Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Перевозчикова Ирина Анатольевна

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon grazhdanskoe_obshchestvo_i_pravovoe_gosudarstvo.zip284.21 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс

Гражданское общество и правовое государство.

Автор: Перевозчикова Ирина Анатольевна

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Предмет: Обществознание

Класс:  10 ( базовый уровень)

Аннотация.

       Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы: «Гражданское общество и правовое государство». Данная тема является частью главы «Политическая сфера» и раскрывает понятие и сущность основополагающих ценностей демократического государства. Данный конспект может быть полезен при проведении урока в 10 классе общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием учебника под редакцией Л.Н.Боголюбова.

 Содержание.

Введение ……………………………………………..  с. 4

Основная часть   ……………………………………  с. 6

Заключение  …………………………………………  с. 16

Литература  …………………………………………   с. 17

Приложения  ………………………………………..   с. 18

Введение.

            Предмет обществознания в школе призван не только дать учащимся необходимые знания  с целью успешной сдачи единого государственного экзамена, но и сформировать у учащихся необходимые для жизни в обществе качества личности, помочь успешной социализации. Противоречия и проблемы современного российского общества не могут не отражаться на формировании современного подрастающего поколения. Тем актуальнее становится тема, посвященная ведущим ценностям демократического государства.

Современному молодому человеку необходимо  научиться делать осознанный самостоятельный выбор, нести личную ответственность за него. Понятие и признание значимости для человека прав и свобод, гражданского отношения к происходящему позволит ему реализовать себя в жизни. Важно, чтобы каждый сегодняшний школьник отчетливо понимал, что от его личного успеха выигрывает само общество. Поэтому, получая от государства возможности самореализации, гарантии прав и свобод, каждый член гражданского общества обязан неукоснительно соблюдать законы.

Существует мнение, что становление гражданского общества в современной России пока еще не завершилось, а значит, тема правовых отношений, гражданской позиции личности по-прежнему должна занимать одну из ведущих позиций воспитания. Существенной помощью в этом могут служить исторические события -  памятники героизма, патриотизма и преданности своей Родине, Отечеству.

           Современные средства обучения позволяют сделать любой урок не просто интересным, но и деятельностным. Использование в данном случае интерактивной доски подтверждает это. Возможности оборудования позволяют реагировать, фиксировать и даже изменять части урока. Данный конспект рассчитан на использование заданий, направленных в большей степени на развитие и аргументацию собственной позиции, но при желании

учителя в нем могут быть использования задания воспроизводящего характера и задания экзаменационного типа.

            Предположительно, проведение урока позволит учащимся достичь поставленных целей, незатруднительно подойти к осознанию преимуществ демократии в общественных отношениях. Информационно-коммуникативные технологии позволяют разнообразить учебную деятельность, что соответственно влияет на ее качестве. Применение интерактивной доски на уроке повышает творческое начало в учащихся. И, как показала практика, проявляется в стремлении и отсутствии страха подготовки собственных презентаций к уроку, собственных фильмов, клипов.

        В течение урока в качестве исходного материала для работы групп и класса предполагается использование презентации, представленной в приложении. Часть слайдов имеет свободное пространство, которое  заполняется  учащимися в ходе урока при выполнении  конкретных заданий. Подводя  итог,  учащиеся имеют возможность воссоздать полную картину выполненного, получив печатный вариант прожитого урока. В перспективе - размещение данных и аналогичных материалов на личном сайте учителя,   с целью предоставления возможности для самостоятельного закрепления или изучения темы  отсутствующим на уроке учащимся.

Конспект – сценарий урока обществознания

в 10 классе ( базовый уровень)

« Гражданское общество и правовое государство»

Цели и задачи урока:

     Познакомить с правовым государством как основным институтом политической системы, его особенностями и признаками.

    Развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия, участвовать в дискуссии, работать с документами.

     Используя пример патриотизма и гражданственности участников Отечественной войны 1812 года, оказать влияние на формирование отношения к построению гражданского общества.

Тип урока:   изучение новых знаний

Оборудование:  учебник, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация 

        Для  лучшей организации образовательного процесса и усвоения материала лучше использовать групповой метод работы. В зависимости от качества и скорости умения работать на интерактивной доске может варьироваться количество  групп. Данный урок рассчитан на использование стандартных принципов групповой работы, поэтому отдельной строкой не комментируется.  ( «Должности», ответственность, выступающие и порядок предоставления группам материалов может также по усмотрению учителя меняться)

Ход урока.

I. Организационный   момент.

- Добрый день, здравствуйте. Рада видеть вас здоровыми и в хорошем расположении духа. Уже третий урок мы с вами изучаем Политическую сферу общества, сегодня познакомимся с очередными институтами политической системы. Для удобства работы мы заняли привычные рабочие группы. Всем ли удобно и комфортно? Все ли имеют возможность встать и выйти к доске?

II. Изучение новой темы.

1. - Тема сегодняшнего урока звучит так: Гражданское общество и правовое государство.                      ( слайд1)

Цель, к которой, я надеюсь, мы придем все вместе – это дать оценку этим двум понятиям. Какую роль играют гражданское общество и правовое государство в жизни государства и каждого человека. Вот поэтому имени у сегодняшнего урока пока еще нет.

 - Я предлагаю начать работу с выполнения небольшого задания:  используя данные на доске понятия и символы необходимо составить схему взаимоотношений . ( слайд2)

   Группы получают карточки с двумя описаниями.  Учащимся предлагается оценить два разных типа взаимоотношений между государством и его жителями:

А) В истории был период, когда государственная власть высоко стояла  над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе. Его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей. Либо налагало определенные обязанности.( Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору,

но мог и самого знатного  вельможу лишить не только имущества, но и отправить на плаху.)

Б) В древнегреческих полисах между гражданами ( коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей и работой. Полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. Решая вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных.

Каждая группа оставляет свою схему под соответствующей буквой на доске.                                           ( Схемы на доске:   А)    ГОСУДАРСТВО

                                                                                                    ↓                                                                                                                                          

                                                                                                ПОДДАННЫЕ

Б)   ГОСУДАРСТВО ↔ ГРАЖДАНЕ )

- Давайте обсудим и выберем более точную схему. А кто из вас попробует дать оценку. Насколько комфортно и удобно жить в каждом их приведенных государств? Почему?

- Говоря современным языком, для наиболее комфортной жизни, взаимоотношения между государством и гражданами должны строиться так, как получилось у нас на схеме под буквой Б. Данную схему взаимоотношений можно было бы назвать схемой правового государства, но в ней чего-то не хватает.

2. - Ознакомьтесь, пожалуйста,  с признаками правового государства и найдите то, чего не хватает в «сотворенной» нами схеме.  ( слайд 3)

 

       

   На слайде презентации и в раздаточном материале перечислены основные признаки правового государства:

  1. Верховенство правового закона.
  2. Широкий спектр прав и свобод
  3. Взаимная ответственность личности и государства
  4. Реальный принцип разделения властей
  5. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений.

- Какая группа готова предложить свой вариант доработки схемы?  ( Ответ учащихся: правовые законы)

- Правильно, молодцы. Несомненно - это прочный фундамент отношений.

- А теперь попробуйте оценить наше государство, отмечая присутствие либо отсутствие тех или иных признаков в характеристике РФ. ( Учащиеся отмечают, доказывая подтверждающими примерами, присутствие всех признаков и делают вывод, что РФ – правовое государство)

 

3. – В подтверждение  нашего вывода откроем Конституцию Российской Федерации и в ст. 1  читаем: Российская Федерация – Россия  есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

- Как вы думаете,  предоставляя своим гражданам широкий спектр прав и свобод, какие цели преследует наше государство? ( Ответ учащихся : возможность максимального комфорта, самореализации, принесения пользы самому государству)

- А что вправе потребовать государство от своих граждан и чего вправе ожидать от них? ( Ответ учащихся: быть гражданином; гражданского поведения; исполнения законов)

- Как вы думаете, возможно ли по внешности человека определить ( предположить) является ли он гражданином своего государства?  

- Предлагаю вам сделать это  и попытаться доказать свой выбор ( слайд 4)

        Учащимся предлагается «картинная галерея» известных и неизвестных людей с просьбой выделить из них граждан и определить гражданские качества, подписав их.  Далее происходит  перемещение портретов  на доске в одну группу ( столбик)  .

- А вот что говорят многие историки, ученые по поводу характеристик гражданина своего государства    ( слайд 5)

Согласны ли вы с ними? Почему внешность или род занятий не всегда могут дать точный ответ о гражданской позиции человека?

4. Так или иначе, но каждый гражданин в отдельности является частью всего гражданского общества. И, как утверждают ученые, его сущность разниться с понятием государства.

- Существует 2 концепции гражданского общества.  ( слайд 6)

- Первая предложена Джоном Локком  и объясняет развитие гражданского общества  насыщением связями  и объединениями, прежде всего неполитического характера. Шарль Монтескье, автор второй концепции,  делает упор на самоорганизацию общества. Предлагая рассматривать государство  как порождение, высшую ступень такой самоорганизации.

- Мы с вами под гражданским обществом будем понимать всю совокупность неполитических отношений; идеал, олицетворяющий общество свободных, суверенных личностей.

               Учащимся предлагается  листок с определением гражданского общества.

- Как вы считаете, как давно в России существует гражданское общество? Возможно ли было существование свободных, суверенных личностей в эпоху крепостного права?

- Я предлагаю вам ознакомиться с документами и определить время и историческое событие, повлиявшее на их появление.

                  А. Мнение историка Е.В.Тарле

     Конечно, коренной из всех его ( Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет  о защите родины…   Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это  Наполеон узнал слишком поздно.

                  Б. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии  объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Его обвиняли даже в измене.  «Что же касается до меня лично, - писал он в одном из писем,- то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и положении»

                 В. Ц. Ложье ( французский солдат) в письме.

«…Дома, хотя большей частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

… С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем»

              Г.  Геройство старостихи Василисы.

Староста одной из деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его  поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев. Собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама.

         

     Д. Александр Самойлович Фигнер ( 1787 – 1813)

В начале Отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика. Благодаря необычайной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения…

               Е. ….   Поселяне одной Калужской губернии с того времени,  как неприятель коснулся их границ, будучи вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно приходят они просить оружие, умоляют начальников отрядов дать им случай к поражению врага, и просьбы их по возможности выполняются. Много есть подвигов знаменитых … приняты меры, чтобы узнать об них и предать отечеству для должного почтения…

        Далее идет обсуждение документов и беседа, подводящая к выводу об одной из главных черт гражданской позиции – патриотизме.

- Какое историческое событие стало причиной появления этих документов?

- Можно ли  говорить о существовании правового государства и гражданского общества в начале XIX  века?

- Почему же тогда я предложила вам проанализировать именно эти документы? Аргументируйте свой ответ цитатами из них.

- Почему документы рассказывали о героизме граждан в годы отечественной войны именно 1812 года? (ответ учащихся: в этом году юбилейная дата исторического события)

 - Правильно. В этом году вся наша Россия отмечает 200-летний юбилей победы в  Отечественной войне против Наполеона.

 -О мужестве, героизме, гражданской позиции участников писали многие великие писатели и поэты. Бородинское поле стало символом воинской

славы, непобедимости. И не только русского оружия. Сегодня я совсем не случайно, говоря о гражданском обществе, сделала разворот в историю. Кто как не история учит нас, подсказывает и доказывает правильность выбранного решения.  Да, к сожалению, проживая в далеко не правовом государстве, крестьяне за свою преданность не получили освобождения от крепостной зависимости. Но сегодняшние граждане в память о великих победах «граждан» Российской империи слагают гимны, предостерегая нас от ошибок, предлагая четкую установку  сегодняшнего гражданина великой страны.   ( слайд 7)

  Учащимся предлагается прослушать гимн о Бородинском поле, героях Отечественной войны. Остановиться на прозвучавших в нем призывах к современному гражданину.

5. – Большая Родина, огромное Отечество формируются у каждого с осознание ценности и важности своей малой Родины, своего родного дома. И, без сомнения,  лучше, если это происходит в мирное время.  Конституция Российской Федерации гарантирует своим гражданам право на самоорганизацию, право на осуществление публичной власти на местах органами местного самоуправления. Прошу внимания на доску.   ( слайд 8)

             Для удобства работы, основные характеристики органов местного самоуправления также могут быть в качестве раздаточного материала.

- Давайте вместе проанализируем,  с какой целью существует в нашем селе  представительство граждан .( ответы учащихся поясняют функции органов местного самоуправления)

- 4 марта 2012 года в нашем государстве прошли выборы президента РФ и вместе  с ним мы выбирали  депутатов местного ( нашего Шарканского) органа самоуправления.  Из приблизительно 7000 жителей села выбрали всего 13 человек, которым доверили решение перечисленных вопросов. Знакомы ли они вам?    ( слайд 9)  

- Как вы думаете, по каким причинам ваши родители выбрали именно их? Какое отношение это имеет к теме сегодняшнего урока?

( ответ учащихся: за личные гражданские качества, неравнодушие, стремление изменить жизнь всего общества к лучшему. Эти качества рождаются в людях и находят свое проявление только в условиях правового государства, когда эти права провозглашены и гарантируются)

III. Закрепление изученного. Подведение итогов.

- Пришло время подводить итоги и я прошу вас выполнить 2 задания    

 ( слайд 10)

            Учащимся предлагается : 1) найти понятие, не имеющее отношение к правовому государству

2) из приведенного списка выбрать элементы гражданского общества.

Группы выполняют, одна, справившаяся быстрее остальных, отчитывается у доски, а все остальные передают листки с ответамидля взаимопроверки.

- Молодцы, я рада, что задания показались вам совершенно не сложными.

- Предлагаю вам сформулировать ответ на первый вопрос сегодняшнего урока :  Какую роль играют и чем по существу являются в жизни человека и государства гражданское общество и правовое государство?          

      ( ответ учащихся:  две самые важные, ведущие ценности, дающие возможность людям жить и чувствовать себя комфортно и счастливо).

- Вернемся к первому листу урока и попытаемся сформулировать имя урока           Имя урока может быть совершенно неожиданным, в зависимости от того, насколько «дошел» урок до сердец и ощущений учащихся.

IV. Домашнее задание. Оценивание работы.

- В качестве домашнего задания ( слайд 11) вам предстоит сформулировать свою позицию по отношению к СМИ как силы, формирующей гражданское общество. Вам поможет параграф 22 учебника.

- Для оценки работы на сегодняшнем уроке  предлагаю заполнить оценочные листы. Напоминаю, что максимум в 1-3 строке – 1балл, в 4 строке -1,5 балла, а в 5 строке – 0,5 балла.

                     Оценочный лист представляет из себя два столбика ( личная оценка; оценка группы) и 5 строк: 1) включался во все задания активно     2) участвовал в обсуждении       3) высказывал и доказывал свою точку зрения       4) отвечал за группу перед классом       5) сформулировал имя урока или  вывод урока; самостоятельно правильно справился с последними заданиями.

- Большое спасибо за урок. Желаю вам не просто чувствовать, но и иметь возможность проявить свою гражданственность. До свидания.

                                       

Заключение.

Конспект данного урока, как в прочем и любой другой, не может передать индивидуальность учащихся, педагога, их работу и эмоциональный накал урока. Тем не менее, современные технические средства позволяют все это усилить. Учащиеся освобождены от потери времени на переписывание материала для запоминания ( всю необходимую информацию из презентации легко распечатать каждому ученику в любом формате), возможности интерактивной доски позволяют вернуться в любой момент урока к любой записи для  напоминания и дополнения её. Интерактивная доска и приемы работы на ней не вызывают у учащихся затруднений или безудержного восторга, являясь нормальным атрибутом обучения сегодняшнего дня.

 Предложенная тема урока является в курсе обществознания повторяющейся и данный конспект  может быть использован для изучения перекликающихся или аналогичной темы в 9 и 11 классах. Предложенная логика изложения материала позволяет варьировать не только историческими примерами, но и набором заданий для закрепления.

Предложенный вариант использования исторических событий 1812 года позволил сделать акцент только на одной из составных характеристик гражданина – патриотизме. Но именно эта характеристика гражданина, гражданской позиции чаще всего остается в тени, как сама собой разумеющаяся. Актуальность использования именно этих событий связана еще и с юбилейными  празднованиями.

В целом, надеюсь, что предложенный вариант изучения темы позволит не просто о роли демократии в жизни, но и подведет к пониманию и осознанию необходимой взаимной ответственности государства и гражданского общества. В понимании основ демократии, ее основных ценностей  есть сила государства.

                                      Литература.

  1. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIX век. -М.: ВАКО, 2004 г.- 288с.
  2. Конституция Российской Федерации
  3. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А.Корнева.-Волгоград: Учитель, 2007.-270с.
  4. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы. / сост. Т.А.Корнева.- М.: Глобус,2009г.-302 с.
  5. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс.- М.: ВАКО, 2008г.-288 с.
  6. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России.- М.: Экзамен, 2008 г.- 381 с.

Приложения.

                   Раздаточный материал для учащихся

I.     А)       В истории был период, когда государственная власть высоко стояла  над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе. Его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей. Либо налагало определенные обязанности.( Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного  вельможу лишить не только имущества, но и отправить на плаху.)

Б)     В древнегреческих полисах между гражданами ( коренными жителями) и государством складывались взаимные политико-правовые отношения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до самой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей и работой. Полноправные граждане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. Решая вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных

II.        Признаки правового государства.

1.   Верховенство правового закона.

  1. Широкий спектр прав и свобод
  2. Взаимная ответственность личности и государства
  3. Реальный принцип разделения властей
  4. Политический и идеологический плюрализм, выражающийся в существовании различных партий, течений.

III.   Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные частные ( индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.

      Здесь, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры.

IV.

                  А.   Мнение историка Е.В.Тарле

     Конечно, коренной из всех его ( Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет  о защите родины…   Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это  Наполеон узнал слишком поздно.

                  Б.      Главным виновником отступления и всех бед в русской армии  объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Его обвиняли даже в измене.  «Что же касается до меня лично, - писал он в одном из писем,- то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и положении»

             

    В.       Ц. Ложье ( французский солдат) в письме.

«…Дома, хотя большей частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

… С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от старика до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем»

              Г.      Геройство старостихи Василисы.

Староста одной из деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отсутствие его  поселяне поймали еще несколько французов, и тотчас же привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев. Собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде предводителя препровождать французов сама.

               Д.       Александр Самойлович Фигнер ( 1787 – 1813)

В начале Отечественной войны был штабс-капитаном артиллерии. После занятия французами Москвы с разрешения главнокомандующего проник туда в качестве разведчика. Благодаря необычайной смелости и знанию иностранных языков он, переодеваясь во французскую военную форму, неоднократно проникал в неприятельский лагерь, собирая важные для русских войск сведения…

     

          Е.        Поселяне одной Калужской губернии с того времени,  как неприятель коснулся их границ, будучи вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно приходят они просить оружие, умоляют начальников отрядов дать им случай к поражению врага, и просьбы их по возможности выполняются.    Много есть подвигов знаменитых … приняты меры, чтобы узнать об них и предать отечеству для должного почтения…

V. Оценочный лист    ________________________________ ( ф. и. ученика)

критерии оценивания

     сам

   группа

включался во все задания активно    

участвовал в обсуждении    

высказывал и доказывал свою точку зрения      

отвечал за группу перед классом    

сформулировал имя урока или  вывод урока; самостоятельно правильно справился с последними заданиями.

Итог:

Музыкальный видеоролик

« Гимн русскому воинству 1812г.»

МБОУ  Шарканская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Презентация по обществознанию 9класс. Тема "Политика". Урок "Гражданское общество и правовое государство".

Урок изучения нового материала.План: 1.Что такое ГО? 2.Структура ГО; 3.Подсистемы ГО; 4.Взаимоотношения ГО и государства; 5.Правовое государство....

презентация по обществознанию 10 класс "Гражданское общество и правовое государство"

презентация к уроку по теме "Гражданское общество и правовое государство"...

Самостоятельная работа по обществознанию 11 класс по теме: " Гражданское общество и правовое государство"

Самостоятельная работа предназначена для закрепления тем " Гражданское общество", " Правовое государство" в 11 классе, а также формирования навыков выполения заданий части II контрольно измерительных ...

Конспект урока обществознания (8 класс) по теме "Собственность".

Конспект урока по теме "Собственность"  в рамках курса Обществознания 8 класс. Основные понятия рассматриваемые на уроке: имущественные отношения, собственность, право собственности, фо...

Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на...