школьников к семейной жизни и к пониманию нравственных основ брака и семьи учащимися посредством уроков обществознания и внеклассной деятельности. Также статья освещает экспериментальную работу над представленной учебно-методической темой, отражающую динамику мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, действенно-практического и интеллектуально-познавательного компонентов этико-психологической готовности к семейной жизни учащихся классов, в которых автором в течение двух лет преподавался курс "Обществознание", а также проводилась основательная внеклассная подготовка учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lashchuk_-_publikatsiya_dlya_sayta_uchitelya.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в рамках курса обществознания»

Немаловажным компонентом формирования ценностей и нравственности у учащихся в рамках курса «Обществознание» является формирование нравственных основ брака и семьи. Я, как преподаватель обществознания, в течение многих лет осуществляю подготовку школьников к семейной жизни, в том числе в 8-9 классах средней школы как в рамках преподавания предмета, так и во внеурочной деятельности.

Подготовка молодежи к семейной жизни является немаловажной социальной, педагогической и психологической задачей. Это связано в первую очередь с тенденцией недолговечности семей в Российской Федерации, проявляющейся в снижении количества зарегистрированных браков и увеличении числа разводов и неблагоприятной демографической ситуацией, характеризующейся низким показателем рождаемости, малодетностью семейных пар. По мнению ряда ученых, на сегодняшний день не существует биологических, стихийных социальных «защитных механизмов», останавливающих кризисные тенденции брачно-семейных отношений, поэтому с некоторых пор возникла необходимость в целенаправленной воспитательной педагогической работе, направленной на формирование личности семьянина.

Личность семьянина, по Л.Г. Татарниковой, является интегральным образованием, включающим в себя потребности в создании семьи и воспитании детей, специальные умения, знания, навыки.

Вопросами подготовки молодежи к брачно-семейным отношениям занимались такие исследователи, как И.А. Арбатов, В.И. Барский, Л.Я. Верб, Н.С. Верещагина, И.В. Гребенников, Л.Н. Гудкович, И.В. Дубровина, Е.И. Зритнева, В.Г. Карпиков, С.В. Ковалев, Я.Л. Коломинский, В.И. Комановский, И.С. Кон, Б.С. Круглов, О.Р. Кунц, Д.В. Луцык, Е.Д. Марьясис, А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Ю.М. Орлов, Л.М. Панкова, В.С. Пахальян, В.И. Переведенцев, П.Ф. Постолатьев, А.М. Прихожан, Н.С. Сытина, Л.Г. Татарникова, Л.Н. Тимошенко, Н.Н. Толстых, Т.А. Флоренская, Ю.В. Флоровский, А.М. Чудновский, Т.И. Юферева и др.

По мнению Л.И. Божович, А.Ц. Пуни, А.А. Деркача и др., под понятием «готовность» понимается состояние мобилизации всех психофизиологических и психических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Анализ различных исследований позволяет заключить, что готовность личности к семейной жизни - это социально-психологическое образование, интегрирующее принятие ценностей социального института семьи, личностный смысл знаний и умений в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения в семье.

Этико-психологический аспект подготовки учащихся к брачно-семейным отношениям был выделен еще в 1991 г. И.В. Гребенниковым и включает в себя формирование понятий о личности, уровне ее развития, особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умение понимать психологию других людей, развитие нравственных качеств и чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, навыков общения и т. д.

На основе анализа исследований Е.И. Зритневой возможно выделить такие структурные компоненты этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни, как мотивационноценностный, эмоционально-волевой, действенно-практический и интеллектуально-познавательный.

Мотивационно-ценностная готовность к брачно-семейным отношениям проявляется, на наш взгляд, в первую очередь в отношении к семье как к ценности. На основании анализа работ Л.А. Коростылевой, Т.А. Флоренской возможно выделить следующие критериальные показатели наличия мотивационно-ценностной готовности к семейной жизни:

- восприятие семьи как ценности (желание вступить в брак и иметь детей); направленность на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, нравственных норм брака (ориентация на свободное избрание по взаимности, пожизненность супружеских уз, супружеская верность, жертвенность любви, рождение и воспитание детей, устроение домашнего очага, традиции русской православной семьи, стремление к идеалу семейного счастья, ориентация на стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности, направленность на воспитание чувства долга в семье, уважение к старшим членам семьи, ориентация на преобладание духовного общения над физическим);

- умение определять собственные жизненные ориентации, строить жизненный план, рассуждать о смысле, цели жизни, счастье; адекватное отношение к основным ценностям семьи (признание мужа главой семьи, понимание его роли как защитника семейства, осознание его ответственности за духовно-нравственное состояние членов семьи; понимание роли жены как хранительницы семейного очага, как помощницы мужа, душевной опоры мужа; понимание роли дедушки и бабушки в поддержании семейного тепла и уюта, в воспитании детей; понимание нравственного смысла бытовых обязанностей; ориентация на духовные потребности семьи);

- ориентация на ценность родительства (понимание отцовства как моральной опоры семейства, понимание роли матери в привитии детям доброты и сердечности, ориентация на воспитание в детях доброты, сочувствия, сострадания, справедливости и честности, понимание влияния на детей личного примера и авторитета родителей, отрицательное отношение к абортам).

Эмоционально-волевой компонент этико-психологической готовности к семейной жизни сводится к способности любви к близким людям и детям, к положительному эмоциональному настрою на создание, укрепление и сохранение семьи. Критериальными показателями могут являться: психологическая установка на создание и укрепление семьи (ориентация на сплоченность семьи, понимание необходимости душевного труда, эмоционально-терапевтической функции брака в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата), адекватное понимание любви не как секса, а многосмыслового многогранного состояния, ценности (наличие доминанты на значимом другом, включающей в себя наличие «Доминанты на Собеседнике» как способности отрешения от эгоцентрических притязаний, представление о «вненаходимости» как уважении и невмешательстве во внутренний мир другого человека, терпимости, открытости, искренности, умении прощать, склонности самопожертвованию, человеколюбии).

Адекватное понимание любви не выдвигает на первые места доминанты на сексе и на потребности быть любимым. Доминанта на сексе, подразумевающая понимание любви как сексуального влечения, характеризуется рассмотрением другого человека как объекта для удовлетворения существующей потребности, наличием я-центризма, ориентацией на страсть более для себя, чем для другого, желанием не серьезных, а беззаботных отношений, неумением брать на себя ответственность за отношения, неумением сопереживать, признанием нормой измен, наличием нескольких сексуальных партнеров, отношением к любви как к игре. Доминанта на потребности быть любимым может быть связана с травматическими переживаниями детства и может маскироваться проявлениями ответной любви. Характеризуется эгоцентричностью, склонностью к ревности, повышенной тревожностью, ощущением собственной неполноценности, неуверенностью в себе, амбивалентностью чувств, недоверчивостью, отсутствием жизнелюбия, унынием, отчаянием, склонностью к гневу. Доминирование секса и потребности быть любимым свидетельствуют о недостаточном развитии умения любить.

     Действенно-практический компонент этико-психологической готовности к семейной жизни проявляется через внешне наблюдаемые умения и навыки, необходимые в семейной жизни, прежде всего коммуникативные и конструктивные. Критериальными показателями этого компонента могут быть сформированность определенного стиля межличностных взаимоотношений, необходимого для гармоничной семейной жизни (наличие отзывчивости, эмпатии, альтруистических установок, доброжелательности, ориентация на тактичность, сдержанность, умение выделять положительные качества другого человека, умение слушать человека, уважение его взглядов, ориентация на уступчивость в будущей семейной жизни, ориентация на мужественность (женственность), уверенность в себе, отсутствие скованности, способность брать на себя ответственность, способность к взаимопомощи, внимательность, установка на поиск общего с другим человеком, к согласованным действиям, стремление заботиться о близких, умение взглянуть на себя со стороны); согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке; умение моделировать возможные семейные ситуации и предлагать способы их решения (в частности, умение использовать в процессе общения ненасильственные способы взаимодействия (ассертивность), разрешать конфликтные ситуации).

Интеллектуально-познавательный компонент этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни сводится к овладению совокупностью знаний по психологии личности и семейных отношений. Критериальными показателями этого компонента можно назвать наличие представлений о психологии личности, знаний о взаимоотношениях юношей и девушек; понимание особенностей психологии семейных отношений (в частности, понимание особенностей начального периода брака, особенностей семьи, ждущей ребенка; понимание причин возникновения неблагополучных семей; понимание природы эгоизма, знание методов преодоления эгоизма; понимание типичных недостатков семейного воспитания).

Общая этико-психологическая готовность к семейной жизни включает в себя сформированность всех ее составляющих компонентов. Посредством данной статьи я предлагаю модель для формирования выше перечисленных компонентов, которая включает в себя соблюдение определенных педагогических условий.

Проведенное в рамках курса «Обществознание» экспериментальное исследование состояло из констатирующего эксперимента (до и после проведения исследования) и формирующего эксперимента.

В эксперименте участвовало 144 учащихся 8-9 классов (74 учащихся экспериментальной группы классов, где я преподаю, и 70 учащихся контрольной группы из иной школы Санкт-Петербурга). Экспериментальная группа  состояла из учащихся классов, в которых я преподаю.

На этапе констатирующего эксперимента проводилась диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Нами разработан комплекс методик, направленных на исследование выше перечисленных компонентов этико-психологической готовности учащихся к браку.

До и после проведения исследования использовались: методика «Незаконченные предложения», сочинения и анкеты школьников на темы: «Мое настоящее», «Мое будущее», «Жизненный план», «Смысл жизни», «Счастье», «Семья», «Моя семья», «Что дает семья?», «Ценности семьи», «Нравственные нормы брака», «Что необходимо для счастливой семейной жизни?», «Модель благополучной семьи», «Я - будущий семьянин», «Я - будущий родитель», «Модель моей будущей семьи», «Что такое любовь?», «Идеал любви», «Мой идеал жены и мужа», «Мой идеал матери и отца». Данные методики, сочинения и анкеты были направлены на определение уровня выделенных показателей. Экспериментальные данные по показателям мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, действенно-практического и интеллектуально-познавательного компонентов этико-психологической готовности к семейной жизни были обработаны методом контент-анализа.

Для подтверждения результатов контент-анализа использовались субъективные оценки этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни, отражающие их функциональную грамотность, компетентность и образованность в этих вопросах. Субъективные оценки были получены на основании анкетирования (анкеты «Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи») и тестирования (методика «Жизненные ориентации выпускников школы», тест Т. Лири, направленный на изучение межличностных отношений и взаимного восприятия).

В результате обобщения данных, полученных до начала формирующего эксперимента, выяснилось: 45% учащихся экспериментальной и контрольной групп считают себя хорошо подготовленными к созданию собственной семьи (из них 15% отмечают, что к семейной жизни их подготовила школа), 28% - подготовлены на среднем уровне, 27% - плохо подготовлены. Для учащихся 8-9-ых классов характерны различные уровни развития этико-психологической готовности к семейным отношениям.

Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается у 16% девушек и 15% юношей, эмоционально-волевого - у 14% девушек и 21% юношей, действенно-практического - у 7% девушек и 10% юношей, интеллектуально-познавательного - у 15% .девушек и 14% юношей.

У 65% учащихся наблюдается недостаточная значимость ценности «дружная семья», у 74% школьников отмечается принижение значимости ценности «любимый человек». Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния (направленности на другого) наблюдается у 36% девушек и 29% юношей, ориентация на потребность быть любимым(-ой) у 60% девушек и 34% юношей. Ориентация на понимание любви как сексуального влечения отмечается у 4% девушек и 37% юношей.

У 23% девушек и 19% юношей контрольной и экспериментальной групп выявлено наличие особенностей поведения, свидетельствующих о недостаточной сформированности коммуникативной компетентности.

Статистическая проверка экспериментальной и контрольной групп на однородность с использованием критерия Пирсона (критерия согласия распределений) в основном показала отсутствие достоверных различий между группами. Анализ состава групп по гендерному признаку показал наличие достоверных различий по ряду параметров.

В целом у трети учащихся можно отметить невысокий уровень этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Как показали предварительные результаты, в настоящий период времени в недрах родительской семьи подготовка молодежи к семейной жизни осуществляется недостаточно, носит в основном стихийный характер. Существующая сегодня традиционная система обучения также не предполагает подготовку к будущему супружеству и, соответственно, не формирует этико-психологическую готовность школьников к семейной жизни. В этой связи мною была разработана и апробирована модель формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни. Формирование модели по изучаемому вопросу может предполагать создание и учет ряда педагогических условий, а именно:

- модуль 1 – теоретическая подготовка учащихся (изучение основ психологических знаний;

- модуль 2 – тренинг коммуникативной компетентности, необходимой в семейной жизни;

- модуль 3 – реализация компетентностного и аксиологического подходов в обучении;

- модуль 4 – использование технологий личностно-ориентированного обучения учащихся;

- модуль 5 – консультирование учащихся;

- модуль 6 – организация работы с родителями учащихся.

Проектируемые результаты:

1 .Сформированность ценностной доминанты на семье (мотивационно - ценностный компонент этико-психологической готовности к браку).

2. Адекватное понимание любви как многосмыслового многогранного состояния, основы брака (эмоционально - волевой компонент).

3. Коммуникативная компетентность (действенно - практический компонент).

4. Знания, необходимые для создания и укрепления семьи (интеллектуальнопознавательный компонент).

Теоретическая подготовка старшеклассников и тренинг коммуникативной компетентности были осуществлены посредством соответствующей работы на уроках обществознания, создания и апробации внеклассных занятий, направленных на формирование этико-психологической готовности молодежи к семейной жизни.

Внеклассные занятия координируют достижение метапредметных образовательных результатов готовности учащихся к семейной жизни в рамках совместной деятельности учащихся и учителя, которая реализуется в процессе решения ситуационных заданий.

В ходе эксперимента посредством использования компетентностного и аксиологического подходов возможно формирование ценностной доминанты на семье и любви как основе брака, а также формирование коммуникативной компетентности и самостоятельности в принятии решений в сложных семейных ситуациях. Раскрытие ценностного содержания семейно-брачных отношений стало возможным также в ходе изучения данного вопроса в других учебных дисциплинах; истории, литературы и др.

Ценностное содержание семейно-брачных отношений было представлено через систему понятий: мотивация к созданию семьи, духовно-нравственные нормы брака, ценностные ориентации, семейные ценности, родительский пример и его направленность, любовь как направленность на другого, ожидания и притязания супругов, коммуникативная компетентность, способы разрешения конфликтов в семье, психология личности, взаимоотношения юношей и девушек, психология семейных отношений.

     Эффективность этико-психологической подготовки учащихся к семейной жизни стала возможна, на наш взгляд, за счет перевода этих понятий в «личностный смысл» деятельности школьников, что становится возможным при использовании в образовательном процессе технологий личностно-ориентированного обучения.

Использование учителями в работе технологий личностно-ориентированного обучения предполагает:

- проведение психолого-педагогических семинаров с учителями, задействованными в работе по представленным темам;

- создание в школе учебно-методического комплекса, направленного на формирование этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Консультирование учащихся по данной проблематике проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Организация работы с родителями включала в себя психологическое и педагогическое консультирование.

Взаимодействие педагога-консультанта с родителями предполагало актуализацию ценностей, жизненных смыслов, установок и коррекцию родительско-детских взаимоотношений. Также с родителями был проведен всеобуч и тренинговые занятия, направленные на формирование навыков конструктивного взаимодействия, которые могут стать образцом для подражания их детьми.

После апробации модели проводилась итоговая диагностика этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни.

Сравнительный анализ показателей этико-психологической готовности школьников к семейной жизни в экспериментальной и контрольной группах позволил констатировать, что у учащихся экспериментальной группы наблюдается положительная динамика уровня формирования всех показателей этико-психологической готовности к браку. Динамику данной готовности возможно проследить на основе контент-анализа полученных результатов до и после проведения исследования (см. табл.). Контент-анализ включал в себя определение объема высказываний (в %) по заданным категориям и единицам анализа.

Динамика формирования этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни в экспериментальной группе

Критерии

Достоверность различий в группе девушек

Достоверность различий в группе юношей

Мотивационно-ценностный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- желание вступить в брак

- ориентация на пожизненность супружеских уз

- ориентация на преобладание духовного общения над физическим

- стремление к идеалу семейного счастья

- умение определять собственные жизненные ориентации, строить жизненный план, рассуждать о смысле жизни, цели жизни, счастье

- понимание роли мужа как защитника семейства

- осознание ответственности мужа за духовно-нравственное состояние членов семьи

- понимание роли жены как хранительницы домашнего очага

- понимание роли жены как помощницы мужа, душевной опоры мужа

- ориентация на духовные потребности семьи

- понимание отцовства как моральной опоры семейства

- понимание роли матери в привитии детям доброты и сердечности

- ориентация на воспитание в детях доброты, сочувствия, сострадания, справедливости и честности

- понимание влияния на детей личного примера и авторитета родителей

- отрицательное отношение к абортам

p<0,01

н/з

p<0,05

н/з

p<0,05

н/з

p<0,01

н/з

p<0,05

н/з

н/з

p<0,05

н/з

н/з

p<0,01

p<0,01

p<0,01

н/з

p<0,05

p<0,05

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

p<0,05

н/з

p<0,05

p<0,05

p<0,05

Эмоционально-волевой компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- понимание необходимости душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата

- готовность к исполнению роли эмоционального психотерапевта

- доминанта на значимом другом (способности любить)

p<0,05

p<0,01

p<0,05

н/з

p<0,01

p<0,05

Действенно-практический компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- умение выделять положительные качества другого человека

- умение слушать человека, уважение его взглядов, способность понимать переживания другого человека, прощать его недостатки

- женственность (мужественность) в поведении

- способность брать на себя ответственность

- тенденция добросердечности, доброжелательности

- тенденция отзывчивости, тактичности, склонности к заботе о близких, умения уступать

- согласованность ролевых ожиданий и притязаний в браке

- умение моделировать возможные семейные ситуации и предлагать способы их решения

p<0,05

p<0,05

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

p<0,05

н/з

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,01

p<0,05

p<0,05

Интеллектуально-познавательный компонент этико-психологической готовности к семейной жизни:

- наличие представлений о психологии личности

- наличие знаний о взаимоотношениях юношей и девушек

- понимание природы эгоизма, знание как преодолеть эгоизм

- понимание типичных ошибок воспитания в семье

p<0,01

p<0,05

н/з

н/з

p<0,01

н/з

p<0,05

p<0,05

Высокий уровень мотивационно-ценностного компонента наблюдается уже у 38% девушек и 40 % юношей, эмоционально-волевого - у 32% девушек и 38% юношей, действенно-практического - у 22% девушек и 28% юношей, интеллектуально-познавательного - у 33% девушек и 32% юношей.

Динамика результатов, полученных методом контент-анализа подтверждается результатами, полученными в ходе проведения методик («Как вы полагаете, что дала вам школа для создания собственной семьи?», «Подготовленность к созданию собственной семьи», тест Т. Лири). По самооценкам учащихся отмечается существенное влияние представленной модели на формирование этико-психологической готовности учащихся к браку.

У 34% учащихся экспериментальной группы наблюдается повышение значимости ценностей «дружная семья» и «любимый человек». Наблюдается повышение выраженности ориентации на другого человека и снижение выраженности ориентации на понимание любви как сексуального влечения. В экспериментальной группе улучшились показатели коммуникативной компетентности, необходимой для гармоничной семейной жизни.

В целом у трети учащихся улучшился уровень этико-психологической готовности к семейной жизни.

Выраженная динамика результатов в экспериментальной группе позволяет рекомендовать разработанную нами модель формирования этико-психологической готовности к семейной жизни для школьников.

Литература

  1.  Акулова О.В., Неупокоева Н.И., Писарева С.А. Учимся вместе решать проблемы. Часть III / Под. ред. О.Е. Лебедева. СПб: Образование - культура. 2004.
  2.  Альманах психологических тестов. М.: КСП. 1995.
  1. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании. СПб., 2006.
  2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
  3.  Зритнева Е.И. Социально-психологические основы и педагогические условия формирования готовности молодежи к браку и семейной жизни // Семейная психология и семейная терапия. 2005. № 3.
  4.  Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1998.
  5.  Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.
  6. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. М.: Школа-Пресс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания в 9 классе по теме:"Нравственные основы брака и семьи"

Способствовать воспитанию у учащихся уважения к семейным ценностям, родителям, традициям через живое общение с семейной парой, живущей 58 лет, священником церкви Святой Троицы Дмитрием, создание проек...

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

УРОК ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В РАМКАХ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Автор делится собственным опытом проведения семинарского занятия со студентами, посвященного актуальной проблеме становления гражданского общества в современной России...

Анкеты для выявления готовности обучающегося к семейной жизни.

Составленные анкеты помогут выявить  отношение  обучающегося к созданию в будущей семьи,выяснить отношение молодежи к браку,выявить умение обучающихся правильно выстраивать отношения в семье...

"Экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков обществознания и ведения внеклассной деятельности"

Данное экспериментальное обоснование эффективности модели формирования нравственных основ брака и семьи и этико-психологической готовности учащихся к семейной жизни посредством преподавания уроков общ...

Методика "Незаконченные предложения" на тему "Нравственные основы брака и семьи" в рамках курса "Обществознание", модифицированная Лащук Н.Н.

Представленная методика может быть использована на уроках обществознания, психологии, во внеурочной деятельности, в работе педагога-психолога, является опросником, направленным на исследование системы...