Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на базовом уровне, по учебнику и программе Л.Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урока обществознания

Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

11 класс

учителя истории и обществознания

Крючкова Сергея Николаевича

Методические рекомендации к уроку «Правовое государство и гражданское общество»

11 класс

Формы и приемы обучения

Фронтальная форма обучения:                  

словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

Групповая (парная) форма обучения:

 организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

Индивидуальная форма обучения:

работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий, заданий ЕГЭ, устный ответ у доски.

Технологии обучения:

проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, личностно-ориентированное  обучение, здоровьесберегающие технологии.

Данный  урок  в  общей  системе  преподавания  обществознания   в  разделе  «Обществознание», профильный уровень. автор программы Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебников издательство «Просвещение» 2010 год; учебник Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирновой Обществознание. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2012г. Глава вторая: «Политическая жизнь современного государства», третья тема в данном разделе. Плановый урок.

Первый урок в новой теме.  Урок с опорой  на  конкретные  теоретические  знания  и  практические  умения  учащихся  работать  с  текстом  документа, со  справочной  и  дополнительной  литературой, участвовать  в  беседе, делать  выводы. сравнивать, группировать, классифицировать, выяснять закономерности. При  планировании  урока  были  учтены  особенности  развития  учащихся11 класса, их  умение  и навыки работы с источниками, осознание  цели урока, умение  делать  вывод, умение  оценивать  свою  деятельность  и  деятельность  одноклассников,  умение  работать  в  группах.  Также понимание важности изучения политического строя своего государства для формирования всесторонне развитой личности. Образовательные, воспитательные  и  развивающие  задачи  решались  в  комплексе. Использование  методики  проблемного обучения   дает  возможность  каждому  ученику  почувствовать  свою  значимость  на  уроке, приобрести  уверенность  в  своих  действиях, учит  межличностному  общению. В ходе урока  используются информационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

В течение урока  организуется обратная связь: постоянное «субъект – субъектное» взаимодействие между учителем и учениками, учеников между собой. Обратная связь также  отражается в рефлексии, самооценки не только результата, но и деятельности.

Основные этапы урока:

1.     Стадия  вызова: пробудить  интерес, подготовить  учащихся  к  предстоящей  работе. Совместная постановка  цели  урока, принятие  ее  учащимися, мотивация  их  дальнейшей  деятельности.

2.     Стадия  осмысления: учащиеся  сталкиваются  с    информацией; пытаются  решить  ту  или  иную  проблему, опираясь  на  знания полученные в курсе изучения обществознания, текста  учебника, первоисточников.

3.     Стадия  размышления (рефлексии): происходит  корректировка  взглядов  учащихся  на  основании  полученной  ими  информации, происходит  закрепление полученных знаний.

Целеполагание осуществляется как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Школьники  самостоятельно ставят цели, определяют задачи урока.  Цели урока достигаются за счет использования системно - деятельностного подхода в обучении, что  способствует  расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность школьников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через включение заданий на логические мыслительные операции, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановку и решение проблемы. Учебные задания носят поисковый, творческий характер. Работа в группах позволяет учащимся формировать коммуникативные УУД: развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения.

Применение информационных технологий способствует  созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации.

Тема: «Правовое государство и гражданское общество

Класс: 11

Цели урока:

1.Когнитивные компетенции (познавательные):

а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества,

б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ;

2.Операционные компетенции (развивающие):

а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

б) выработка определенных алгоритмов действий;

3.Ценностные компетенции (воспитательные):

а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

б) способствовать развитию демократической культуры.

Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ЕГЭ.

Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.

Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно - деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний.

                                         Ход урока

1.Орг. момент:

Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество.

2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить смысл данной притчи.(Слайд №1)

Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: «Гражданское общество и правовое государство». (Слайд №2)

Учитель: С чем ассоциируется у вас данная иллюстрация?  Лестница ведущая в светлое будущее, где все будут равными, свободными, добрыми, уважать права и свободы друг друга и это будущее сравнимо с раем, цветущим райским садом. Конечно такое возможно только в совершенно правовом государстве и когда общество станет гражданским.

3. Постановка цели урока:

Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3)

В ЧЕМ  СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ, ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ  И ВЗАИМОСВЯЗЬ С  ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ  ВЛАСТИ, Подготовка к ЕГЭ

Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4)

4. Изучение нового материала.

 А) Правовое государство.

 (Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из курса обществознания 9, 10 классов.)

Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.)

Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки).

  1. Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью.

(Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами).

Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм?

Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.)

Вывод делают учащиеся:  По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайды 7-10).

- Физ. минутка.

В) Гражданское общество.

Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт 18. (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу.

 

Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради).

Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися.

Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты).

Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы).

Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество?

Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайд 13-16).

Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме? 

Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф 18, ответить на вопросы.

Выполнить задания ЕГЭ.

Подготовить презентацию на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ».

Напишите эссе: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон». (Эпикур)

Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1 Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов
  • Усвоил новый материал частично-7-8 баллов
  • Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов
  • Допустил ошибки-7-8 баллов
  • Не справился 4-5 баллов

3 Как работала подгруппа?

  • Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов
  • Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Итог урока. (Слайд №20)

Приложение

Приложение № 1

 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 Статья 1   

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. 

 Статья 2 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 

 Статья 3 

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 

Статья 7   

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 
 Статья 8   

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 

 Статья 10   

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 

 Статья 13 

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 
Статья 17 

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 

 Статья 19   

1. Все равны перед законом и судом. 

Приложение № 2

1 группа

Приведите пример элементов гражданской позиции, гражданских поступков, гражданского общества из истории России до 20 века.

2 группа

Приведите пример элементов гражданской позиции, гражданских поступков, гражданского общества из истории России, СССР  20 века.

3 группа

Приведите пример элементов гражданской позиции, гражданских поступков, гражданского общества из истории  современной России.

Приложение № 3

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:
• нации, национальные движения;
• классы, коалиции классов;
• общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);
• политические партии; политические движения;
• массовые общественные движения (защитников окружающей среды, противников размещения ядерного оружия и т. п.); профсоюзы;
• религиозные организации;
• общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);
• союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);
• общества потребителей;
• трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Приложение №4

МБОУ «Ташлинская СОШ» , Крючков Сергей Николаевич, учитель истории и обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"...

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

Презентация по обществознанию 9класс. Тема "Политика". Урок "Гражданское общество и правовое государство".

Урок изучения нового материала.План: 1.Что такое ГО? 2.Структура ГО; 3.Подсистемы ГО; 4.Взаимоотношения ГО и государства; 5.Правовое государство....

презентация по обществознанию 10 класс "Гражданское общество и правовое государство"

презентация к уроку по теме "Гражданское общество и правовое государство"...

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме «Государство и граждане» по учебнику Кравченко

Урок «Государство и граждане», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Политика и право». Урок предполагает изучение нового материала на основе име...

План-конспект урока обществознания в 9 классе: «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»

План-конспект урока обществознания в 9 классе:«Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов»...