УРОК ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО» В РАМКАХ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
учебно-методический материал (11 класс) по теме

Чернышев Александр Юрьевич

Автор делится собственным опытом проведения семинарского занятия со студентами, посвященного актуальной проблеме становления гражданского общества в современной России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gra.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»

 В РАМКАХ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Это занятие я проводил со студентами высшего учебного заведения в рамках семинара по дисциплине «Политология». Но вижу смысл использовать некоторые методические приемы и при изучении этой темы старшеклассниками общеобразовательных школ.

Урок проводится в форме групповой дискуссии, в ходе которого старшекласссники ищут ответ на вопрос великого русского поэта Н.А.Некрасова «Кто гражданин страны родной?». Можно сразу предложить им ответить на этот вопрос, что позволит уже в начале обозначить разные позиции, выявить ключевые тезисы, вокруг которых можно дальше разворачивать дискуссию. Дискуссионные приемы, предусмотренные в плане урока, можно легко перенести в сценарий для внеучебного мероприятия (например, ток-шоу).

        Преподаватель использует метод противопоставления, сталкивая полярные позиции. Так, школьники сравнивают притчу о великом художнике П.Пикассо, который рисовал яблоко, когда немецкие войска входили в Париж с поведением простой девушки Ульяны Громовой, которая, оторвавшись от книги Р.Стивенсона «Остров сокровищ», пошла создавать комсомольское подполье в Краснодоне. Формулируя «плюсы» и «минусы» обеих позиций, школьники должны подойти к пониманию того, что составляет суть гражданской позиции: нежелание замыкаться в своем внутреннем мире, открытость по отношению к происходящему вокруг, способность отзываться на то, что касается других, потребность воспринимать и переживать проблемы других, как свои собственные, ощущение общности и взаимной солидарности.

        После этого школьникам можно предложить высказать свою позицию по какой-либо социально-значимой проблеме, например, о борьбе с преступностью и терроризмом. В результате обсуждения преподаватель формулирует три альтернативы поведения граждан:

  1. самостоятельное, индивидуальное решение проблемы («каждый сам за себя», «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»);
  2. решение проблемы специально уполномоченными государственными институтами, действующими на основании закона;
  3.  решение проблемы путем самоорганизации граждан, минуя государство.

Школьникам предлагается отдать предпочтение одной из альтернатив. По данным различных социологических исследований, в случае угрозы россияне декларируют опору на себя, семью, ближайшее окружение. Можно порассуждать с учениками, почему это происходит.

Преподаватель предлагает для обсуждения ситуацию: как должен действовать человек, если обнаружил щприцы наркоманов в подъезде? Обычно предлагаются такие альтернативы:

  1. не обращать внимание;
  2. вызвать участкового;
  3. подкараулить наркоманов и «разобраться» с ними лично;
  4. организовать дежурство жильцов;
  5. организовать жильцов для установления на двери домофона.

Важно, чтобы ученики обосновали свой выбор из этих альтернатив. Например,  как обычно происходит сбор средств на установку домофона? Необходимо подчеркнуть следующие моменты: жители больше узнали друг о друге, были высказаны различные предложения, причем касающиеся не только защиты от наркоманов: организация уборки в подъезде, ремонт без участия коммунальных служб, организация ТСЖ  и т.д. Учащиеся могут дополнить рассказ преподавателя собственным опытом самоорганизации. Это и есть «гражданское общество в действии». Важно подчеркнуть, что гражданское движение может начинаться с решения элементарных дел, выходящих за рамки личного повседневного опыта.

Преподаватель подчеркивает, что развитое гражданское общество предполагает высокую степень доверия  и солидарности граждан. Однако ведущей тенденцией в современной России остается растущее разобщение людей, что подтверждается данными исследований, проведенных Общественной палатой РФ. «В 1991 году тех, кто считал, «что людям можно доверять», было 41%, считавших, что «с людьми надо быть осторожнее», - 36%. В 2006 году «доверчивых» осталось только 22%, «настороженных» стало 74%... На вопрос «В какой среде вы могли бы рассчитывать на помощь в случае тяжелых жизненных проблем?» 83% опрошенных ответили, что обратятся к близким родственникам. К помощи общественных организаций обратились 4%, в госучреждения – 6%»[1]. Можно провести подобное исследование и среди старшеклассников, чтобы выяснить, какая часть из них готова объединяться,  вступать или создавать собственные общественные объединения  и ради чего.

        Обычно в этот момент у нас на занятии начинается дискуссия о предназначении  и пользе такого рода объединений. Школьники могут подготовить сообщения о своем участии в них. Как показывает наша практика, такие примеры единичные. При том, что в стране растут число действующих неправительственных организаций и их государственная поддержка. Например, социолог О.А.Митрошенков видит признаки гражданского общества в России в следующем: конституцией закреплены основные права и свободы, отменена цензура; есть разные партии, парламент, социальные группы и акторы – бизнес, многочисленные СМИ, профсоюзы, суд; есть гражданские протесты: против монетизации льгот (январь 2005, 240 тыс. чел.), увеличения цен на бензин (февраль, 50 тыс.), реформы ЖКХ (март, 100 тыс.), новых правил дорожного движения (январь 2006, 10 тыс. чел.), митинги в поддержку О.Щербинского (февраль, 25 тыс.); создана общественная палата.[2]

Старшеклассники могут рассказать  о деле  О. Щербинского, арестованного после столкновения с машиной губернатора Алтайского края  и освобожденного под давлением массовых акций протеста. Преподавателю важно подчеркнуть, что благодаря самоорганизации граждан и общественных институтов, был оправдан человек. Это первое. Во-вторых, предприняты действия, направленные на предотвращение подобных случаев в будущем. В Госдуму даже поступил законопроект о внесении изменений в Закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающих существенное ограничение использования чиновниками спецсигналов. Их с легкой руки журналистов называли «поправками Щербинского». Участие граждан в законотворческом процессе свидетельствует о высоком уровне их гражданского самосознания.

Имеет смысл заострить внимание учеников на то, что в связи с «делом Щербинского» в России возникло «цивилизованное автогражданское общество».[3] А завершить можно риторическим вопросом: появится ли в России «цивилизованное студенческое гражданское общество»?


[1] Профиль. 2007. 5 февраля. С.31.

[2] Социс. 2007.№1.С.54.

[3] Итоги.2006.27 марта. С.28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

Самостоятельная работа по обществознанию 11 класс по теме: " Гражданское общество и правовое государство"

Самостоятельная работа предназначена для закрепления тем " Гражданское общество", " Правовое государство" в 11 классе, а также формирования навыков выполения заданий части II контрольно измерительных ...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Тест по обществознанию на тему Гражданское общество и государство

тест для проверки домашнего задания по обществознанию...

Методика "Незаконченные предложения" на тему "Нравственные основы брака и семьи" в рамках курса "Обществознание", модифицированная Лащук Н.Н.

Представленная методика может быть использована на уроках обществознания, психологии, во внеурочной деятельности, в работе педагога-психолога, является опросником, направленным на исследование системы...


 

Комментарии

Чернышев Александр Юрьевич

На выборах победила точка зрения, что человеку и государству в России нужно меньше встречаться.

По мнению социолога Эллы Панеях, на выборы не пошла значительная часть «всего жизнеспособного и вменяемого, что есть в стране». То есть отказался выходить «не мыслящий слой, и не креативный класс, – пишет Панеях в Facebook, – а просто вся та примерно половина населения страны, которая читать-писать умеет уверенно, имеет хоть какую-то профессию и хоть какую-то способность при необходимости заработать себе на хлеб не только в бюджете».
http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/09/20/657699-rossiiskaya-m...

Точно, это про меня.
И в продолжение:
"Все больше людей говорят, что не готовы принимать активное участие в политике: сейчас это четверо из пяти граждан; 66% россиян живут, стараясь не вступать в контакт с властью; 78% говорят, что рассчитывают только на себя и не ждут ни социальных выплат, ни другой помощи (опросы «Левада-центра»).
Можно, наверное, сказать, что если есть «российская мечта» (должна же быть у народа мечта – у американцев есть, у китайцев есть), то она в том, чтобы никогда не встречаться с «ними», никогда и никак не пересекаться, а жить в двух неравных вселенных, на двух неравных полушариях. Но я бы не обольщался по поводу возможности этой мечте сбыться. «Им» без народа никак, поэтому «они» будут продолжать о себе напоминать: отбирать деньги, пугать, отправлять на войну, забивать голову детям разным бредом. Встречаться с «ними» все равно придется".

Увы...