Методическая разработка урока Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Урок проводился в рамках Всероссийской конференции "Воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании" по секции "Развитие критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yrok1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока учителя Платонова Н.П.

Тема: Политические режимы. Гражданское общество и правовое государство.

Цели урока:

  1. Добиться усвоения учащимися основных понятий курса
  2. Объяснить классификацию политических режимов.
  3. Привести исторические примеры различных режимов.
  4. Объяснить учащимся особенности гражданского общества , а также признаки правового государства.

Основные понятия и термины: гражданское общество, гражданство, авторитаризм, парламент, тоталитаризм, гражданин, политический режим.

Эпиграф к уроку:

«Признание человека свободным лицом составляет величайший шаг в историческом движении гражданской жизни; оно обозначает ту ступень, на которой гражданский порядок становится истинно человеческим».

                                                                                                          Б. Чичерин

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания

Опрос-беседа

  1. Изучение нового материала

План изучения нового материала

А) Политические режимы

Б) Гражданское общество

В) Правовое государство

А) Политические режимы

Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью

Основные типы:

- Демократические (Либерально-демократический, парламентский)

- Недемократические (Деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный)

Б) Гражданское общество

   

Объяснению этого вопроса предшествует небольшая дискуссия. Учащимся предлагается вопрос: Что необходимо обычному человеку, обывателю от общества?

В результате дискуссии выясняется, что человеку необходимо следующее: порядок, безопасность, материальное благополучие, реальная свобода, определенный уровень культуры, уважение к себе, работа. Все это,  в общем- то, и призвано обеспечить гражданское общество.

Гражданское общество- это не контролируемая государством сфера жизни граждан страны. Гражданское общество является продуктом свободного рынка и демократии. Его существование возможно только в условиях верховенства закона, равного и обязательного для всех. Включает в себя экономические, религиозные, правовые, нравственные отношения, а также, политические, в которые государство непосредственно не вмешивается. В условиях гражданского общества активно действуют партии, различные движения и т.п.

Развитая система неправительственных организаций- один из важных признаков гражданского общества.

Гражданское общество состоит их граждан, обладающих всей полнотой реальных прав и исполняющих необходимые обязанности.

Государство с его органами власти находится под контролем общества. Гражданское общество влияет на политику государства в первую очередь через свободные демократические выборы.

Через своих представителей в органах власти гражданское общество регулирует свое экономическое положение ( налоги, законы, развитие предпринимательства и экономических свобод).

Развитая сеть благотворительных организаций регулирует социальные отношения в гражданском обществе, успешно борется с бедностью.

Таким образом, гражданское общество- это общество свободных личностей, граждан, наделенных самими широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

В) Правовое государство

Правовое государство- это государство, где власть ограничена законом, правом, в котором выражается власть народа. Идея правового государства- одно из важнейших достижений общественных наук.

Каковы же главные признаки правового государства? Это, прежде всего, верховенство закона, равенство всех граждан перед законом; и, конечно, в правовом государстве должен действовать принцип разделения властей, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

  1. Закрепление изученного материала

А) вопросы для обсуждения:

- Что такое политический режим? Чем он отличается от формы правления?

- Как классифицируются политические режимы?

- Приведите примеры авторитарных режимов.

- Приведите примеры диктаторских режимов, дайте им характеристику.

- Дайте характеристику диктаторского режима.

- Дайте определение гражданского общества.

- Что такое гражданство и в чем оно выражается на практике?

- Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?

- Можно ли назвать гражданским современное российское общество?

- Все ли права человека могут быть реализованы в гражданском обществе?

Б) Работа над основными понятиями.

Политический режим

Авторитаризм

Парламент

Гражданское общество

Гражданство

Тоталитаризм

Домашнее задание: Провести сравнительный анализ правового государства и гражданского общества и сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское общество и правовое государство.

Рассматриваются понятия гражданское общество и правовое государство, их признаки и взаимосвязь. Особенности складывания и функционирования  гражданского общества и ггосударства в России....

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

Презентация по обществознанию 9класс. Тема "Политика". Урок "Гражданское общество и правовое государство".

Урок изучения нового материала.План: 1.Что такое ГО? 2.Структура ГО; 3.Подсистемы ГО; 4.Взаимоотношения ГО и государства; 5.Правовое государство....

презентация по обществознанию 10 класс "Гражданское общество и правовое государство"

презентация к уроку по теме "Гражданское общество и правовое государство"...

Тест "Гражданское общество и правовое государство"

Тест можно использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Открытый урок «От местного самоуправления - к гражданскому обществу и правовому государству».

Цель урока: Формирование активной гражданской позиции  через обращение к важнейшим проблемам окружающего социума.Задачи урока:Выяснить роль местного самоуправления в процессе формирования гр...